Театр нового поколения: Фестиваль NET

В этом году фестиваль NET – «Новый европейский театр» – посвящен 20-летию падения Берлинской стены.

Большинство спектаклей напрямую не связаны с этим историческим событием, но само появление фестиваля имеет к нему непосредственное отношение. Более десяти лет назад NET возник как стремление показать Москве театр нового поколения режиссеров, которое сформировалось в Восточной Европе после падения стены и благодаря возможностям, появившимся с ее исчезновением.

«Нам остро необходим безжалостный самоанализ, чтобы мы могли понять мир, в котором мы живем, и свои поступки», – говорит Оскарас Коршуновас, открывающий фестиваль своей интерпретацией «Гамлета».
В творческой биографии режиссера “Гамлет” продолжает серию масштабных постановок, основанных на классических текстах. Оскарас Коршуновас говорит, что его цель – ставить современную драматургию как классику, а классические тексты – как если бы они были написаны сегодня.
Спектакль ограничен тремя цветами – белым, черным и красным, что весьма символично.
Вопрос «кто ты?», который задают своему зеркальному отражению актеры «Гамлета», растет, а шепот перерастает в крик.

Падение коммунизма хоть и не сразу, но заставило понять людей, что зло, в конечном счете, коренится не в политических системах, а в самом человеке. Зло многолико и относительно. Неслучайно фестиваль открывается «Гамлетом» Оскараса Коршуноваса, одного из лидеров новой режиссуры, чьи постановки неоднократно приезжали на NET. В первой сцене актеры, сидя перед зеркалами гримерных столиков, напряженно вглядываются в свои лица и тревожно вопрошают: «Кто ты?» Шекспировская трагедия в литовском исполнении – история о бесконечных отражениях, о мнимостях, о том, как современное поколение потеряло надежду и почему перестало жить иллюзиями.

«Гамлет»

Московский театр юного зрителя, 14 ноября
Тему человеческого насилия и жестокости разбирает молодой болгарский режиссер Явор Гырдев (наделавший много шума фильмом «Дзифт» на прошлогоднем ММКФ) в спектакле «Калигула» по Альберу Камю.

Жанр представления режиссер обозначил как «экзистенциальный панк», а идею насилия человека, тронутого властью, выразил серией призывов: «Совершать сознательное покушение на систему, когда сам являешься вершиной этой системы! Утверждаться через самоуничтожение! Доказывать противоречие! Осмыслять через обессмысливание!»

«Сознательно покушаться на систему, будучи ее главой, самоутверждаться путем самоуничтожения, использовать противоречия как доказательство, находить смысл, освобождая от смысла – это экзистенциальный панк», – объясняет выбранный жанр Явор Гырдев.
В энергичном, взнервленном спектакле Явора Гырдева пьеса Камю представлена как карнавал насилия, как абсурдное празднество человеческого своеволия, в котором добро и зло становятся совершенно неотличимыми друг от друга.

«Калигула»

Центр им. Мейерхольда, 15 ноября

В ставшей одним из основных событий последнего Авиньонского фестиваля «Оргии толерантности» знаменитейшего бельгийца Яна Фабра, мастера шумных провокаций и театрального экстрима, идея относительности всего на свете стала сюжетообразующей.

Спектакль «Оргия толерантности» бельгийского художника и режиссера Яна Фабра обещает стать главным событием фестиваля NET в 2009 году.
В спектакле Фабра единая Европа зло и остроумно смеется над собой, над своими иллюзиями, слабостями и грехами.

Организаторы фестиваля предупреждают, что спектакль содержит жесткие сцены и ненормативную лексику. Разрешено только для лиц от 21 года. В нахально-остроумном спектакле Фабра есть и чемпионат по мастурбации, и сцена, в которой беременные женщины производят на свет продукты потребления, и бесчисленные fuck you, посылаемые национальным и сексуальным меньшинствам, политическим деятелям, а также всем тем, кто по-прежнему ходит в театр.

«Оргия толерантности»

Центр им. Мейерхольда, 18 и 19 ноября

На фестивале NET, который продлится с 14 по 27 ноября также можно будет увидеть моноспектакль Евгения Гришковца «+1», работу «Великая война» голландских авторов и пьесу «Анна» Владислава Троицкого. Хотя постановки режиссеров тематически не имеют отношения к событию 1989 года, завершающий аккорд фестиваля – «Руммельплац» берлинского Театра им. Максима Горького (режиссер Армин Петрас) – все же возвратит зрителя во времена, непосредственно предшествующие появлению главного символа разделения Европы.

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • ООчень круто! фотки к статье - супер!! когда увидела нос красный аж дух захватило!