Каждую неделю в нашем спецпроекте «Женское дело» мы знакомим вас с теми, кто не побоялся рискнуть и запустить собственный бизнес. Для успешного проекта мало иметь одну мечту. Важно разбираться в той сфере, в которой вы хотите создать дело, трезво оценивать свои шансы и знать о скрытых опасностях. О том, как создавался бизнес с нуля и с какими подводными камнями пришлось столкнуться, расскажут участницы нашего проекта.
Героиней этой недели стала Наталья Марцишко — основатель бренда дизайнерских украшений Votre Perle.

Досье
Наталья Марцишко, 32 года, дизайнер украшений.
Образование: окончила Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина по специальности «педагог-художник».
Бизнес-проект: Votre Perle — дизайнерские украшения из органического стекла, ювелирной глазури, жемчуга, компонентов Swarovski и др. Все украшения собираются вручную.
Бренд Votre Perle был участником Belarus Fashion Week (Минск), Международной недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days (Киев). Броши и серьги бренда можно заметить в образах медийных персон, среди которых Ольга Шелест, Василиса Володина, Ксения Бородина, Эвелина Хромченко и многие другие.
– С чего начался ваш бизнес?
– Прежде всего с любви к творчеству: я училась в художественной школе, потом в университете на кафедре художественно-графических дисциплин. Перепробовала многие направления, в том числе как способ заработка: батик, живопись; разрабатывала модели одежды для швейных фирм и др. Это всегда была творческая игра, причем достаточно успешная. Отправной точкой в создании бренда Votre Perle послужило знакомство с материалом, из которого сейчас изготавливается основная часть украшений, с органическим стеклом. Но в то время это было на уровне хобби, без серьезной прибыли. Мне пришлось искать работу как основной источник заработка в Москве и параллельно продолжать развивать увлечение. Бренд постепенно рос, требовал внимания и сил, приносил больше дохода и вдохновлял на смелые решения. Со временем я ушла с основной работы и полностью погрузилась в любимое дело.
– Как вы поняли, что хобби может быть прибыльным?
– Монетизация любимого дела для меня — это естественный процесс, без которого невозможно дальнейшее развитие. Важно получать энергетическую отдачу от того, что ты делаешь. Деньги — это лишь вид энергии, которой со мной обмениваются покупатели за мой труд.
– Был ли у вас стартовый капитал или чья-то поддержка?
– Стартового капитала как такового не было. Я вкладывала в увлечение всю зарплату. Помню, как заказала вырезки у нашего мастера по лазерной резке для будущего маркета (англ. market — рынок), когда еще жила в Белоруссии. Он принес пакет и назвал сумму, практически равную моей месячной зарплате. Я, не раздумывая, отдала деньги. У меня был такой азарт, что даже страха я не испытывала, просто делала то, что очень хотела делать. Через неделю на маркете заработала в два раза больше своей ежемесячной зарплаты. Это послужило отличной мотивацией.
– Кто вам помогал?
– Большую моральную поддержку оказывал бывший супруг. Он эстет и человек с тонким художественным вкусом, с которым можно было обсудить все, что я создавала. Родители, наоборот, скептически относились к этому занятию и не верили, что это дело может стать моей основной деятельностью.
– Случались ли у вас неудачи?
– Однажды столкнулась с некачественным исполнением работы со стороны фирмы в Санкт-Петербурге. Я заказывала вырезки для украшений. Мне отдали очень плохую, грубую работу, так что невозможно было использовать эти заготовки. Я вела с представителями фирмы долгие переговоры, при этом мысленно была готова к любому разрешению этой ситуации. Однако мне удалось защитить свои права и вернуть деньги.
– Помните ли свой первый рубль, заработанный делом, которое вам по душе? И на что потратили?
– Я помню ощущение полета и эйфории от первых продаж украшений! Сначала всю прибыль я вкладывала в материалы для будущих работ. И это были очень приятные вложения, которые быстро окупались.
– Чего удалось достичь в вашем бизнес-проекте?
– За время существования бренда Votre Perle мы собрали вокруг себя потрясающую аудиторию из женщин, которые любят и ценят вещи, сделанные вручную, в основе которых лежит уникальная, самобытная идея дизайна. Мы стали частью нашего большого «шоу-рума-семьи», как я его называю, в центре Москвы, на Кузнецком Мосту. Приняли участие в проекте Levels в Киеве на Неделе моды. А также в международной выставке «Бижорка» в Париже. Мы стали неоднократными участниками и партнерами Недель моды в Минске и Москве. Когда маркеты были на пике популярности, мы были костяком дизайнеров-участников в маркетах в Минске и Москве. Украшения Votre Perle побывали практически на всех программах, связанных с модой, стилем и преображением: на Первом канале, ТНТ, СТС и др. Наши украшения полюбились такому большому количеству стилистов и медийных личностей из разных городов и стран, что многие модели украшений моментально стали бестселлерами и до сих ими остаются. У нас появились представители и партнеры-магазины в разных городах России, Казахстана, Украины. Также до недавнего времени мы были представлены в шоу-румах Парижа, Дубая, Нью-Йорка, Минска, Мюнхена.
Самое ценное во всем этом для меня то, что я расту и взрослею вместе со своим проектом: он развивается благодаря мне, а я — благодаря ему.
– Какие особенности в вашей сфере?
– Основной проблемой при создании дизайна украшений является копирование. Ты придумываешь новую коллекцию, размещаешь ее в интернете, а кто-то начинает за тобой ее повторять, делая менее качественные вещи, внешне похожие на твои.
– Назовите основные принципы, на которых строится ваш бизнес.
– Это жесткая самодисциплина, отсутствие или избегание поспешных решений и ответов, постоянная включенность в рабочие процессы. Сейчас я не знаю, каким будет бренд через 5–10 лет, это слишком большой срок. Нужно посмотреть, что произойдет после кризиса, как изменятся потребности у людей и возможности на рынке.
– Как вы переживаете сегодняшний кризис?
– Я наблюдаю, сохраняю спокойствие и продумываю дальнейшие действия. У нас отменились съемки, в том числе и новой коллекции; отменились оптовые заказы от магазинов-партнеров; заморозились новые партнерские соглашения; отменились поездки на выставки в Европе, которые мы планировали; мы лишились возможности радовать наших постоянных и новых клиентов быстрыми доставками и новыми моделями украшений и др. Но во всем этом есть и положительные моменты: у меня появилось время для креативной работы и обдумывания стратегии запуска нового направления бренда.
– Что бы вы посоветовали людям, которые хотят открыть свое дело, но боятся менять привычную деятельность?
– Если чувствуете в себе силу и потенциал, понимаете, что не можете не заниматься любимым делом, которое пока еще хобби, не изменяйте себе, действуйте! Но знайте: жалеть себя, отдыхать или почивать на лаврах после первого успеха не получится. Если хочешь чего-то достичь, придется постоянно работать и быть включенным во все процессы. На первом этапе это обязательное условие.
Бизнес отнимет большую часть времени, а то и все время жизни. Если вы к этому готовы, пробуйте! Свой бизнес — это не работа с 9 до 19, это намного больше. Да, порой у вас будет кипеть голова от идей и задач, и вы не сможете спать по ночам. Да, бизнес — это ответственность за себя и людей. Поэтому обязательно взвесьте, готовы ли вы к этому. Если ваш ответ «да», то смело дерзайте!
— Устраиваете ли вы себе отпуск? Если да, то как он проходит?
– Отпуск случается, но я его называю командировкой, так как даже в поездке работа не прекращается. Нагрузка конечно же существенно меньше, но она есть. И, как правило, открытие новых мест совмещается со встречами по работе: съемки, переговоры и др. Такие поездки «отпуск — командировка» происходят достаточно часто. Они короткие, зато очень насыщенные, чаще всего спонтанные: есть время — значит, можно полететь в другую страну или поехать в другой город.
Находясь в Москве, отдохнуть практически невозможно. У меня не получается взять полноценный выходной у самой себя.
– Что важнее всего для женщины, на ваш взгляд?
– Каждая женщина должна для себя сама решить, что для нее важно и чего она хочет: бизнес, семью, детей, а может, все вместе. Общество привыкло осуждать: если у тебя есть свой бизнес, то как же с женским предназначением родить ребенка и быть в семье? Если ты нарожала детей и сидишь дома, заботясь о муже и семье, то ты «клуша». Если слушать общество, можно легко сойти с ума, поэтому слушайте только себя и выбирайте сердцем! Для себя лично на данный момент я выбираю балансирование, хоть порой это бывает сложно.
– Что делает вас счастливой?
– Счастье для меня — видеть, как мои идеи воплощаются в реальность и приносят радость их обладательницам. Счастье для меня — быть свободной и строить свой мир и свою жизнь самостоятельно. Счастье — это иметь финансовую независимость. Счастье — это иметь возможность знакомиться и общаться с невероятными людьми, которые постоянно приходят в мою жизнь благодаря бренду.