Яна Рудковская: американская гастроль

Энергичная Яна Рудковская встречает меня в шумном лобби ультрамодного отеля Delano (Майами), заполоненном подвыпившими голливудскими знаменитостями и увешанными золотом чернокожими ар-эн-би-музыкантами. Рудковская выгодно смотрится на фоне бесшабашных прожигателей жизни: она вся в черном и напоминает не то Тринити из «Матрицы», не то рок-диву 1980-х — на ней плотно облегающие бедра брюки, ботфорты, залихватски-бесформенный трикотажный жилет поверх водолазки и украшенные металлическими цепочками перчатки с обрезанными пальцами. В руке — внушительных размеров стеганая сумка с логотипом Chanel.

В ресторане на террасе из-за громкой музыки и всеобщего гама общаться невозможно, поэтому мы перемещаемся в стерильно-белоснежный (дизайнер Филипп Старк) номер Яны.

ELLE: Как случилось, что Вы решили заняться шоу-бизнесом?

ЯНА РУДКОВСКАЯ: Мы очень дружили с Юрием Шмильевичем Айзеншписом и Димой. За день до своего ухода Юрий Шмильевич позвонил мне и попросил, чтобы я поехала с Димой на Russian Music Awards, где он должен был получить две награды. А еще раньше Айзеншпис много рассказывал мне об этом самом шоу-бизнесе, даже шутил, что, когда уйдет на пенсию, мне нужно сменить его на посту. Говорил, что я очень хваткая и что у меня хорошая интуиция… Вот так и сложилось, шаг за шагом. Я взяла Диму как раз в то время, когда его сняли со всех радиостанций и никто не верил, что этот артист снова будет покорять вершины. И моя задача была — не опустить планку. Вот так все и началось. Тяжело было. Но я шла большими, уверенными шагами. Старалась понять, как происходит ротация, как отслеживать чарты. Я искала музыкальный материал, показывала его Диме, мы вместе его отбирали. И очень приятно, что в хит-параде «Русского радио» первые четыре песни, которые мы сделали, сразу же попали на первое место.

ELLE: Трудно шла работа над альбомом «Время — река»?

«ШОУ-БИЗНЕСОМ ПРАВИТ ЗАВИСТЬ, ПОЭТОМУ ЗДЕСЬ НЕ ТЕРПЯТ ВЕЗУНЧИКОВ».

Я.Р.: У нас не было выбора — предыдущему альбому «На берегу неба» к тому времени было уже два года. Многие друзья в кавычках отвернулись от нас. Этот альбом настолько выстрадан — от и до, каждая песня имеет свою историю. Альбом продался рекордным тиражом — полмиллиона за полгода. Такого в России еще не было, а ведь у нас 95 процентов — пиратство! Не зря World Music Awards пригласил Диму как самого продаваемого артиста России. За год мы взяли «Золотой граммофон», Europe Music Awards. Дима второй раз стал лучшим музыкантом по версии MTV. Самый гламурный мужчина года, самый стильный по версии Fashion TV… И самое важное для меня — Дима взял премию «Астра». Юрий Айзеншпис очень переживал, что за год до этого Дима ее не получил.

ELLE: Заметно, что Дима Билан очень изменился в том, что касается стиля.

Я.Р.: Я ввожу его в мир моды. Мы познакомились с Роберто Кавалли, с Дином и Дэном (Кейтенами — из DSquared2), они пригласили Диму на свой показ — он будет на подиуме. Вообще, год был таким насыщенным... Отсняли шесть клипов и сделали это на одном дыхании. Когда прокручиваешь пленку назад, думаешь, как найти силы и в новом году хотя бы повторить то же самое. Конечно, у нас есть результат — столько наград! Но каждая награда приносит множество переживаний – и позитивных, и... негативных. Это и есть шоу-бизнес. Да, я в нем — новый человек. И поначалу я была словно слепой котенок. Но сейчас я осознаю, как много удалось сделать.

ELLE: А чем конкретно занимается продюсер? Иногда кажется, что всем.

Яна Рудковская: американская гастроль

Я.Р.: Я отслеживаю чарты. Мы много сил вложили в развитие сайта и довели его посещаемость до10 000. Это очень много — сейчас мы в пятерке самых посещаемых сайтов шоу-бизнеса. Много времени надо уделять фан-клубам — только за границей их насчитывается 40. А уж в России... Через меня проходит вся пресса. Я плотно работаю с композиторами. Согласна, это очень большой круг обязанностей. И если на Западе существует музыкальный продюсер (sound producer) и просто продюсер, то в России подобного разделения нет вообще. Как правило, все делает один человек. Признаюсь, я себя стала называть продюсером, когда Дима занял второе место на «Евровидении» — раньше я просто стеснялась этого слова. Рецепт успеха один: работать, работать и работать. И тогда — невозможное возможно. Главное, надо искренне в это верить. Я верю в артиста, верю в успех: вера и тяжелый труд делают свое дело. Вера распахивает любые двери. Наш успех не случаен — все было сделано с большой любовью.

ELLE: Как идет продвижение Димы Билана на западный рынок?

Яна Рудковская: американская гастроль

Я.Р.: Западная история только начинается. Идут переговоры с саунд-продюсерами. Даже имея пятьдесят пять пядей во лбу, мы сами не можем это сделать, потому что происходит выход на совершенно новый рынок, на котором пока только «Тату» добились успеха. Хотелось бы, чтобы история с российскими поп-звездами продолжалась —ведь смогли же добиться большого успеха спортсмены, модели, даже актеры. А в шоу-бизнесе пока «Тату» — единственный наш прорыв.Сейчас Диму пригласили спеть с американскими звездами R’n’B новый гимн о мире… 11 августа они будут в шоу Опры Уинфри его исполнять. Уже то, что Диму пригласили в такой проект, — большой успех.

ELLE: Как удалось этого добиться?

Я.Р.: Мы пошли по западному пути и стали сотрудничать с сильнейшими промоутерами в Великобритании и США. Они уже вовсю работают над нашим музыкальным материалом. У нас контракт с Тимбалэндом — саунд-продюсером Джастина Тимберлейка, Нелли Фуртадо и Pussy Cat Dolls. Второй продюсер — Скот Торш — работает с Ферджи, Black Eyed Peas, с Бейонсе. Мы пригласили профессионалов высокого класса и ждем соответствующего результата.

ELLE: В шоу-бизнесе практически нет женщин на позиции продюсера. Сложно ли работать с мужчинами или, наоборот, то, что Вы – женщина, облегчает Вашу задачу?

Я.Р.: В этом бизнесе не существует правил. Нет технологии как таковой — в большой степени все зависит от везения, от интуиции… У тебя может быть талантливый артист, отличный музыкальный материал, но если допускаешь ошибку… Ошибки не прощаются. И здесь у людей патологическая зависть. Поэтому не терпят везунчиков. Хотя за видимой стороной, за везением – сумасшедший труд артиста. Но у меня, как у женщины, есть свое преимущество — интуиция. Всегда, когда я полагалась на свою интуицию, я выигрывала. И каждый раз, когда я прислушивалась к ценным советам бывалых продюсеров, я крупно ошибалась. Но я понимаю, что в этой профессии именно для женщины есть несомненные минусы. Нужно быть очень жесткой, иметь железные нервы. Так что в моей ситуации иногда приходится быть женщиной, а иногда — мужчиной. Еще важно быть порядочным человеком — это очень помогает. Работа продюсера — не только большие возможности, но еще большие обязательства, в первую очередь перед артистом, потому что он действительно в тебя верит. У меня есть ответственность перед Димой и нет права ошибаться.

«В МОЕЙ СИТУАЦИИ ИНОГДА ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ, А ИНОГДА — МУЖЧИНОЙ».

ELLE: А что должен артист продюсеру?

Я.Р.: Чтобы работать с музыкантом, я тоже должна ему верить. Он должен меня увлечь своим талантом. Я должна быть его фанатом, слушать только его музыку, знать наизусть все его песни, снова и снова ходить на его концерты. Вот вчера я была на концерте в Майами и получила такое колоссальное удовольствие, такой заряд энергии!

ELLE: Итак, если подвести итог — в чем же секрет Вашего успеха? Успеха самой известной на сегодняшний день в России женщины-продюсера?

Я.Р.: Главное — упорный труд и хороший контакт, настоящая дружба с артистом, которого ты любишь, в которого ты веришь, который, как тебе кажется, может свернуть горы. А он верит в тебя. Наш с Димой тандем уже принес достойные плоды. Но я — фанат своего дела и все довожу до конца. Поэтому мне даже самой интересно, чем закончится вся эта история...