Каждую неделю в спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и быть в курсе скрытых опасностей. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.

Героиней этой недели стала директор туристической компании Юлия Рудакова.

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Досье

Юлия Рудакова, 35 лет.

Образование: Нижегородский Мининский университет, естественно-географический факультет. Специальность — учитель географии и биологии.

Бизнес-проект: туристическая компания «Метрополис», Нижний Новгород: все услуги в сфере турбизнеса — поездки по России и за рубеж, короткие туры выходного дня и длительные экзотические путешествия.

С чего началось ваше увлечение путешествиями и как возник интерес к турбизнесу?

 – Все началось со школы. В старших классах я стала интересоваться географией, писала рефераты, читала книги и выбирала экзамены именно по этому предмету. Поэтому неудивительно, что потом я поступила на географический факультет. Когда меня спрашивали: «А чем ты будешь заниматься и где работать после окончания университета?», я отвечала, что открою свое туристическое агентство. Видимо, уже тогда начала закладываться и работать сила мысли. После окончания университета мне удалось устроиться в туристическую компанию. Так начался мой путь, связанный с путешествиями.

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Как вы решились открыть собственное агентство? Кто вам помогал и поддерживал? 

– Неожиданным образом: туристическая компания, в которой работала, закрылась, и я ушла в свободное плавание. На тот момент я уже понимала принцип розничных продаж туристических услуг, у меня была наработанная клиентская база. Так что открыть свое дело было несложно, поскольку имелся хороший опыт в этой сфере в качестве наемного сотрудника.

Предприниматели — люди рискованные, готовые менять реальность, создавать новое. И если у тебя этих качеств нет, то рядом должен быть человек, который поможет в этом. Меня очень сильно поддерживал супруг. Он до сих пор многие стратегические моменты в работе компании продолжает регулировать, а тогда, на первоначальном этапе, именно он помог составить бизнес-план, найти помещение под офис и поверить в свои силы. Больших средств для открытия офиса не требовалось, поэтому стартового капитала в размере накопленных 150 тыс. рублей было достаточно.

Скептиков в моей жизни было также достаточно. Наверное, даже больше, чем тех, кто поддерживал. Пугали большой конкуренцией в нашем бизнесе и низкой прибылью, но меня это не страшило. 

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Как быстро удалось получить прибыль? Какие были ошибки на первых этапах работы?

– Окупаемость вложений в туристическом бизнесе происходит достаточно быстро, поэтому уже буквально через полгода компания вышла в плюс. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что год открытия компании был выбран очень удачно, так как именно на 2011–2013 годы пришлись пик и подъем в выездном туризме в России, который был нашим основным профилем. Это укрепило наши позиции в туристическом бизнесе и расширило клиентскую базу, что впоследствии помогло пережить сложный 2014 год, выстоять кризис и дождаться нового подъема. Единственное, мы не учли в первый год работы сезонность бизнеса. Первый сезон низких продаж, а в нашей сфере это зима, конечно, выбил меня из колеи. Теперь я понимаю, что это было хорошим уроком, который научил готовить сани уже с лета.

Если говорить о личных достижениях, то я научилась мыслить как бизнесмен, а не как рядовой сотрудник — не как сэкономить деньги, а как их приумножить. Стала лучше разбираться в людях, что помогает мне в подборе персонала и в коммуникации с клиентами и партнерами.

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Как на вас отразился кризис этого года?

– Кризис 2020 года сильно отразился на сфере туристических услуг, наша отрасль одной из первых приняла удар на себя. Когда другие еще продолжали работать, мы уже понимали, что на ближайшие месяцы работа офиса будет заморожена. Эту паузу мы использовали для обучения, углубляли знания нашей команды во многих направлениях — проходили обучающие вебинары по разным странам: особенности курортов, экскурсионные возможности, культурная составляющая.

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Ульяна Самойлова/Wday.ru

Мы искренне верили, что люди не смогут отказаться от путешествий. Отдых необходим, чтобы вернуть силы и здоровье, вдохновиться на новые свершения. Конечно, я понимаю, что восстановление рынка будет не быстрым, поэтому основная стратегия сейчас — сохранить офис и штат сотрудников в прежнем режиме работы. Сейчас спрос постепенно восстанавливается, мы стараемся подстраиваться под новые требования и желания клиентов.

С другой стороны, ситуация с карантином и самоизоляцией показала важность дистанционной работы в сфере туризма, выявила слабые места. Сейчас мы дорабатываем онлайн-сервисы продаж, уделяем больше времени соцсетям и интернет-площадкам, совершенствуем наш сайт. 

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Ульяна Самойлова/Wday.ru
Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис

Юлия, назовите 5 принципов, благодаря которым вы добиваетесь успеха в вашей сфере.

 Я уверена, что в каждом бизнесе есть свои особенности, которые помогают максимально эффективно выстроить процесс работы. Мои принципы простые.

 1. Любимое дело.

Если вы любите свое дело, если у вас горят глаза и вы полны новых идей, люди будут это чувствовать и тянуться к вам. Это поможет собрать сильную команду и хорошую базу клиентов.

2. Профессиональная команда.

Люди — это большая ценность. Иногда уходят годы на обучение и развитие своих сотрудников, поэтому слаженная команда — это часть успеха бизнеса.

3. Надежность партнеров и агентов.

Я всегда очень ответственно подходила к выбору компаний, с которыми мы сотрудничаем. Кризисная ситуация 2020 года показала важность этого момента. Партнеры нас не подвели, во время пандемии нам удалось найти выходы и решения с минимальными затратами для всех.

4. Умение делегировать.

Скажу честно, с этим пунктом мне пришлось долго работать, но постепенно, с увеличением объемов продаж, это стало необходимостью. Если данные процессы будут выстроены на начальном этапе бизнеса, вы сможете избежать многих проблем и чувствовать себя гораздо свободнее.

5. Постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Мир очень динамичен, он предлагает много возможностей, которыми нужно уметь воспользоваться. Все знания, грамотно вложенные в себя и своих сотрудников, окупятся. Прежде всего, это расширение профессиональных знаний, в нашем случае — многочисленные поездки и рекламно-информационные туры по разным странам и регионам. Такие туры я и мои менеджеры посещаем ежегодно. Также нужно помнить о тренингах и техниках продаж, которые помогают улучшить экономические показатели работы компании.

Я уверена, что через 510 лет услуги нашей турфирмы будут нужны людям, но сами путешествия и их отношение к отдыху, конечно, будут меняться. Уже сейчас у людей много информации и возможностей по планированию своего отдыха. Чтобы быть полезными современному потребителю, нужно быть на шаг впереди. Поэтому я не буду заниматься масштабированием бизнеса и открывать новые офисы, а стану делать ставку на профессионализм и качество оказываемых услуг, на индивидуальный подход к клиенту.  

Какой совет вы можете дать тем, кто хочет открыть свой бизнес?

– Я верю, что человек, который горит своим делом и любит людей, добьется успеха. Но одного желания и веры в себя недостаточно. Рекомендую составить грамотный бизнес-план. Возможно, обратиться с этим за помощью к профессионалам, постараться высчитать все риски, узнать про региональные программы для поддержки и развития бизнеса. А затем пробовать и действовать!

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Роман Кузнецов/Wday.ru

Бывает ли у вас отпуск?

 Несмотря на то, что сфера моей деятельности связана с путешествиями, в первые годы работы отдых был не таким частым. Большая часть времени уходила на становление работы офиса, иногда работать приходилось без выходных.

Сейчас, когда работа компании выстроена, отдых стал регулярным, особенно в виде путешествий с семьей. Мы любим активные поездки. У нас есть страны, куда мы можем возвращаться вновь и вновь. Это Греция и Хорватия. Они радушные и красивые. Находясь на отдыхе, я стараюсь удаленно контролировать бизнес-процессы в работе компании. Так мне спокойнее.

Секреты успеха туроператора, сохранившего бизнес в кризис
Фото
Ульяна Самойлова/Wday.ru

Что важнее для женщины, на ваш взгляд?

  Конечно же семья! Я думаю, что основное предназначение женщины — реализация себя в роли жены и матери. Это большое счастье, когда она имеет возможность совмещать семью со своей профессиональной деятельностью и ее в этом поддерживает близкие. Мне повезло, мои родные понимают мою любовь и необходимость быть в своей профессии, и я им очень благодарна за это!