Личный опыт: от любви к котикам до компании в 10 миллионов долларов

Уже в третьем классе наша героиня знала, кем хочет стать.

Каждую неделю в спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и быть в курсе скрытых опасностей. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.

Героиней этой недели стала бизнесвумен, кандидат ветеринарных наук, серийный предприниматель, основатель сети зоогостиниц Маргарита Никитина.

Фото №1 - Личный опыт: от любви к котикам до компании в 10 миллионов долларов
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Маргарита Никитина, 32 года.

Образование: окончила Волгоградский аграрный университет по специальности «ветеринарный врач», Волгоградский аграрный университет по специальности «экономист», получила степень кандидата ветеринарных наук в Саратовском аграрном университете им. Вавилова.

Бизнес-проект: международная сеть зоогостиниц BookingCat.

Сеть отелей для животных (кошек, собак мелких пород, кроликов, грызунов, птиц) с полным сервисом услуг: питание, проживание, ветеринарные услуги, комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами, заказ зоотакси. Хозяева могут в любой момент пообщаться со своими питомцами по видеосвязи и узнать об их состоянии по средствам видеонаблюдения.

Как вам пришла идея создать такой необычный для России бизнес?

С детства я хотела стать ветврачом. Помню, при поступлении в школу нам дали задание нарисовать, кого мы любим больше всего на свете. Все нарисовали маму, а я — нашу кошку Мотю, после чего меня даже рекомендовали показать психологу. В третьем классе я знала все породы собак и уже точно понимала, кем хочу стать. Поступив в вуз по специальности «ветврач», планировала работать со здоровыми животными, так как мне было жалко больных, но я не понимала, как это осуществить. Однажды увидела по телевизору передачу про зоогостиницы для собак в США. Это были отели с бассейном, детским садом для собак, зоотакси и прочими сервисами, которые на тот момент мне казались чем-то из области фантастики. Именно тогда я поняла, что хочу открыть лучшую в нашей стране зоогостиницу. Сначала это было лишь мечтой, так как на ее осуществление я не имела ресурсов. После окончания учебы начала работать в сфере ветеринарной санэкспертизы качества. Когда у меня появилось достаточно опыта и денег, решила последовать за своей мечтой, оставила позицию руководителя в службе качества Х5 retail group торговой сети «Пятерочка», открыла свою первую зоогостиницу и далее стала работать над развитием сети.

Как проходили составление бизнес-плана и его реализация?

— Самый первый бизнес-план написала буквально на салфетке, а реализовала его в рекордные сроки. Через полтора месяца после ухода с основного места работы у меня уже были компания, отель и первые постояльцы. Стартовый капитал был полностью мой, он составлял несколько миллионов рублей — заработанные мной деньги на позиции руководителя.

Многие знакомые удивились, узнав про мою деятельность. Мне говорили, что это несерьезно, до того момента, пока мы не запустили 100 объектов в трех странах мира, 30 городах РФ. Осенью 2019 года компанию оценили в 10 млн долларов. Скептицизм прошел, но я никогда не обращала внимания на критиков. 

Фото №2 - Личный опыт: от любви к котикам до компании в 10 миллионов долларов
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Каковы были основные этапы развития бизнеса?

— В 2017 году я открыла свой бизнес — две первые зоогостиницы.

В 2018-м запустила систему франчайзинга и открыла свыше 40 точек по всей России.

2019 год знаменателен тем, что был заключен 100-й контракт франчайзингового партнерства, осуществлен выход за пределы РФ. На тот момент оценка стоимости компании достигла 10 млн долларов.

В 2020 году была запущена стратегия развития экотоваров и экопродуктов для животных, развитие собственной торговой марки в товарном направлении.

Как отразился карантин на вашем бизнесе? Страхуетесь ли вы на случай непредвиденных ситуаций?

— У нас есть подушка безопасности, поэтому мы чувствовали себя вполне уверенно в карантин, но не у всех наших франчайзи-партнеров она была, так как не все правильно вели бизнес. Поэтому я думаю, что не все смогут восстановить привычный ход работы после карантина. Это касается не только наших объектов, а ситуации в стране в целом. Многие жили одним днем и не были способны пережить отсутствие спроса длиной даже в один месяц, плюс у многих были кредиты. 

Во время карантина мы изменили стратегию, начали развивать товарное направление под собственной торговой маркой. А также разработали идею по глобальному изменению. Мы сделали эконаполнители, которые появились в реализации в июне. В июле должны выйти лакомства для животных под нашим брендом. Также мы изменили модель франчайзинга в сторону снижения цен и оптимизации условий для действующих и новых франчайзи, снизили расходы на оборудование, принимая во внимание платежеспособность населения.

Я задумалась о том, что можно было бы перевести в онлайн, и поняла: наш стандартный перечень услуг нельзя перевести в онлайн, так же как и услуги в салонах красоты, стоматологии и медицинских клиниках. Поэтому они останутся в прежнем виде, но с более низкими ценами.

Какие еще есть особенности в вашей сфере?

— Особенностей и специфики много, как у любого вида бизнеса. Часто случаются проверки. Мы своевременно платим налоги, поэтому не могу сказать, что это нам досаждает, все осуществляется в рамках законодательства.

Фото №3 - Личный опыт: от любви к котикам до компании в 10 миллионов долларов
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

— Назовите ваши личные лайфхаки по снижению расходов. На что новичок в деле зря тратит силы и деньги?

— Основной совет, который я могу дать начинающим предпринимателям: вести бизнес, придерживаясь философии бережливого мышления и используя стратегию гибкого ценообразования.

Именно так делали мы, поэтому у нас, как и у всех, есть определенные потери, но они варьируются и находятся под контролем. И мы, как птица феникс, легко возрождаемся из пепла.

Второй совет: кредит нужно брать только на развитие бизнеса, а не для реабилитации умирающего бизнеса. Скакать на мертвой лошади все равно не получится. Чем раньше понять, что бизнес мертв, и сказать «стоп», даже не имея запасного плацдарма, тем меньше будет потерь. 

Конечно, не стоит бояться удаленки, искать сотрудников из регионов и контрагентов вместо окладников там, где это возможно. У нас так было организовано с первого дня. К нашему счастью, мы давно придумали систему управления бизнесом удаленно.

Каковы основные пять принципов, на которых строится ваш бизнес?

  1. На каждое 33 «почему это нельзя сделать?» найди 34 «как это можно сделать».

  2. Подумай, как это можно сделать бесплатно.

  3. Спроси себя, как это можно сделать быстрее и проще.

  4. Формулу 20/80 никто не отменял: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».

  5. Во главе всего должны быть ценности, все остальное — детали и реализация.

На что стоит обратить особое внимание новичкам при создании бизнеса, учитывая ситуацию на данный момент? 

— Лучше всего найти себе ментора — это совет из личной практики. А также задать себе ряд важных вопросов и честно на них ответить: «Зачем это делать? Какова финальная цель? Что будет после ее достижения? Что будет в случае неудачи? Что может произойти самое страшное?»

Например, я задала себе вопрос: что будет самое страшное, если не получится? И это помогло мне победить страх неудачи. Я поняла, что моя голова и мой опыт останутся со мной, я всегда смогу вернуться в качестве наемного сотрудника, а вот попробовать новый бизнес, может, уже не будет шанса. Самым страшным оказалось потерять вложенные деньги. Ответив на все вопросы и приняв во внимание возможные риски, можно смело пускаться в новый бизнес.

  Как вы видите свой бизнес через 5–10 лет?

— Через 10 лет я вижу свой бизнес как многопрофильный. У меня уже существует несколько направлений бизнеса, просто BookingCat наиболее известный.   

Фото №4 - Личный опыт: от любви к котикам до компании в 10 миллионов долларов
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Бывает ли у вас отпуск?

 Раньше я работала 24/7 и была постоянно включена во все процессы, сейчас я даже могу устроить себе детокс-дни без интернета. А вообще, так как большую часть процессов можно выполнять удаленно, то и находиться при этом можно где угодно, в любой стране или в любом городе. 

Что для вас важно в жизни и в бизнесе?

— Делать то, что мне нравится, заниматься тем, что я хочу в конкретный отрезок своей жизни, без условностей и ограничений. Быть свободной во всем. Но, на мой взгляд, у каждого человека, не важно, мужчины или женщины, есть одно общее предназначение — быть счастливым.  

Комментарии

3
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Этот пример очень понравился
  • Кому то "Все психологи" дают советы и они становятся успешными, кто то послушав психологов остается на прежнем месте. По моему это зависит от желания и способности каждого
  • Now.