– Любовь, расскажите, пожалуйста, немного о том, как пришла идея создания инклюзивной студии, какие дети в ней занимаются, и как их деятельность связана с благотворительным фондом «Семейная в помощь»?

– Детская инклюзивная студия «Сны Алисы» — это проект нашего благотворительного фонда «Семейная в помощь». Все началось со спектакля, идею которого принесла Этель Симкина, ей на тот момент исполнилось 16 лет. Это был спектакль по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Постановка изначально задумывалась так, чтобы в качестве актеров в ней были заняты дети с ОВЗ. Мы связались с благотворительным фондом «Гольфстрим», одним из ключевых направлений деятельности которого является развитие инклюзивной культуры. Президент фонда Марина Зубова поддержала нашу идею. Так, первыми артистами студии стали подопечные ее фонда. Это дети с ДЦП, РАС, СДВГ и другими особенностями развития.

– Насколько я знаю, Этель Симкина также стала продюсером спектакля «Сны Алисы». При этом в свои 16 она оказалась самым молодым человеком в России на этой должности. Каков ее вклад в развитие студии и театра?

– Если бы не Этель, вряд ли бы наш проект случился. Идея самого спектакля, в котором в качестве актеров будут дети с ОВЗ, принадлежит ей, так же, как и выбор литературного материала для первой постановки. Она рассказала о желании сделать благотворительный проект своему отцу, Константину Моисеевичу Симкину — неравнодушному человеку, меценату, благотворителю. Благодаря его помощи и поддержке проект начал свой путь, получил развитие и продолжает существовать по сей день. 

– А как вы пришли в благотворительность, ведь это достаточно сложная, специфичная сфера? Был ли какой-то знаковый случай, после которого поняли, что это дело вашей жизни?

– Наверное, это был не случай, а целый проект. Все началось со спектакля «с закрытыми глазами», он назывался «Потрогай солнце». Лет 6 назад режиссер Борис Фиш принес идею спектакля для незрячих людей, в котором все строилось на запахах, звуках и ощущениях. Идея оказалась интересной и перспективной. Началась работа, к команде артистов присоединился Никита Малышев — теперь он художественный руководитель студии «Сны Алисы».

Пять-шесть лет назад инклюзия еще не была такой популярной темой, ей мало занимались, пробиться было сложно. Но сделать это было крайне важно и нужно: люди с инвалидностью — такие же члены общества, так почему же им недоступно все то же самое, что и другим?

Любовь Ковалева
Любовь Ковалева
Фото
пресс-служба

– В чем основные сложности, и какие особенности есть в работе с детьми с ОВЗ?

– Я за процессом работы наблюдаю как бы со стороны, приезжаю на все репетиции, но не вмешиваюсь в их ход. Всем руководит режиссер. Никита Малышев — очень мудрый человек и, мне кажется, педагог от Бога. Он находит контакт с абсолютно любым ребенком, умеет договориться. Он транслирует детям надежность, доверие, любовь — и они его слушают. Никита помогает каждому ребенку раскрыться, понять себя, свой характер через персонажей, ситуации, действия.

Конечно, не всегда репетиции проходят гладко. Иногда дети в хорошем настроении, и тогда они готовы сами что-то придумывать, предлагать, искать, пробовать. А иногда — не ладится, не идет. И к этому мы всегда стараемся быть готовы, тогда разговариваем, пытаемся понять, что сегодня расстроило нашего артиста. Дети с ОВЗ — такие же, как и «нормотипичные». Просто им нужно немного больше внимания, заботы и участия.

– Бывало ли, что ребята терялись на сцене, забывали слова, ведь участие в серьезной театральной постановке для любого ребенка — большой стресс? Как решаете подобные проблемы?

– Одна из задач режиссера — подготовить детей к внештатным ситуациям на сцене, и Никита справляется с этим на отлично! Он научил ребят, что спектакль — это не экзамен, а праздник. Для них самих в первую очередь. Конечно, дети, как и профессиональные актеры, волнуются перед выходом на сцену. Но как только начинается выступление, переживания уходят на второй план.

Если ребята забывают слова, они, как опытные артисты, мгновенно придумывают, как выйти из ситуации. Либо партнер — другой ребенок — что-то подскажет, не выходя из образа, поможет подвести к нужной фразе, либо сам юный актер найдет, как поступить. В нашем первом спектакле, «Сны Алисы», кстати, давшему название студии, в постановке был задействован профессиональный актер, который мог подсказать и подстраховать ребят, если кто-то забыл текст и растерялся. В новой постановке дети все делают сами и страхуют друг друга тоже самостоятельно. 

Никита Малышев с детьми после спектакля
Никита Малышев с детьми после спектакля
Фото
пресс-служба

– В чем суть инклюзивного подхода, который вы используете в работе?

– Мы не разделяем детей на особенных и обычных. Они вместе играют, вместе выходят на сцену, вместе придумывают что-то, гуляют и даже на каникулы отдыхать ездят вместе. Инклюзия значит, что все на равных, вне зависимости от каких-либо особенностей. Каждый — равноправный член общества.

– Правда ли, что студия готовит детей к профессиональной сцене? Нужно ли им будет после этого еще получать высшее театральное образование, и какие театры готовы принять будущих актеров?

– У нас нет цели подготовить детей к профессиональной сцене. В первую очередь, мы помогаем ребятам социализироваться и стать полноценными и равноправными членами общества. Какую профессию они выберут в дальнейшем, какой путь — решать им самим. Мы стараемся сделать так, чтобы при выборе профессии, связанной с театром, они могли и поступить в вуз, и получить работу в том театре, в котором захотят. Мы верим в то, что в будущем ребят с ОВЗ будут воспринимать так же, как и «нормотипичных», и они смогут проявить себя в выбранной профессии.

Что касается получения высшего образования — это уже на усмотрение ребят. Но важно отметить, что наша студия не выдает дипломы и аттестаты, мы не являемся образовательной организацией. Мы работаем как театральная студия, занимаемся постановками спектаклей, и уже благодаря участию в репетиционном процессе и спектаклях ребята развивают навыки коммуникации и расширяют кругозор, знакомясь с новыми книгами, сценариями, фильмами, музыкой и получая новые впечатления.

«Колыбельная Пушкина»
фото с премьеры спектакля «Колыбельная Пушкина»
Фото
пресс-служба

– В начале осени у вас состоялась премьера спектакля «Колыбельная Пушкина». О чем он, и как появилась идея сделать такую постановку?

Премьеру мы сделали в День защиты детей, после этого ребята ушли на каникулы, а в начале сентября мы вернулись к репетициям и продолжили показы.

Спектакль «Колыбельная Пушкина» поставлен по сказкам А.С. Пушкина. Никита Малышев написал инсценировку и предложил детям выбрать персонажей самостоятельно. Они обсуждали сказки, спорили, кому какой характер ближе, думали, почему.

После спектакля по «Алисе в Стране чудес» со сложным текстом Льюиса Кэрролла, в котором много наслоений смыслов, мы решили обратиться к русской классике и попробовать дать детям стихотворный текст. Многие старорусские слова, которые сегодня уже не используются в повседневной речи, были детям непонятны, Никита терпеливо объяснял значения и помогал расставлять ударения в словах, но запоминать стихотворный текст ребятам оказалось сложнее.

Да и стихи на сцене очень коварны — одно забытое слово или стоящее не на своем месте может сбить артиста и его партнера. Но наши дети под чутким руководством Никиты отнеслись к авторскому тексту бережно. И на сцене уже чувствуют себя как профессиональные артисты даже в случае, если что-то идет не по плану.

фото с премьеры спектакля «Колыбельная Пушкина»
фото с премьеры спектакля «Колыбельная Пушкина»
Фото
пресс-служба

– Когда речь идет о благотворительных фондах, всегда интересны истории конкретных людей, которые получили помощь. Расскажите о паре-тройке самых трогательных и знаковых случаев?

– Наш фонд еще очень молодой — в марте будет два года. Мы оказываем медицинскую помощь и помощь в покупке лекарств одиноким пожилым людям, ветеранам, домам престарелых. Помогаем взрослым и детям с тяжелыми заболеваниями и инвалидностью. Регулярно проводим акцию «День донора» в пользу подопечных фонда «Подари жизнь». Это было особенно важно в пандемию, во время первого локдауна. Тогда была нехватка донорской крови.

У нашего фонда есть проект детской инклюзивной театральной студии «Сны Алисы» — так мы помогаем детям с ОВЗ. Есть несколько театральных проектов — музыкально-литературных композиций, в которых принимают участие известные артисты: Народная артистка России Александра Захарова, Народный артист России Евгений Князев, Заслуженный артист России Александр Олешко, музыканты Давид Ардуханян, Владислав Кожухин, Максим Пурыжинский, Евгений Румянцев. Сбор от продажи билетов на эти спектакли перечисляется в пользу наших подопечных.

– Работая в сфере благотворительности, ежедневно приходится смотреть на чужую боль и решать чужие проблемы. Как в таком случае сохранить свое психическое здоровье?

– Нужно просто очень любить свое дело и обязательно верить, что все будет хорошо.