Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче

Наша героиня 10 лет назад смогла взять курс на невероятно успешное сейчас направление в предпринимательстве.

Каждую неделю в нашем спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и знать о скрытых опасностях. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.

Героиней этой недели стала Юлия Бондарчук — основатель сервиса по доставке продуктов «Лавка Edoque».

Фото №1 - Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Юлия Бондарчук, 34 года.

Образование: окончила Высшую школу менеджмента СПбГУ и несколько дистанционных курсов Стэнфордского университета по основам здорового питания.

Бизнес-проект: в 2014 году Юлия основала сервис по доставке коробок с фруктами и овощами «Лавка Edoque», осенью 2019-го Edoque стал также доставлять продукты питания.

С чего началась ваша деятельность? Что помогло увидеть перспективу именно в бизнесе, связанном с продуктами питания?

— Как только мне исполнилось 18, пошла работать по специальности, которой училась: менеджмент. В найме проработала до 25 лет, а потом поняла, что трудиться под чьим-то руководством не для меня. С одной стороны, хотелось выстраивать работу всей компании так, как я это вижу, и нести за это ответственность. С другой — иметь свободу и пространство для творчества. Поэтому я покинула ряды наемных работников, сказав себе, что больше туда не вернусь.

Мой сегодняшний проект «Лавка Edoque» существует с 2011 года. Это сервис по доставке коробок с фруктами и овощами, работает как интернет-магазин. Покупатель выбирает тот или иной набор продуктов, размещает заказ. Закупки фруктов и овощей, которые будут отправлены клиенту, делаются каждое утро и отбираются сотрудниками вручную. Сначала сервис заработал в Санкт-Петербурге, спустя год — в Москве. Мне хотелось построить команду, создать растущий бизнес, достичь каких-то результатов в этой деятельности. О перспективах именно данной отрасли я не думала на тот момент, просто выбрала то, что приносит удовольствие. Проект претерпевал различные изменения, пока не пришел к своему текущему виду.

Фото №2 - Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

С чего начали?

С формирования ценностей компании, стандартов клиентского сервиса и распределения финансов. Сразу же составили несколько планов продаж: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный. Посчитали затраты, необходимые для реализации каждого сценария, и пустили его в бой. Старт был удачным, у нас все получилось — пессимистичные планы выполнялись с высокой точностью.

Кто вам помогал, поддерживал?

Когда «Лавка Edoque» запустилась в работу, то первыми клиентами сервиса стали друзья, родственники и знакомые сотрудников нашего коллектива. Пожалуй, это тогда было самой большой поддержкой. И команда сразу же начала подбираться прекрасная — приходили люди, которые хотели работать именно в «Едоке», а не где угодно. Это тоже очень сильно вдохновляло.

Помните свой первый заработанный рубль? На что потратили?

— Я, как, наверное, многие предприниматели, все-все заработанные деньги вкладывала обратно в проект — в рекламу, какую-то новую полиграфию, премии сотрудникам. До сих пор так и живу. А вот свою первую в жизни зарплату в студенческие годы я отлично помню. Тогда я сходила в супермаркет у дома, купила продукты, лампочки и новую швабру. Гордилась собой просто невероятно!

Чего вам удалось достичь за время существования проекта?

— Я горжусь тем, что мне удалось создать крутой HR-бренд (привлекательный благоприятный имидж компании как работодателя в глазах соискателей. — Прим. ред.). Людям нравится работать в «Едоке». У нас практически нет текучки, все трудятся годами и хорошо себя чувствуют в команде. По-моему, нам отлично удается транслировать те ценности, которые важны лично для меня: заботливое отношение к клиентам и команде, серьезный подход к делу.

Фото №3 - Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Юлия, сейчас сервисы по доставке продуктов питания востребованы как никогда. Полагаю, что кризис — это не про ваш бизнес…

— Да, это правда. У нас стало больше заказов, люди хлынули в доставку. Мы придумали новый продукт для b2b-клиентов (от англ. business to business, переводится как «бизнес для бизнеса». Означает, что компания или подразделение компании продают свой товар/услуги корпоративным клиентам, то есть другим компаниям. — Прим. ред.), так как с переходом на удаленку доставка в офисы прекратилась. Также мы запустили кулинарный онлайн-проект для детей, это тоже стало актуально благодаря тому, что все сидят дома вместе с детьми.

Назовите 5 принципов, на которых строится ваш бизнес.

  • — Даже когда мы начинали делать «стартап на коленке», я учила команду всегда действовать так, будто у нас большая известная корпорация. Это очень помогает выбирать более этичные и эффективные решения, строить репутацию с самых первых дней, идти в верном направлении.

  • Вдохновляющее лидерство — это мой стиль управления, и я стараюсь набирать других людей с таким же стилем. Мы против штрафов и других жестких методов, для нас важны уровень счастья сотрудников и их развитие.

  • Честность во всем. С клиентами, с конкурентами, с государством. Я всегда говорю новым менеджерам: если они чего-то не знают в разговоре с клиентами, нужно сказать, что они работают недавно и пока не все знают. Обычно все очень удивляются, потому что на предыдущих местах работы такое, наоборот, запрещали. Если мы в чем-то ошиблись, никогда не придумываем историй про форс-мажоры и плохих поставщиков, а честно признаем огрехи и исправляем их. Мы не удаляем плохие отзывы, а даже наоборот, специально их публикуем, показывая, как решали проблемы.

  • Каждый имеет право на ошибки. Если кто-то из сотрудников делает что-то не так, то мы проходим три шага. Первый — смотрим на себя: точно ли мы хорошо научили и проконтролировали после этого качество работы, все ли у нас в порядке с условиями труда, не переработал ли человек, не перегорел ли? Второй — говорим об ошибке, находим ее причины и напоминаем о том, что ошибки могут быть, но повторяться не могут. Третий — если ошибка все-таки повторяется, мы приходим к выводу о том, что человеку не подходит либо конкретная часть задач, либо его роль в целом, и принимаем соответствующее решение.

  • Контроль, контроль, контроль — принцип тройного контроля. Он означает, что мало просто сказать что-то сотрудникам, мало просто провести обучение, нужно вести какое-то время его за руку и быть рядом, чтобы контролировать до тех пор, пока работа точно не начнет выполняться по всем стандартам.

Фото №4 - Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

 Что в работе для вас важнее всего?

— Больше всего мне нравится, когда люди считывают ценности, которые мы транслируем, и говорят о том, что мы вдохновляем. Вот это самое классное! Так я понимаю, что все правильно делаю.

Что бы вы посоветовали людям, которые боятся превращать увлечение в работу? И тем, кто решился и сейчас проходит начальный этап, составляя бизнес-проект.

— Я бы посоветовала разобраться со своими страхами, если они есть. Откуда они взялись, чего именно человек боится и почему? Их нужно убирать, нужно быть смелым и легким, чтобы все получилось. А еще важно понимать, для чего лично тебе идти в бизнес. Я знаю, что многим кажется, что там денег больше, чем в найме, а это ой какая неправда. Кто-то устал от офисной пятидневки и ищет в бизнесе свободы и путешествий — это тоже миф. Поэтому мой второй совет — разобраться с мотивами и обсудить их с кем-то из действующих предпринимателей.

Фото №5 - Личный опыт: как запустить бизнес, который кризис делает только крепче
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Как проводите свой отпуск? Для тех, кто занят любимым делом и стоит у руля, вообще существует такое понятие, как отдых?

— Я очень люблю уезжать в тепло и/или к воде, чтобы сменить обстановку и продолжить работать там. Отпуска без работы у меня практически не бывает, не хочется даже такого. Иногда чувствую, что нужен бизнес-детокс на несколько дней, устраиваю его себе, но эта история не совсем про отпуск.

Как вы считаете, что важнее всего для женщины? В чем для нее главная реализация?

— Считаю, что нет каких-то самых важных вещей для определенной группы людей, будь то женщины, мужчины, людей какого-то выбранного возраста или географии. Для меня самое главное — кайфовать от того, что я делаю. Мне кажется, было бы здорово, если бы каждый человек любил свою работу вне зависимости от рода занятия. Еще важен баланс, когда во всех сферах у меня все хорошо — и в работе, и в семье, и со временем на себя, и с друзьями, и со здоровьем. Тут часто бывают перекосы, смещаются приоритеты туда-сюда, и очень нужно это отслеживать.

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Я в пятерочке лично вручную отберу самые лучшие полезные овощи и фрукты, а уж урожай с маминой дачи вообще рядом не стоял. Видимо, это для тех кому совсем тратить некуда деньги , бредовая идея