Семь спектаклей о любви будут представлены зрителям на первом фестивале, организованном Театром драмы при активной поддержке Рязанского женского клуба. С 21 по 27 ноября уютная сцена на Театральной примет семь театров из разных городов нашей страны и зарубежья – публике будут представлены спектакли:
При этом иностранные постановки интересны вдвойне – какой покажется загадочной русской душе немецкая, сербская или казахская трактовка таких знаменитых произведений, как «Братья Карамазовы», «Ромео и Джульетта», «Коварство и любовь»?
Чтобы отчасти удовлетворить любопытство, попробуем осторожно, одним глазком заглянуть за кулисы иностранных театров.
«Коварство и любовь»
(18+). Мюнстер, Германия. Вторник, 22 ноября.
Луиза из мелкобуржуазной семьи, а Фердинанд – молодой дворянин. Их отцы решительно настроены против подобного союза. Музыкант Миллер опасается за честь и репутацию дочери, а богатыйчиновник вынашивает далеко идущие планы относительно будущего сына. Тот должен жениться на фаворитке князя и тем самым упрочить положение отца при дворе. Но молодые влюбленные пытаются во что бы то ни стало сохранить свою любовь. Фердинанд восстает против отца, затевая коварную интригу. А тот тем временем пытается использовать симпатию своего секретаря к Луизе.
Любовь оборачивается кошмаром: юная пара над пропастью собственной страсти, раздираемая чужими интересами власти и ревности.
Слово «коварство» нечасто услышишь в современном мире, однако сегодня оно особенно актуально. И потому режиссер Таня Вайднер решительно переносит действие пьесы Шиллера в современность. Используя простые абстрактные декорации с ломающимися стенами, она делает ставку не на ситуацию, а на типажи – такие вечные архетипы, как карьерист-отец Фердинанда, который все в жизни подчиняет бизнесу, или леди Мильфорд, олицетворяющая трагедию женщины – игрушки в руках могущественных мужчин.
Хотя мультимедийный подход к классическим произведениям не нов, но в данном случае он бьет не в бровь, а в глаз. Частная жизнь? В сети она едва ли возможна. Таня Вайднер обращается к проблеме современных массмедиа. Актеры постоянно используют любительскую видеокамеру – это единственный реквизит, постоянно присутствующий на сцене. О личном они говорят не с глазу на глаз, а проецируя изображение на экран.
Карамазовы
(18+) Белград, Сербия. Четверг, 24 ноября.
Федор Михайлович Достоевский в романе предупреждает нас, что нужно как можно скорее отделяь зерна от плевел, различать зло в человеке до того, как оно распустится буйным цветом.
И в новой сценической адаптации «Братьев Карамазовых» страсть в людях разгорается до бушующего пламени, овладевает даже теми, кто казался воплощением чистоты, и толкает их к греху. Этот огонь охватывает Федора, Дмитрия, Ивана и Алешу, и в то же пекло попадают Грушенька и Катерина.
Это – иная любовь, со всеми ее мрачными глубинами и ослепительными высотами. Как инсценировка, так и спектакль «Карамазовы/Призрачный Эрос» Владимира Лазича являются лишь одной из возможных интерпретаций необузданных Карамазовых, Грушеньки и Катерины.
Это – жажда любви, в которой вы узнаете себя.
И вспомните, что, когда желание сходит на нет, рождаются зло и разрушение. А отвергнутая любовь порождает страдание и призрачную, но осознанную смерть!
Ромео и Джульета
(12+) Алматы, Казахстан. Суббота, 26 ноября.
Опять эти двое со своей любовью… Казалось бы, умрите уже с миром!
Только Ромео с Джульетой, живучие, как кошки, плодятся и размножаются на подмостках больших и малых театров… Этому есть, наверное, единственное объяснение: покуда пьеса вызывает вопросы, ее рано кидать в репертуарную топку.
Алматинскую интерпретацию «печальнейшей из повестей на свете» не следует рассматривать в историческом контексте. Суть ее в том, что венец творения все время вмешивается в жизнь себе подобных, пытаясь изменить ее в соответствии со своими представлениями о смысле бытия. Но даже благими намерениями вымощена дорога в ад… шекспировских страстей.
Митина любовь
(16+) Санкт-Петербург. Понедельник, 21 ноября.
В центре внимания автора — искренние и мучительные переживания молодого человека, впервые испытавшего всю гамму чувств, связанных с приходом первой Любви. Восхитительные ощущения от первого прикосновения рук, тяжелые сомнения от первых ссор, эйфория от совместных прогулок, неожиданная ревность, искренние признания, бешеная радость от касанья губ и… томительные и грустные размышления о несоответствии ожиданий и реальности.
Три романса о любви
(16+) Нижний Новгород. Среда, 23 ноября.
Романс первый – одноактная пьеса Л.Петрушевской «Любовь», романс второй – первый акт пьесы С.Злотникова «Пришел мужчина к женщине», романс третий – инсценировка рассказа В.Распутина «Рудольфио». Три странные, но вполне жизненные истории, три совершенно разных типа взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Их герои рождены и жили в СССР, «болели» болезнями того времени, пели песни Окуджавы… И аллюзии очевидны. Но спектакль-то о вечном – о любви. Или об отсутствии её, или о предчувствии…
– О «недолюбленности», – уточняет режиссер-постановщик Родион Овчинников. – Недолюбленность у всех ужасная – в детстве недолюбили, в браках недолюбили… Нам Богом отпущено такое богатство, а мы зачастую и десятой доли не получаем. А это так необходимо - чтобы человек был «облюблен», чтобы не срывался он в мерзости жизни. Ведь если любят, то этой любовью многое покрывается, не сделаешь многих подлостей…
Дикарь
(16+) Кострома. Пятница, 25 ноября.
Молодая учительница приглашена в поместье, находящееся в горах Испании, для воспитания ребенка. Правда, оказалось, что ребенку 24 года. Пабло вырос в горах, вдали от цивилизации, он умеет охотиться, но не знает элементарных правил поведения в обществе. Он понимает язык леса, но почти не умеет читать. Дитя природы, он пишет слова «Америка» и «Европа» с маленькой буквы, а слово «Женщина» – с большой. Он наивно прямолинеен и совершенно не терпит какой-либо власти над собой. Нанятые для него учителя сбегают один за другим. Он знает, что есть «две большие вещи: Жизнь и Смерть» Но ему только предстоит узнать, что есть и третья. От неё дрожит голос… Есть третье главное слово – Любовь!
Душечка
(12+) Таганрог. Воскресенье, 27 ноября.
Спектакль «Душечка» – театральное сочинение по рассказу А.П.Чехова в постановке яркого и своеобразного режиссера из Москвы Татьяны Ворониной и художника Юлии Пичугиной.
Главная героиня – Ольга Семеновна, Оленька, или просто «Душечка» – именно так зовут эту женщину все окружающие. Это очаровательная, обаятельная и милая героиня, которая , влюбляясь, воспринимает и проживает чужую жизнь как свою. Её мнение формируется на основании рассуждений объекта любви. В те периоды, когда такого человека рядом нет, внутри у нее образуется пустота. В одиночестве она увядает, как цветок без воды. В замужестве, любви и заботе о ком-то – расцветает. Это собирательный образ русской женщины – любящей и заботливой. Спектакль уникален своей неординарной постановкой: пластическое решение, многогранный диапазон музыкальных стилей, необычные декорации – всё создаёт атмосферу чего-то нового и прекрасного и в то же время завоёвывает внимание благодаря возникающим философским ассоциациям.