Не все дела одинаково полезны: есть рутина, которая не кончается, есть срочные и очень важные дела, которые нельзя не делать, а есть внезапные новые задачи, которые появляются в течение дня.

Вы беретесь за одно, за второе, за третье. Все время всплывают новые и новые вопросы. Мы привыкли, что любая задача требует немедленной реакции. А откладывать плохо. Если отложили какой-то вопрос — беспокоимся. Иногда стыдимся прокрастинации. Эта статья про то, что откладывать хорошо.

Евгений Идзиковский
Евгений Идзиковский
Тревога и неуверенность, прокрастинация и личная эффективность, семейные отношения, нервные тики, зависимости, чувство вины.

Практикующий психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования

Личный сайт

Есть небольшое количество вещей и проектов, которые действительно влияют на вашу жизнь. У них у всех есть пара общих черт. Во-первых, обычно их можно не делать прямо сейчас. Во-вторых, они требуют погружения, полного сосредоточения.

Что происходит, если не откладывать дела

как планировать время, тайм-менеджмент, откладываю дела на завтра, много дел на работе, ничего не успеваю на работе
Фото
fizkes / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Вспомните ваш стандартный рабочий день. Большинство задач вы могли бы делать «не просыпаясь». Разве что следя за аккуратностью и мелкими ошибками. И вспомните ключевые события на работе. Совсем все по-другому? Даже и не получалось в эти моменты думать о чем-то другом.

Концентрация — наш главный ресурс. Именно она отвечает за работоспособность и прогресс в значимых проектах. Как количественно, так и качественно. Сложные дела невозможно совмещать с другими: мозгу нужно время на разгон. Вспомнить разные факты, сопоставить их между собой, представить сотни, тысячи разных картинок, звуков, образов. Чем объемней задача, тем дольше мозг выходит на «рабочий режим».

И вот вы приступаете к вашему самому главному проекту. Отодвинули все в сторону, сосредоточились, начали думать. Но через какое-то время появляются новые неожиданные задачи: «О, SMS!», «О, надо проверить почту!», «Телефонный звонок!», «Срочная задача от начальства!», «Коллега просит помочь!», «Ребенок хочет внимания!», «Новая рабочая сплетня!» и так далее.

Отвлеклись? Теперь надо заново «загружать» в мозг данные. А время выхода на полную рабочую мощность у разных людей — от 10 до 20 минут.

Если вы отвлекаетесь каждые несколько минут, вы в принципе не даете вашему мозгу думать на полную катушку. Вообще никогда. Поток новых задач, которые вы не разрешаете себе отложить, захлестывает вас и топит в рутине псевдосрочности.

Вспомните классический образ рассеянного профессора, который думает о чем-то своем, может пойти не туда, перепутать одежду… Забавный чудак, да? А он всего лишь не желает тратить ресурсы мозга на то, что с его точки зрения намного менее важно. И именно это позволяет ему быть профессором и совершать научные открытия. Конечно, до крайностей доводить не стоит: надо и отдыхать, и на рутину находить время.

Как грамотно планировать время

как планировать время, тайм-менеджмент, откладываю дела на завтра, много дел на работе, ничего не успеваю на работе
Фото
sutlafk / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Существует отличная схема планирования своего времени, позволяющая использовать мозг на полную. Выделяем из дня несколько 2-часовых интервалов. Каждый интервал разрезаем еще на 3 куска.

1 час — работа над самым важным делом. В это время не отвлекаетесь ни на что, кроме форс-мажоров уровня пожара. Телефон — на беззвучный режим и убрать с глаз долой, все мессенджеры отключить, ничем посторонним не заниматься. Да, поначалу может быть трудно.

30 минут — работа над мелкой рутиной и разгребание срочных дел. Именно в эти 30 минут вы всем перезваниваете, договариваетесь, проверяете почту и тому подобное.

Следующие 30 минут — отдых. Во время отдыха идеально сменить тип деятельности. То есть, если ваша основная работа за компьютером, то на время отдыха лучше прогуляться. Расслабьте мозг, не думайте о делах. Вы уже молодец: только что работали 1.5 часа, и из них час в высокопродуктивном режиме. Просто отдыхайте.

Дальше можете начинать следующий двухчасовой интервал по той же схеме. Что вы получите? Если в день упакуете 3 таких блока, то целых 3 часа в состоянии концентрации будете заниматься тем, что действительно влияет на вашу жизнь.

А что делать, если не получается отложить

как планировать время, тайм-менеджмент, откладываю дела на завтра, много дел на работе, ничего не успеваю на работе
Фото
Nebojsa93 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Как быть, если вы не можете себе позволить полностью отключить средства связи, и на вас может упасть новая задача в любой момент?

Самая типичная ошибка — начать немедленно думать: «А что мне делать? Когда я буду это решать? Как я буду с этим разбираться?» В этот момент вы теряете волшебство концентрации.

Правильный подход: если вам пришла новая задача во время 30-минутного интервала рутины — да, вы ее обдумываете. Если же она приходит во время золотого часа или отдыха, вы просто перемещаете ее в список «я подумаю об этом позже». И вообще не тратите на нее время. Ни секунды. Достаточно делать мгновенную проверку: «Это пожар? Требует мгновенной реакции в эту же минуту? Нет? Тогда я подумаю об этом потом».

Просто отложите эту задачу. Раз-два в день вы можете вносить новые проблемы в свое расписание. А что-то будет уходить на завтра. Это нормально.

Задайте себе вопрос: если бы вы могли выбрать только одну вещь, только одно дело, которому посвятили бы максимум усилий, что бы это было? Что на самом деле для вас важно? Что может изменить вашу жизнь? Теперь разрешите себе верно расставить приоритеты. Именно это дело достойно ваших золотых часов.