Каждую неделю в нашем спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и знать о скрытых опасностях. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.
Героиней этой недели стала Евгения Щербакова — руководитель студии дизайна J.J.Concept, архитектор и дизайнер интерьеров.

Досье
Евгения Щербакова, 35 лет.
Образование: высшее. Владивостокский архитектурный институт, аспирантура (masters) по дизайну интерьера в Domus Academy в Милане, Театральный институт имени Щукина.
Карьера: первый проект как дизайнер реализовала в 19 лет, в 21 год организовала дизайн-бюро ESD STUDIO.
Бизнес-проект: студия J.J.Concept, где архитекторы, дизайнеры и художники создают интерьеры в различных стилях — от ар-деко до лофта.
— Евгения, как вы стали дизайнером?
— Я с детства училась в художественной школе, и ко мне часто обращались одноклассники с просьбой оформить какие-то плакаты за небольшие деньги или шоколадку. Шоколадке я, конечно, радовалась меньше. В 16 лет уже ходила по разным организациям и предлагала свои услуги как дизайнера. Конечно, меня воспринимали несерьезно, мои бизнес-проекты проваливались. Но сейчас, как взрослый человек, могу сказать: это круто, что я в том возрасте предпринимала первые попытки. Я всегда знала, что стану дизайнером, видела свой путь и целенаправленно к нему шла. Когда занималась на подготовительных курсах, выбирала между двумя разными институтами и профессиями — дизайнером интерьеров и модельером. В итоге в оба института поступила на бесплатное отделение и в какой-то момент приняла решение не сердцем и душой, а головой и с расчетом. В 2000–2001 годах еще не было Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и предпосылок, что можно будет сделать свой стартап как модельера самостоятельно. Я не видела для себя перспективы, кроме той, что буду сидеть в какой-нибудь каморке и стану швеей. Этим мне не хотелось заниматься. Понимая, что дизайн интерьера будет более востребован, выбрала это направление.
— В какой момент вам пришла идея о собственном бизнесе?
— Уже на втором курсе я начала работать. Почему? Просто поняла, что если сейчас буду долго учиться, а после окончания института бегать и проситься к кому-то на работу, то, может быть, годам к 40 у меня и начнется нормальная жизнь. А хотелось зарабатывать, быть самостоятельной сейчас. Я обзвонила все объявления строительных компаний, которые были в газете, спрашивала, требуется ли им дизайнер, говорила, что мне нужна практика на любых условиях. Одна такая компания взяла меня в штат на зарплату в 3000 рублей. Ее не хватало ни на что, но я была полна энтузиазма, бралась за любые сложные проекты. Первым из таких стал настоящий мини-гольф со всеми перепадами, ловушками, в моем родном Владивостоке. Его можно увидеть на Google maps. На этом объекте я познакомилась с представителем заказчика, и меня начали привлекать на другие объекты, звать проектировать квартиры. Так я начала работать полноценно и уже в 20 лет купила свою первую подержанную машину, чем очень гордилась. В какой-то момент я наняла веб-дизайнера на накопленные деньги и создала свой сайт. Назвала его ESD STUDIO, что означало «дизайн Евгении Щербаковой».
— Как на вашу деловую активность отреагировали окружающие? Были ли помощники или, наоборот, скептики на пути?
— Когда только начала работать, меня за это даже хотели отчислить, хотя я была одной из лучших студенток. Преподаватели начали буквально «валить», терять мои работы, говорить, что я пропускала лекции. К удивлению, вступились одногруппники, которые видели всю эту несправедливость. Кстати, на шестом курсе, когда я сдавала диплом, конечно же все педагоги говорили, какая я замечательная и самая любимая студентка.
— Были ли у вас в самом начале бизнес-план, стартовый капитал?
— Бизнес-планом служил листок, на котором я написала, что нужно обзвонить те самые строительные компании и найти работу. Для меня это было важно, потому что хотела получить реальный опыт, осознавала, что в институте мне его не дадут. Дизайнеров не учат общаться с клиентами, делать весь комплект чертежей и прочим тонкостям. Стартовый капитал — разве что вложение в сайт; по-моему, тогда он стоил около 12 500 рублей. Еще я печатала листовки на принтере, предлагала свои услуги дизайнера, платила мальчикам, которые раскидывали их по почтовым ящикам в разных домах, но это ни разу не сработало. Сработало сарафанное радио: когда я сделала один объект, меня пригласили на другой — и так далее.
— С обманом со стороны клиентов когда-нибудь сталкивались?
— Прошла много проб и ошибок. Были моменты, когда работала без договора, и один клиент не заплатил; я не попросила предоплату, не знала, что это нужно. Сделала эскизы, планировки, человек все это взял и пропал. Было очень обидно. Потом я стала подписывать договор, который скачала в интернете и отредактировала. Когда у меня появились деньги, проработала этот договор уже с юристом. Любой бизнес нужно начинать с того, чтобы обезопасить себя юридически: прописать договор, стратегию, узнать, какие штрафы могут ожидать на пути вашей деятельности, зарегистрировать себя правильно как ИП или ООО. Тогда я пыталась оформить второй вариант, но мне посоветовали стать индивидуальным предпринимателем. Сейчас есть еще более облегченная форма — самозанятость. Для дизайнера на первых порах она идеальна, потому что не нужно платить никаких налогов и взносов, пока ничего не заработал. Постепенно, когда ты вырастешь и прибыль станет более 2 млн рублей в год, сможешь перейти на ИП.
Пять принципов, на которых строится работа:
Высокая самоорганизованность. Когда над тобой нет начальника, заставить себя делать работу очень сложно. Самодисциплина играет очень большую роль.
Любить свое дело. Если есть момент неудовольствия, дело просто не пойдет.
Честное и добросовестное выполнение своей работы. От этого будет и результат, и то самое удовольствие.
Не нанимать людей на зарплату, а работать по договору. Я поняла, что в моей сфере сотрудники трудятся с большим удовольствием, когда им предоставлена какая-то свобода. Они работают на себя и мотивированы все хорошо сделать.
Не тратиться на офис. Клиентам сегодня удобно встречаться с тобой сразу на объекте либо в кафе.
— Бывают ли в вашей сфере какие-то проверки, которыми досаждают?
— В строительстве они, конечно, есть. Но не конкретно у меня, поскольку я дизайнер интерьеров, а не застройщик. В моем случае с проверками проблем нет, если только диплом спросят, о чем мне волноваться не нужно.
— Сейчас в нашей стране кризис. Как переживаете его вы? Отразился ли он на занятости, доходах?
— Пока кризис по мне практически не ударил, потому что были объекты, которые сейчас доделываю, плюс на мне много административной работы. Занимаюсь ею и заодно пишу бизнес-план и стратегию на будущее вместе с консультантом. Мы продумываем, как развиваться в интернете, искать новых клиентов. Что будет дальше, пока непонятно, но я уверена, что покупать жилье, строить и ремонтировать его люди будут всегда. Это хоть и не товар первой необходимости, но входит в базовые потребности человека, поэтому профессия дизайнера никуда не денется.
— Каким вы видите свой бизнес лет через пять?
— С того момента, как я начала работу, у меня появились свой стиль, видение, уверенность, опыт. Плюс все клиенты, как правило, остаются моими друзьями. Я приобрела классных партнеров, с которыми мы делаем объекты, они стали больше, солиднее, интереснее. В планах — масштабироваться, развиваться, возможно, добавить онлайн-курсы. Через пять лет я вижу свой бизнес более крупным. Возможно, сама уже не буду принимать столько участия в проектировании, больше в управлении. Надеюсь, что у меня уже будет сеть студий под моим брендом. Кстати, немаловажный факт: в 20 лет я прочитала книгу «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, она меня очень вдохновила. В ней говорилось, что нужно быть не просто хорошим специалистом в своем деле, а стремиться стать инвестором. Вот до сих пор стремлюсь, это моя цель.
— Что бы вы посоветовали новичкам, которые только начинают свой путь или подумывают о нем?
— Наверное, главное — это не бояться, быть смелыми, но понимать, что за все есть своя цена и ответственность. Жизнь у нас одна, и времени не так много, как кажется, поэтому перемен бояться не нужно. Обратите внимание: все, кто когда-либо рисковал, как правило, добивались успеха. Если вы в себе уверены, вы специалист в своем деле и понимаете, что сможете это вытянуть, нужно рисковать. Я так поступала с самого начала и позже, когда приехала одна в Москву. Да, мне было страшно, но я смогла все сделать, а значит, сможете и вы. Сейчас все говорят, что образование для талантливого человека не важно; я считаю, что в моей сфере оно требуется. Мы учились, как врачи, шесть лет, потому что нужно знать все тонкости, а не просто обладать художественным вкусом. Плюс надо постоянно продолжать развиваться, брать мастер-классы у лучших и применять знания на практике. Если бы я начинала бизнес сейчас, то сделала бы страницу в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), сайт, загрузила бы туда портфолио; если его нет, то нарисовала бы, начала бы искать клиентов. Как фрилансер снизила бы цену немного ниже рыночной. Сделала бы несколько проектов, чтобы набраться опыта.
— Когда руководишь своим проектом, остается ли время на отпуск?
— В первые год-два про него стоит забыть. Даже если вы сделаете хороший бизнес-план, а не, как я, начнете с нуля и без денег, все равно без вас этот корабль не поплывет. Вы, как капитан, должны его все время контролировать. Пока все встанет на рельсы, пройдет несколько лет. Поэтому с отпуском нужно набраться терпения. У меня он до сих пор, как правило, длится три дня.
— Как считаете, что важнее всего для женщины? Реализоваться в чем?
— Во всем! Любому человеку нужно реализоваться в том деле, к которому у него есть способность. Но у женщины есть еще и ее биологическое предназначение — реализоваться как матери. Сейчас нам намного легче, чем нашим мамам и тем более бабушкам, мы можем все совмещать. У нас есть посудомойки, стиральные машины, домработницу можно вызвать, даже в магазин не ходить и заказать все онлайн. Я считаю, что женщины не должны забывать про себя как про человека, личность, не уходить с головой в семью. Правда, бывают те, кто видит именно в этом свое предназначение. У каждой женщины есть талант, и она может развивать его и прекрасно на нем зарабатывать.