Личный опыт: как в маленьком городе варить уникальные сыры

Введение санкций и ограничений на ввоз европейского сыра для одних стал поводом для грусти, а для других — мотивацией, чтобы открыть собственное сырное производство.

Каждую неделю в рамках спецпроекта «Женское дело» мы рассказываем о тех, кто отважился изменить свою жизнь — начать с нуля собственный бизнес: открыть сеть кафе или магазинов, придумать и успешно воплотить обучающие программы и тренинги и многое другое. Редакция узнала у этих смелых женщин, можно ли заниматься любимым делом и при этом хорошо зарабатывать. Оказывается, это не так уж и сложно. Главное — захотеть!

Героиней этой недели стала Светлана Хандогина — основательница ремесленной сыроварни «СветочЪ& К».

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Светлана Хандогина, 43 года.

Образование: два высших и два профильных. Окончила юридический факультет, а также факультет социально-культурного сервиса и туризма. Помимо этого имеет специализации «повар» и «мастер-сыродел».

Бизнес-проект: владелица ремесленной сыроварни «СветочЪ& К» (г. Томск). Изготавливает эксклюзивные сыры ручной работы. Начинали с одной головки сыра в день, а теперь масштаб производства достиг 70 кг в день. В 2018 году ее компания получила знак качества, войдя в список «100 лучших товаров России». Штат сотрудников проекта составляет 10 человек.

 

 

Светлана, по первому образованию вы юрист. Что же подтолкнуло к созданию пищевого бизнеса, да еще и к сыроделию?

— Ген гурмана и любовь к сырам! А четыре с половиной года назад, в годовщину свадьбы с мужем, еще и полное отсутствие данного продукта на столе (а значит, и в городских магазинах Томска).

  То есть, по сути, сначала это было хобби? Вы варили сыр для себя. В какой же момент возникла идея зарабатывать на увлечении?

— Да, мы начинали для себя, но уже через четыре — шесть месяцев первые сыры пошли пробниками по друзьям, соседям, родственникам и так далее. В общей сложности, прежде чем запустить все в полную продажу, то есть начать реализовывать товар под своей маркой в городе, мы около года отрабатывали технологию. А затем вышли на уровень города.

 — Был какой-то бизнес-план? Стратегия? Или только идея и огромное желание работать?

— Бизнес-план, конечно, был, но только в самом начале. С развитием производства и ассортимента менялись цели, а значит, и способы их достижения. Конечно, не было такого, что мы один раз написали некую стратегию, а затем ни разу не отошли от нее ни на шаг. По сути каждый новый этап требовал нового плана как по реализации, так и по стратегическим задачам и перспективному планированию. Почему? Потому что рынок меняется быстро, а экономические условия еще быстрее. 

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Вы уже упомянули, что друзья и родственники стали первыми дегустаторами сыра. А кто еще помогал на начальном этапе?

— Если вы про деньги, то стартового капитала у нас не было, и это, конечно, явилось большим минусом. Зато сразу возникло огромное желание работать, а потому медлить мы не могли. Чтобы ускорить ход событий, на первом этапе за материальной поддержкой тоже обратились к друзьям. Они помогли. И в итоге мы стали первыми в Томской области специалистами в сфере ремесленного сыроделия. А знаете, почему первыми? Потому что учиться было не у кого, продукт оказался новым, неизвестным широкому потребителю. Поэтому вначале мы учились только на своем опыте: книги, видео и много-много практики. А уже затем были бесчисленные семинары, мастер-классы и профильное образование. При этом на каждом этапе надеялись только на свои силы.

— Слишком гладко звучит. Расскажите о сложностях.

— Не думаю, что удивлю, если скажу, что главная проблема и на этапе открытия бизнеса, и в процессе его развития — это в основном нехватка денежных средств. Банки просто не дают кредиты новичкам… Парадокс, но шанс оформить значительный заем есть только у того, кто его уже оформлял… Замкнутый круг. Но мы не испугались, стали брать понемногу и просто развивали свое сырное производство. Изо дня в день, из года в год.

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Поделитесь успехами. Чего вам удалось достичь за время существования проекта?

— Мы работаем пятый год и сейчас, спустя время, точно можем сказать, что сыроделие — это трудный, тяжелый и непонятный бизнес, на котором можно заработать деньги, только вникая во все тонкости работы с самого начала. И это долгие деньги, потому что сыры закладываются на длительную выдержку. Следовательно, вначале вы несете большие финансовые расходы и только затем получаете результат. Поэтому начинайте только с любви к сыру! Мы сделали именно так.

Нам удалось достигнуть многого. Есть свои точки продаж, витрины в крупных торговых сетях. По сути, на рынке мы создали новый продукт, которого не было. Сегодня компания «СветочЪ& К» производит более 20 видов ремесленных сыров, среди которых есть и авторские: полутвердый сыр «Голландия», твердый выдержанный сыр «СветочЪ», козий «Белый Хан» и другие. Если говорить о профессиональном признании, то мы получили много медалей и призов на конкурсах самого разного уровня — от регионального до российского. Самый ценный — «100 лучших товаров России». Сейчас мы уже сами консультируем молочные хозяйства области. Главное — приобретенный бесценный опыт!

 — Нескромный вопрос, но не могу обойти его стороной. Сейчас-то вы получаете прибыль?

— Пока все заработанные деньги мы вновь вкладываем в развитие. Для меня, например, важно не только создать уникальный продукт, но и профессионально донести его до гостя, до покупателя. Рассказать о ремесленных сырах, популяризировать сырную культуру в нашем городе и области. Вот почему мы реально говорим о сыре везде! Приходим на тот же «Праздник топора» (большой международный фестиваль в Томской области) и начинаем не просто продавать продукцию, но и делать разные варианты ее подачи (жареный сыр на хлебе, сыр с напитками и прочее). Получается своеобразное сырное шоу!

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Еще одна сложная тема сейчас — кризис. Как вы переживаете его? Что, по вашему мнению, так и не удалось предугадать и рассчитать?

— В кризис тяжело всем, особенно пищевому производству. Упал спрос, и сильно. К тому же мы совершенно не застрахованы. Если люди перестают покупать наш продукт, это крах. Сыр ведь не может лежать годами и ждать своего потребителя, поэтому сложно сказать, что будет дальше. Но лично я не отчаиваюсь. Кризис дал мне мощную мотивацию. Мы с мужем пересмотрели некоторые цели и даже расширили горизонты деятельности.

 — Тогда грех не спросить вашего совета на случай непредвиденных ситуаций.

— А вот советов не дам. Дело это неблагодарное. Скажу только, что открывать надо лишь любимое дело. Но понимать, что хобби денег не принесет, а значит, надо делать деньги самому. Именно делать, чтобы они потом работали на вас! И, более того, самому знать все основы, уметь делегировать полномочия, а в случае хаоса быть готовым заменить любого сотрудника. Война войной, а обед по расписанию! Сыроварня должна работать независимо от внешних или внутренних негативных факторов. Ну а еще рекомендую не класть яйца в одну корзину. Делайте резерв и по деньгам, и по идеям!

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— А если вспомнить о проверках? Какие они есть в вашей сфере бизнеса? Не досаждают ли?

— Проверки как у всех. Но строже, так как мы говорим про пищевое производство, а это ответственный бизнес, где в первую очередь важно качество продукта, ведь за этим стоят жизнь и здоровье людей. Сыр должен быть безопасным, полезным и вкусным. Высокое качество, профессионализм, уникальность, прозрачность — это то, за что люди готовы платить. Но… Если бояться каждого ревизора, то лучше вообще не начинать такое производство. Делайте честно, как для себя, и тогда все действительно получится! 

 — Каким вы видите свой бизнес через 510 лет?

— Надеюсь, в тот момент он достигнет уровня, с высоты которого можно не бояться перемен и уже не потрошить подушку безопасности. Развитие же вижу не только в сыроделии, но и в других областях. Планов много.

 — А время на отдых при таком раскладе остается?

— Понятие «отдых» лично у меня отсутствует. Оставляю лишь немного времени, чтобы набраться сил, побыть с семьей. Но полноценный отпуск еще впереди! Даже когда выезжаем на обучение, где, казалось бы, можно слегка отдохнуть, трудимся по полной программе. Сыр ведь — это искусство! Создавать что-то новое трудно, но очень интересно.

 

Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Наш проект женский, и хочется узнать ваше мнение. Что важнее всего для женщины?

– Самореализация. Создавать свою сферу деятельности. Физически, морально, материально быть независимой. Стать гармоничной в жизни. Вложить в работу духовность, тогда каждое утро будет огромное желание просыпаться и идти на работу.

 — А что помимо сыров делает вас счастливой?

— В первую очередь я сама. Когда внутри тебя баланс, все хорошо. Для меня важно правильно расставлять приоритеты как в жизни, так и в работе. Я счастлива, когда могу найти себя в простых вещах, когда не стою на месте, а постоянно развиваюсь, когда люблю и улыбаюсь!

Комментарии

0
под именем