Карнавальная ночь как снимали фильм, Карнавальная ночь актеры
Фото
кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Праздничную ленту предложил снять директор «Мосфильма» Иван Пырьев. А Рязанов только выпустил документальную картину «Весенние голоса» в стиле киноконцерта. Там по сюжету двое студентов ремесленного училища (Владимир Сальников и Надежда Румянцева) готовились к смотру художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР. Так что идея еще одного музыкального фильма его не привлекала, однако Эльдар Александрович решил согласиться из-за желания попасть в штат легендарной киностудии. Рязанов уехал в Болшево, где в Доме культуры начал работу над сценарием вместе с драматургами Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым. Пырьев подбодрил начинающего режиссера: «Все равно лучше, чем в Голливуде, не сделаешь. Снимай так, как видишь. Пусть у тебя главная героиня будет мировой звездой! Найди такую!» Пробы на роль Леночки Крыловой проходили в авральном режиме. Среди актрис, которые могли ее сыграть, были Ирина Скобцева, Людмила Касьянова, Татьяна Конюхова.

Карнавальная ночь как снимали фильм, Карнавальная ночь актеры
Фото
кадр из фильма «Карнавальная ночь»

– Я от роли отказалась, так как должна была сниматься в кино Григория Рошаля «Хождение по мукам», — делится актриса Татьяна Конюхова. — Но я порекомендовала ассистентке «Мосфильма» Люсю Гурченко из ВГИКа. Она и на аккордеоне играла, и прекрасно танцевала. А какая фигурка была!

Так получилось, что Людмила Марковна не произвела должного впечатления на пробах. Все из-за того, что оператор плохо выставил свет. Создавалось ощущение, что актриса кривляется в кадре и неважно выглядит. В итоге на главную роль утвердили Людмилу Касьянову, которая не была профессиональной артисткой. Однако Рязанову быстро стало понятно, что девушка не справится. Тогда он обратился к Ивану Пырьеву с просьбой заменить актрису. А директор «Мосфильма» случайно столкнулся с Гурченко и предложил еще раз пройти пробы.

Люся была необычайно хороша, — продолжает Татьяна Георгиевна. — Такой осиной талии не было ни у одной актрисы! Всем девушкам СССР тоже хотелось быть тонкими и звонкими, как она. Сразу же вошли в моду пышные юбки. Вообще, Гурченко называли «Чарли Чаплином в юбке». Для нее смешное и грустное всегда было рядом.

На роль Серафима Огурцова пробовались Анатолий Папанов и Петр Константинов. Рязанов утвердил последнего, так как тот достоверно воплотил образ зловещего чиновника. Однако Пырьев заявил, что лента должна стать жизнерадостной, а не остросатирической. Он предложил кандидатуру Игоря Ильинского. Иван Александрович был уверен, что актер сможет сделать чиновника смешным. Позже Рязанов говорил, что боялся работать с известным артистом. Был уверен, что ему придется потакать во всем.

– Эльдар Александрович быстро понял, что папа не звездный,  — говорит сын Игоря Ильинского Виктор.

Ведь чем грандиознее актер или режиссер, тем он проще. Отец всегда со всеми общался на равных, что-то подсказывал и помогал. Трогательно заботился о Людмиле Гурченко.

У него была машина марки «ЗИМ». Как-то он предложил подвезти молодую актрису. Девушка согласилась, представляя, как однокурсники обомлеют, видя ее выходящей с Ильинским из «ЗИМа». Но триумфа не случилось. Были летние каникулы, и возле входа в училище никого не оказалось. Признаюсь, каждый год с удовольствием пересматриваю «Карнавальную ночь». Помню, на премьеру ленты мы пошли с папой и мамой (актриса Татьяна Еремеева. — Прим. «Антенны»). Я хохотал громче всех зрителей.

Правда, меня озадачило то, что в картине все герои добрые, а отец мешает им. Спрашивал у мамы: «Почему папа — такой Мешалкин?»

Карнавальная ночь как снимали фильм, Карнавальная ночь актеры
Фото
кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Кстати, именно Ильинский помог Рязанову завоевать авторитет в съемочной группе — было видно, с каким пиететом 55-летний актер советуется с 28-летним режиссером.

Все силы группы были брошены на то, чтобы сделать кино все-таки не хуже, чем в Голливуде. На площадку пригласили лучших костюмеров. Благодаря им впервые на экране появились свитера с оленями. Художники-постановщики Константин Ефимов и Олег Гроссе по задумке Рязанова выстроили на сцене огромный будильник. По бокам декорации разместился оркестр, а на кнопке — барабанщик с ударной установкой. Однако режиссеру все время не хватало динамики. Тогда он попросил Гурченко спуститься в зал, где гости должны были разыгрывать маленькие сценки. Конструкцию перед гигантскими часами специально сделали ступенчатой, чтобы артисты балета лучше смотрелись. Праздничный концерт снимали в студии «Мосфильма» около трех дней. Продукты на столиках были натуральные, и на вторые сутки все испортилось. Поэтому актерам пришлось улыбаться и хлопать, героически игнорируя неприятный аромат.

Карнавальная ночь как снимали фильм, Карнавальная ночь актеры
Фото
кадр из фильма «Карнавальная ночь»

В итоге выход фильма оказался под угрозой. Выяснилось, что Рязанов превысил бюджет, израсходовав много пленки. Тогда Иван Пырьев обратился к режиссеру Михаилу Ромму, чтобы тот оценил картину и повлиял на решение худсовета. Мэтр во время просмотра смеялся до слез. После сеанса коротко поздравил Рязанова и ушел. С тех пор никто не вмешивался в его работу. И Эльдар Александрович на протяжении всей жизни благодарил судьбу за «Карнавальную ночь», от которой сначала хотел отказаться.

Иван Пырьев заказал поэтам Владимиру Лифшицу и Вадиму Коростылеву написать «песенку о хорошем настроении». Композитор Анатолий Лепин придумал музыку на их стихи. Так родилась знаменитая композиция «Пять минут».

Полнометражная картина была снята в рекордные сроки — за пять месяцев. В то время как работа над фильмом подобного масштаба длилась обычно около года.

Лента вышла на экраны 28 декабря 1956-го и стала лидером проката. За год ее посмотрели около 50 миллионов зрителей.

Карнавальная ночь как снимали фильм, Карнавальная ночь актеры
Фото
кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Песню «Таня-Танечка» исполнило трио сестер Шмелевых: Валентины, Ольги и Евгении. Им пришлось научиться мастерски удерживать тяжелый поднос на одной руке. Они сумели достичь изящества и в исполнении чечетки. Девушки буквально сутками разучивали танец. Но одна из них все же разбила колено, отбивая движения на ступеньках лестницы.

Сергей Филиппов придумал реплики своего герою — лектору Некадилову. Как-то на съемках сцены с выходом персонажа артист заблудился среди декораций и стал вопрошать: «Люди, где вы? Ау-у!» Именно этот дубль остался в картине. Кроме того, он стал автором крылатой фразы «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке пока неизвестно».