Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука

Наша героиня рассказала, как любовь к путешествиям и фотографии переросла в масштабный проект, приносящий стабильный доход.

Каждую неделю в нашем спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и быть в курсе скрытых опасностей. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.

Героиней этой недели стала Ксения Славникова — графический дизайнер, основатель и руководитель проекта онлайн-сервиса по бронированию фотосессий по всему миру.


Фото №1 - Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Ксения Славникова, 30 лет.

Образование: незаконченное высшее — PR, законченное высшее — графические дизайн и иллюстрация.

Работа: графический дизайнер, руководитель проекта Cheese.co — онлайн-сервиса по бронированию фотосессий у местных фотографов-гидов, доступен в 80 странах.

Как давно вы занимаетесь фотографией? В какой момент поняли, что можно монетизировать увлечение?

— Хобби с детства были творческие: фотография, живопись. Я просто не отказывала себе в них, и спустя 10 лет они стали источником дохода. С 14 лет я начала путешествовать по миру одна, с этого же возраста — зарабатывать. Труд никогда не был для меня чем-то необходимым и изнурительным. Я всегда со страстью исследовала объекты своих интересов, училась в университете, ходила на курсы. И люди меня начинали воспринимать как профессионала в той или иной области. Поэтому заказы начали приходить ко мне сами: «А могла бы ты поснимать нам еду?», «А могла бы ты снять мне несколько портретов для аватарки?», «А смогла бы ты мне нарисовать пингвина на сайт?»

Конечно, я все это могла! И так начал складываться мой профессиональный опыт. В фотографии я с 15 лет, в дизайне — с 18.

Фото №2 - Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Затем мой профессионализм подрос, а вместе с ним и цели. Масштабы деятельности также начали видоизменяться. Например, возникла идея объединить фотографию, путешествия и бизнес в одно целое. Так появился проект по бронированию фотографов во всем мире Cheese.co.

С чего вы начали? Был ли стартовый капитал? Какие этапы развития прошел ваш бизнес?

— С проверки идеи на прочность: сначала промониторила рынок на аналогичные проекты. Именно таких не было, но были похожие. Затем нарисовала первый прототип, продумала логику и просчитала по времени и стоимости всю разработку. Когда эти этапы были завершены, занялась поиском команды. Встречались люди, которые хотели работать бесплатно, за идею и команду. Это ни разу не срабатывало. Всегда нужна мотивация в виде заработной платы.

Отложенного стартового капитала не было, но был постоянный источник дохода у меня и моего молодого человека. Мы не брали кредиты, вкладывали только личные средства и время. Кстати, еще до начала всего мы договорились, кто за что отвечает. Роли в бизнесе не мешали нашим отношениям.

В запуск MVP (от английского minimum viable product, переводится как «минимально жизнеспособный продукт») мы вложили где-то около 2,5 млн рублей, при этом часть работы делали сами. Разработка заняла около 9 месяцев. Это была уже не бета-версия, а рабочий продукт с достаточно полным функционалом, без системных вложений в маркетинг.  

Важно понять первую версию продукта. Я бы всем советовала оставить только то, что вы по факту собираетесь продавать. Все дополнительные плюшки можно и нужно интегрировать по ходу развития проекта, когда вы поймете, что главная функция уже стабильно продается. Затем наступает стадия роста: растут продажи, растет команда, растет проект, растет оборот, и в идеале прибыль. Потом — как повезет. Если вы решили перепродавать угги (модную зимнюю обувь), то скорее пик пройдет быстро, а если вы инноватор, то цикл продукта может быть долгим.

  Много ли было скептиков в самом начале вашего пути и как вы к ним относились?

— Для того чтобы быть предпринимателем, нужны отвага и немного безумия. Скептиков у любого начинания, конечно, куда больше, чем сторонников. Но это подогревает азарт и закаляет характер. Например, я никогда не боялась рассказывать о своей идее при любом удобном случае. Я опросила лично человек 200. Причем при рассказе первой сотне респондентов их первая реакция была: «У вас ничего не получится!» Теоретически я была к такому готова, меня не задевал такой ответ. Это было то, что мне надо, так как я просила объяснить почему. Трюк заключается в том, чтобы собрать как можно больше вопросов, на которые потребуется найти ответы. Со временем это сыграло решающую роль в рассказе перед покупателями, пользователями, партнерами. Ведь никто лучше меня не знал весь список вопросов и ответы на них.

Однако негативные комментарии — это не худшее, что встречалось. Очень тормозился старт разработки. Например, наш первый iOS-разработчик был преподавателем одной из московских школ кодинга. Он оценил все приложение в 80 часов работы. Я подумала: «Ничего себе профессионал, ведь я думала, что это месяцы работы!» Мы внесли предоплату, но за три месяца ничего сделать не удалось. Потом мы поняли, что этот человек сам не разрабатывал практически ничего.

Я знаю, что многие люди боятся делиться своей идеей, считая ее незащищенным бриллиантом. Тут я хочу заметить, что ни один инвестор не вложится просто в идею и не будет ее реализовывать сам. Конечно, есть исключения: вы можете принести в кафе рецепт, блюдо приготовят без вас, так как есть и кухня, и место, и аналитика покупателей, и деньги. Так вот что покупают инвесторы: идея + команда + доход (уже подтвержденный). Иначе вы отдадите львиную долю бизнеса и снова станете работать на кого-то.

Фото №3 - Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Чего вам удалось достичь за время существования проекта? Сколько времени он существует? Что для себя лично вы считаете своим главным достижением?

— За несколько месяцев с момента запуска мы собрали базу фотографов большую, чем у конкурирующих проектов с миллионными инвестициями. Это достижение.

Построить работающий сервис своими руками, мозгами, деньгами — это здорово! Сейчас сайту четыре года.

Как переживаете кризис сейчас? Как он отразился на вашем бизнесе и доходах?

— Бизнес переживает кризис, но я не волнуюсь. Я думаю, днем и ночью работая над другими начинаниями и анализируя рынок, куда направить то, что у нас есть. Ведь Cheese — сервис по бронированию фотографов в путешествиях. Путешествия сейчас происходят в рамках своего жилища. Фотографы бизнесу нужны в меньшей мере, бюджеты тоже меньше. Но идей — море. Мы их тестируем. Есть огромный плюс: у нас нет ни кассовых разрывов, ни ежемесячный изнашиваемости, ни зарплат. Все оплачивается отдельно за каждый проект. Поэтому мы в стадии спячки — не закрываемся, но и рост продаж не показываем. Общаемся с пользователями: очень интересно, что фотографы пока тоже думают, что делать. Ответ не очевиден. Опции есть.

 Каким вы видите свой бизнес через 5–10 лет?

— Со 100%-ной гарантией могу заверить, что после кризиса мир не вернется в привычное русло, как и модель поведения людей. Нам придется меняться. И на время, и на перспективу. Что касается проекта Cheese, мы будем держать курс на решение бизнес-кейсов. Это не значит, что будем ограничиваться только корпоративной съемкой. Но мы хотим быть полезны компаниям, которые имеют свой рынок в новых реалиях.

— Назовите основные принципы, на которых строится ваш бизнес, к чему вы пришли лично.

— Запуск собственного продукта меня многому научил. И я с радостью поделюсь советами.

  • Вам нужен технический специалист, знающий все современные технологии и легко ориентирующийся в любом коде, языке программирования. Это сэкономит деньги, время, то есть главные ресурсы бизнеса.

  • Уберите все лишнее. Дизайн тоже упростите. Продающего дизайна не существует. Существует четкая и понятная логика приложений, сайтов, чтобы покупку можно было совершить легко. Больше ничего не нужно.

  • Не инвестируйте в разработку больше, чем в продажи. Ставьте продажи на первое место. Начинайте продавать до запуска продукта. То есть собирайте предоплату, формируйте лист ожидания.

  • Вы сто раз измените продукт. Идеального не существует. Меняется нужда рынка в зависимости от его настроения и погоды за окном. Надо быть гибкими и без сожалений быстро меняться.

  • Не стройте близких отношений с коллегами. В маленьких компаниях это чревато отсутствием субординации и нарушением границ.

  • Делайте выходные по субботам и воскресеньям, не разрешайте коллегам перерабатывать. По статистике, если основатель проекта столкнется с выгоранием, придется сменить 80% команды.

  • Обратитесь за советом к психологу. Решения будете принимать сами, будете гордиться ими, не переживать за ответственность. Ваши лучшие друзья останутся лучшими, но они не смогут вам дать правильное решение. А психолог научит его принимать.

Фото №4 - Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Что бы вы посоветовали людям, которые боятся менять привычную деятельность, превращать увлечение в работу?

Во-первых, я противник того, чтобы резко все бросить и начать заниматься чем-то другим. Нужно продумывать все этапы бизнеса. Во-вторых, не всем надо делать что-то свое. Ответьте себе на вопрос: зачем? Я знаю людей, которые не хотят делать свой продукт, они работают в офисе. И я бы никогда не смогла так работать, как делают они.

Еще очень важно выбрать, что именно делать, посоветоваться, просчитать. Вот тут как раз вам помогут те самые 200 вопросов незнакомых людей, которые помогут вскрыть разные моменты. Узнайте, сколько стоит узаконить планировку вашего помещения или сделать вытяжку, если это кафе, сколько стоит примириться с соседями или сколько стоит средний iOS-разработчик. Перед тем как что-то начать, соберите как можно больше информации. Если вы не перегорите за год исследования и при этом сохранится рынок, то это хороший знак. Конечно, бывают исключения, если вы нашли сезонный продукт и рынок сбыта.

Сейчас особенно важно уметь мыслить на перспективу. Не только на вашу, но и на тенденции рынка: как много людей потеряет доход, какие профессии останутся? Как думаете, ваша аудитория останется платежеспособной? Ваш продукт в самом деле необходим? Я вижу, что рынок изменится в сторону необходимого и полезного. То есть покупать просто так и для атмосферы будут меньше, считать деньги станут больше.

 

— Что в работе для вас важнее всего?

Все! Я обожаю общаться. Настолько, что мне сложно тормозить свое состояние переутомления общением. Я очень люблю деньги. Мне важно, чтобы труд ценили. Отмечу, что деньги для меня не всегда главная мотивация. Работа с сильной командой или бартер тоже могут быть. Я не работаю в офисе около 8–9 лет. И предпочту свободу собственного тайм-менеджмента более высокой оплате, если придется выбирать.

— Какие проверки у вас бывают и не досаждают ли они?

Сейчас везде есть какие-то особенности. Как-то мне заблокировали счет по подозрению в отмывании денег. Произошло это из-за того, что деньги попадали на счет из платежной системы PayPal, а налоговая не понимала, откуда они взялись. На восстановление работы счета ушло три месяца. Все остальное — рабочие моменты. Мой метод — больше делиться опытом с друзьями и коллегами. Мы вечно сталкиваемся с разными ситуациями, поэтому опыт ближнего помогает предотвратить сложности в будущем.

Фото №5 - Личный опыт: для создания бизнеса достаточно ноутбука
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Как вы проводите свой отпуск и существует ли для вас такое понятие, как «отдых»?

Не существует до первого выгорания и курса терапии. Потом должны прийти переосмысление, рабочие часы, приоритеты. У меня есть семья, которую я очень люблю. Еще я люблю себя, поэтому смотрю в окно в свободные пять минут, гуляю с собакой, убираюсь дома, чтобы в это время успокоить мысли. Ритуалы любви к себе, миру, проникновение моментом и понятием «сейчас» невероятно важны. Именно поэтому все известные люди из телевизора и с обложек журналов то и дело пишут о своем виде медитации и практиках. Ресурсы нужно восполнять. Надо самому выбрать, как именно.

 — Как вы считаете, что важнее всего для женщины? В чем важнее всего реализоваться?

— Сейчас многие против сексизма и разделения полов. Но я вот что скажу: в каждом человеке есть мужская и женская энергия. Вам станет приятнее жить, если станете воспринимать слова «мужское» и «женское» просто как термины для тех или иных категорий поступков. Когда-то мы все немного больше мужчины, а когда-то — женщины. Для меня важно балансировать, мне уже сейчас нет смысла что-то доказывать, но мне необходимо ставить новые цели еще до того, как я достигла прошлые.

Нужно прочувствовать себя и понять, что хочется вам. Если для вас любовь — это дети, муж и домашний уют, это здорово. Я вообще вам тут проигрываю. Не слишком люблю уборку, не могу постоянно готовить.

Мне кажется, что бы вы ни делали, делайте это профессионально. Вот со всей страстью: стараться, улыбаться, не лениться только потому, что это дело вас само толкает вперед.

Комментарии

2
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Когда я читаю про таких людей,у меня появляются комплексы😂но читать интересно,в свободное от стабильной работы время
  • да, всегда нужно к чему-то стремиться и расти, иначе человек будет медленно умирать.