В сериале. Действие происходит в 1930-х. В СССР строятся заводы, для них требуется заграничное оборудование, на которое нужны валюта и золото. Где их взять? И вот по всей стране открываются торгсины – магазины для торговли с иностранцами, то есть изначально их клиентами должны были стать гости из-за рубежа. Но вскоре они начинают обслуживать и советских граждан.

В реальности. Торгсины просуществовали с 1931 по 1936 год. По сведениям историков, магазины принесли государству около 300 миллионов золотых рублей. Эта сумма сопоставима с расходами на оборудование 10 крупнейших заводов страны.

1/5
Фото:
канал «Россия 1»

В сериале. Главная героиня Лида Сокольская устраивается на работу в московский торгсин на Смоленской площади.

В реальности. В столице работало около 40 торгсинов, магазин на Смоленской был самым известным. Он находился в доме 50−52 по Арбату, где до революции располагались ресторан и торговые лавки, сейчас там гастроном «Смоленский». Кстати, именно в торгсине на Смоленке устраивают пожар герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

В сериале. В торгсинах покупатели меняют драгоценности на дефицитные товары и предметы первой необходимости. Лида приносит туда найденный в вещах умершего отца старинный изумрудный кулон – она надеется, что ей помогут узнать его историю.

В реальности. Рекламные плакаты утверждали, что в торгсинах представлено более 15 000 наименований продукции. Ассортимент был широк: от муки и колбасы до парфюмерии и грампластинок. Кроме того, через эти магазины иностранцы могли приобретать экспонаты музеев, включая Оружейную палату и Эрмитаж. Золото от граждан принималось во всех видах, только церковную утварь сюда не несли, официально она была национализирована, а выдать себя тем, что она хранится у тебя дома, никто не рисковал. При обмене драгоценностей покупатели получали только половину их стоимости: 35% шло государству, 15% - торгсину. Причем оценку проводили в основном не разбирающиеся в ювелирном деле часовщики и стоматологи, которые отправляли на переплавку все без разбора.

В сериале. Директор торгсина Виктор Серебров верит, что магазины нового образца созданы для блага народа. Но вышестоящие чиновники используют его, чтобы обеспечивать дефицитом новых хозяев жизни. Например, он вынужден выполнять без оплаты спецзаказы председателя правления «Торгсина» Ярового.

В реальности. По словам создателей сериала, Яровой – герой вымышленный. В реальности во время действия сериала председателем «Торгсина» был сначала Артур Сташевский, затем Михаил Левенсон. Оба были расстреляны в конце 30-х.

1/2
Фото:
Getty Images

В сериале. В Москве орудует банда налетчиков, и посетители торгсина оказываются под ее прицелом.

В реальности. Из-за плохой охраны (на низкую зарплату в сторожи шли, как правило, пенсионеры) торгсины были легкой добычей для грабителей. Серьги из ушей посетителей вырывали прямо на бегу. И покупки при выходе из магазина нужно было крепко держать, чтобы не выхватили. Процветало и воровство. Причем арсенал карманников дополнили новые приемы: например, в толпе преступники умудрялись незаметно вырезать стекло из витрины и вытащить приглянувшуюся вещь крючком.

К ответу!

Дмитрий Петрунь, режиссер:

— Мы стремились максимально точно воспроизвести историю, но все-таки немного фантазировали. Чуть-чуть по-другому показали становление социализма. Ушли в сторону позитива, постарались показать больше светлого, нежели репрессийи гонений или арестов, хотя персонажей-нквдэшников у нас тоже действует много. Поэтому в фильме новенькие, чистенькие стройки, парапланы по небу летают. Я этот жанр называю комиксом, и он допускает некоторую фантазию.

Что касается самого торгсина, старались соответствовать географии близлежащих улиц – у нас это действительно Арбат и Замоскворечье. А интерьер – «сборная солянка», созданная по фото разных магазинов, от торгсинов до «Елисеевского». Кстати, на прилавках у нас раритетные музыкальные инструменты того времени.

Почему об этом молчали?

Семен Экштут, историк:

— Власть понимала некоторую аморальность того, что делала. Население в основном относило последнее. Помню, в детстве, услышав слово «торгсин», спросил про него у няни, так у нее даже лицо изменилось. Потому что обычно человек отправлялся в этот магазин, только когда совсем уже припирало, и действительно мог крестильный крестик отдать. Официальная версия гласит, что деньги шли на индустриализацию. В известной степени это, может быть, и так. Можно ли было без этого обойтись и не разорять население? Большой вопрос, на который нет ответа.

Важен и такой момент: через торгсины за границу уходили предметы искусства, причем за копейки. Есть множество свидетельств иностранцев о том, как они выгодно что-то приобрели таким образом. Сейчас по крупицам начинаем это возвращать. В прессе появляются новости о том, что тот или иной патриот выкупил что-то на аукционе и вернул на родину. А о том, каким образом это оказалось за рубежом, стыдливо умалчивается. Думаю, если бы не «Мастер и Маргарита» и «Дети Арбата» (в романе Рыбакова отец одного из героев покупает в торгсине ткань на костюм сыну. -Прим. «Антенны»), мы, может быть, вообще навсегда забыли бы это явление. Но такова волшебная сила искусства.