Выставка Караваджо
Караваджо "Положение во гроб", 1601-1603.
Фото
Архивы пресс-служб
Выставка Караваджо
Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов", 1593.
Фото
Архивы пресс-служб

Караваджо

Караваджо в количестве 11 полотен еще никогда не вывозили за пределы Италии. Сокровища художника пожаловали в российскую столицу из Ватикана, Милана, Рима, Флоренции, где уже сотни лет украшают дворцы и церкви. Однако раньше барочный гений рубежа 16 и 17 веков не был так популярен. Современники считали его искусство слишком вульгарным. Он привел на холсты гадалок, уличных мошенников и простых работяг. Существует даже известная байка о том, что Караваджо рисовал успение Богоматери с трупа утонувшей в Тибре проститутки, чтобы достичь максимальной правдивости: тело святой получилось вздутым, а лицо сине-зеленым. Одним словом, Караваджо спустил святых с небес на землю, что так раздражало служителей церкви и верующих христиан. Фигура самого художника была не менее экстравагантной. Микеланджело Меризи из местечка Караваджо был невероятно темпераментным: он затевал потасовки, кого-то даже убил, сидел в тюрьме, бегал от суда. Его подозревали в гомосексуализме и в увлечении мальчиками, особенно после появления картины «Лютнист», на которой изображен андрогинный юноша из богемной тусовки.

Но по иронии судьбы балагур и безбожник Караваджо оставил главный след в религиозном искусстве. Считается, что он включил живописи свет. В отличие от предшественников, Караваджо погружает героев не в пышную архитектуру или живописный пейзаж, а во тьму, из одной точки подсвечивая фигуры ярким контрастным световым потоком. Оценить драматичное освещение полотен «наставника» Рубенса, Рембрандта и Веласкеса можно до 19 февраля 2012 года.

Выставка Уильяма Блейка
Уильям Блейк «Симония Папы». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824–1827
Фото
Архивы пресс-служб
Выставка Уильяма Блейка
Уильям Блейк "Давид, извлекаемый из вод многих". Около 1805 г.
Фото
Архивы пресс-служб

Уильям Блейк и британские визионеры

Блейка, собранного по шести британским музеям, впервые показывают в России. Когда говорят о поэте 18 века Уильяме Блейке как о художнике, его называют то рисовальщиком сновидений, то самым странным автором раннего романтизма, то непонятым при жизни гением, то визионером, страдающим галлюцинациями. Блейк – мощнейшая фигура в британском искусстве. Его мистические рисунки и гравюры предварили появление варварского «Крика» Эдварда Мунка, ужасающих триптихов Фрэнсиса Бэкона и загадочного «Острова мертвых» Арнольда Беклина. Уильям Блейк был первым, кто подарил творчеству абсолютную свободу от условностей, академизма и традиций. А потому своим «папой» его считают художники разных эпох: прерафаэлиты, экспрессионисты, сюрреалисты и даже нынешние приверженцы фантастического реализма.

Уильям Блейк не обманщик и не фигляр. В 18 лет он впервые пережил видение и начал развивать свои мистические способности. Влияние потусторонних образов отразилось в его искусстве. Он иллюстрировал свои фантастические поэмы и «Божественную комедию» Данте, был выдающимся гравером и делал тиражную графику. Смотрите в ГМИИ им. Пушкина до 19 февраля 2012 года.