Бросить офис и открыть цветочный магазин: как мечта превратилась в успешный бизнес

Наша героиня работала руководителем пиар-службы на федеральном канале, но решила променять общение со звездами на флористику.

Каждую неделю в спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся пойти за мечтой и запустить собственный бизнес.

Героиней этой недели стала Анна Арсентьева — управляющий директор сети интернет-магазинов цветов.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Анна Арсентьева, 35 лет.

Образование: высшее. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.

Работа: управляющий директор сети интернет-магазинов цветов.

Бизнес: интернет-магазин цветов margaritka.shop.

Идея о собственном бизнесе возникла спонтанно или зрела годами и ждала своего часа?

— Когда я уходила с телевидения, где проработала в пиаре более восьми лет, то понимала, что к этой сфере возвращаться пока не готова. У меня была идея фикс делать что-то руками. Так получилось, что в этот же период я встретила своего будущего мужа, который сказал, что рассматривал вариант заняться продажей цветов. Он спросил: «Может быть, мы попробуем вместе?» И я подумала: почему бы и нет? Меня эта идея так увлекла, что начала все просчитывать, изучать вопрос. Поскольку мое второе образование экономическое, прекрасно осознавала, что без бизнес-плана не обойтись. Поэтому составила его. С ним гораздо проще, потому что, когда ты пишешь этот план, в твоей голове возникают вопросы, о которых ты раньше не задумывалась. Например, понимаешь, что тебе нужно завести онлайн-кассу, и сразу прописываешь, что для этого требуется сделать. То есть параллельно вырисовывается лист задач на ближайшие два-три месяца, которые нужно решить, чтобы бизнес открыть. Это позволяет минимизировать все возможные риски.

Пришлось ли вам брать кредит, чтобы осуществить свою задумку?

— Изначально рассчитывала только на собственные средства. Кстати, бизнес-план обязателен для тех, кто берет заемные деньги или привлекает инвестора. Если деньги твои, ты будешь их вкладывать, пока не закончатся, а в кредит можно так залезть, что потом не выберешься.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Бизнес-план вы придумали. А с чего начали его реализацию?

— Создали интернет-портал в Instagram. Долго спорили с мужем, как именно будем продавать цветы. Он был уверен, что исключительно через сайт, что Instagram ничего не принесет. Но на самом деле продажи идут 50 на 50. Как интернет-магазин могли работать хоть из дома, но пошли по другому пути. Решили, что нам нужны офис в центре и флорист, потому что мечтали о развитии магазина. Почему именно в центре? Если точка, допустим, в Балашихе и работает по всей Москве, но обещает доставку за 4 часа, то клиент уйдет туда, где ее сделают быстрее. Из центра возить цветы удобнее. Первое время каждый день ездила за цветами на оптовые базы и закупалась. Потом, когда появились своя клиентура и опыт, пришло понимание, что реально необходимо, а без чего можно обойтись. Например, заказываю 300 стеблей хризантемы, потому что знаю, что за неделю их продам, наши покупатели их любят. Суперэкзотику на постоянной основе не беру. Спрос на нее очень редкий, держать на складе невыгодно, потому что цветы долго не живут.

Помните, с какими основными проблемами вы столкнулись в первое время?

— Не могли определиться с целевой аудиторией нашего магазина. Я решила нарисовать портрет покупателя, и у меня получилось, что это мужчина. Муж посмотрел и сказал: «Нет!» Мы даже поругались из-за этого. В итоге он сделал свой портрет. Это была женщина в возрасте от 25 лет до 45, с определенным уровнем дохода, жизненными приоритетами. Мы оставили два портрета, потому что оба поняли, что бить нужно в два направления. Сейчас могу сказать, что портрет мужа был ближе, культура потребления цветов в России такая, что даже если покупают их мужчины, то выбирают в большей массе женщины.

В самом начале было не слишком много средств на разных специалистов, например, на smm-менеджера, который бы помог с продвижением сайта и в сети. Мне казалось, что сами отлично справимся, все-таки я работала в пиаре. Но оказалось, что лучше бы потратились на суперспециалиста, потому что сами не потянули, фирма, которой заказали, тоже, а если бы сразу нашли профессионала, то сэкономили бы средства.

Поставки цветов и расходных материалов — коробок, лент — тоже оказались непростым делом. Чтобы найти надежного поставщика, нужно перепробовать всех. Часто случалось такое, что приезжала закупаться, а цветка хорошего нет, и приходилось искать дальше. Это сейчас я уже знаю всех оптовиков и зимой из-под снега достану ландыши, если требуется, а тогда только училась.

Возникла еще одна неожиданная проблема — курьеры. Я была уверена, что нам нужен хотя бы один свой на срочную доставку. И не смогла найти нормального человека! Курьер вечером уезжает, прощается до завтра, а потом на неделю пропадает и говорит, что больше на работу не выйдет. Рекорд побил парень, который исчез и появился через месяц! Таких «пропавших» было четыре.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досаждают ли в вашей сфере регулярными проверками?

— Поскольку офис арендован, ответственность за пожарную безопасность на арендодателе. Цветочникам, в отличие от салонов красоты, общепитов и детских заведений, не нужно каждый день волноваться за сертификаты и санитарные нормы. Если ты вовремя платишь налоги, то проблем нет. Я нажатием одной клавиши оплачиваю их, а второй — отправляю декларацию о доходах.

Сейчас все предприниматели переживают кризис. Есть ли у вас свои лайфхаки, как избежать подобных потрясений?

— В бизнесе очень важна интуиция. Когда в этом году на 8 Марта закупала цветы, была возможность сделать это в кредит, то есть расплатиться после того, как получу деньги от клиентов. Мы подумали и приняли решение оплатить заказ сразу, вложить все средства, которые имеются в свободном доступе. И нам в этом плане повезло, потому что 9 марта все те, кто не оплатил контракты заранее, проснулись утром и поняли, что они 8 марта отработали в ноль либо в минус. Большинство цветочников покупают цветы на бирже за валюту, а 9 марта курс доллара и евро вырос. Когда я писала бизнес-план, то несколько таких историй у меня отложились на подкорке. Теперь точно знаю, что если ты работаешь с кредитными деньгами, то будь готов к тому, что можешь сильно попасть.

Не тратить деньги на ненужные вещи — тоже один из лайфхаков. Если объяснять на примере цветов, то, когда у тебя небольшое количество заказов, не стоит замахиваться на широкую линейку сборных букетов. Условно говоря, тех, в которых три розы, пять хризантем, пять тюльпанов. Цветы покупаются пачками, заказов немного — куда девать остаток? Его надо либо заложить в цену того первого букета, но тогда он будет стоить как космос, либо попытаться продать остатки. Если не выйдет, остатки идут в убытки. То есть можно потратить много денег, а выхлоп не получить.

Индивидуальный предприниматель должен трезво рассчитывать свои силы. Я нанимаю людей по договору и оплачиваю их работу сдельно. Это тоже способ минимизировать риски, потому что я не знаю, что с моей организацией случится завтра. Многие из-за пандемии и вынужденных каникул попали в ситуацию, когда обязаны платить сотрудникам зарплату, а дохода нет, и их бизнес под меры поддержки не попадает.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Назовите пять принципов, на которых строится ваш бизнес.

Первое. Собственное усердие. Приготовься к тому, что в своем бизнесе ты будешь работать больше, чем в наемном секторе. У тебя, скорее всего, не будет полноценного отпуска. Но когда дело свое, это не напрягает.

Второе. Сохраняй качество. Даже если что-то финансово тебе невыгодно, старайся сохранять качество до последнего. Клиент всегда вернется за ним.

Третье. Следи за всеми своими сотрудниками. Сначала в усиленном режиме, потом как наблюдатель. Ты должен точно знать, что в твоем бизнесе происходит каждый день. Если ты чего-то не понимаешь, спрашивай, уточняй, изучай. Никогда не плати вперед всю сумму. Сотрудники не заинтересованы в бизнесе кровно, им главное — получить деньги. Есть очень ответственные люди, но их не так много. Зато есть те, которые могут уйти и забрать с собой базу клиентов.

Четвертое. Делегируй. Невозможно все объять самому. Тебе придется что-то кому-то перепоручать. Как это произошло у нас с интернет-продвижением.

Пятое. Считай деньги и имей подушку безопасности. Без нее могут обойтись только те, у кого есть богатые родственники, способные покрыть убытки.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Что лично вам дает ваша работа?

— Как ни странно, считаю собственное удовлетворение главным достижением в этом бизнесе. Я теперь более уверена в себе, появилось понимание, что все в жизни зависит от меня, а не от кого-то другого. И, честно говоря, большое удовольствие приносит ощущение, что это все небесполезно, я делаю людей счастливее. Помню свое первое 8 Марта. Мы все не спали три дня, курьер звонит с последней доставки, рассказывает, что довез букет, а потом перезванивает его получательница. Как оказалось, женщине заказала цветы ее дочка, которая живет в Америке и не может поздравить маму лично. Она сказала, что мы сделали ее очень счастливой, и заплакала, а я зарыдала вместе с ней. В тот момент я почувствовала, что самое главное в моей работе именно это — делать людей счастливыми хоть на минуту!

Реализация в чем важнее всего для женщины, в карьере, семье? 

— Женщина — существо многозадачное, она может одновременно выполнять пять дел. Поэтому искренне полагаю, что женщина может развиваться в разных сферах одинаково, просто в какой-то период что-то выходит на первый план. Когда появляется ребенок, он забирает все внимание на себя. Ребенок подрастает — есть возможность сконцентрироваться на работе. Время для бизнеса, детей, семьи, собаки приходит постепенно, и женщина умело все это встраивает в свою жизнь.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Каким вы видите свой бизнес через пять — десять лет?

— К этому времени хочу иметь свою теплицу, в которой будут выращиваться цветы для нашего магазина.

Что бы вы посоветовали тем, кто думает о собственном деле, но никак не решается его начать?

— Не буду говорить: «Бросайте все и выходите из зоны комфорта!» Прежде чем это сделать, сядьте и составьте план. Распишите все плюсы и минусы, посчитайте всю экономику. Возможно, вам нужно просто поменять работу, а для этого не надо уходить в свободное плавание. И прежде чем что-то совершить, поговорите с собой. Готовы ли вы к определенным испытаниям? Потерять привычную финансовую стабильность, меньше времени проводить с семьей, потому что бизнес будет забирать его? Задайте себе самые сложные вопросы. Если на большинство ответите положительно, занимайтесь своим бизнесом. Но если нет, то подумайте. Сейчас любят говорить исключительно об историях успеха, но есть множество историй людей, у которых не получилось, просто о них молчат.

Комментарии

0
под именем