Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»

До недавнего времени Авдотья Смирнова была одной известной наследницей кинофамилии, но недавно о себе заявил ее брат Алексей. На Первом канале прошел сериал «Садовое кольцо», который он снял как режиссер. А 6 сентября в прокат выходит картина Авдотьи «История особого назначения», где ее юный родственник исполнил главную роль.

Авдотья, вы признавались, что сценарий писали под Алексея. Почему не рассматривали других актеров?

Здесь сразу несколько соображений. Мы долго не могли найти точку равновесия сценария, пока не поняли, что главным героем должен быть молодой поручик Колокольцев. А когда мы с Аней Пармас (соавтор сценариев «Кококо», «Два дня». – Прим. «Антенны») пишем сценарий, то разыгрываем, проговариваем сцены, прежде чем их записать. Когда в центре молодой герой, ты, создавая его, опираешься на окружение, тех, кого хорошо знаешь. Так вот наиболее хорошо из молодых людей я знаю собственного брата и собственного сына. Так появилась идея снимать Алешу. К тому же он, когда учился у Соловьева во ВГИКе, играл Пьера Безухова в спектакле по роману «Война и мир», так что уже находились переклички. Кроме того, у брата была замечательная идея: «Давай подружимся». Дело в том, что у нас разница в возрасте 22 года (Алексею 27 лет. – Прим. «Антенны»). И я его всегда называла двоюродным сыном. Но с тех пор Алексей несколько вырос. А наиболее естественная форма дружбы, на мой взгляд, это совместная работа.

И, честно говоря, после «Садового кольца» (Авдотья сыграла там небольшую роль. – Прим. «Антенны») Дунька без меня на площадке очень неуверенно себя чувствует. Не мог же я сестру подвести.

Слушайте-слушайте, какой феерический нахал.
Фото №1 - Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»
Фото
Роман Кузнецов

Алексей, вы к такому предложению сестры с энтузиазмом отнеслись?

Когда прочитал сценарий, сильно испугался. Все-таки, чтобы брать на такую роль неопытного артиста, надо иметь… характер, скажем так. Затем последовал долгий процесс подготовки с тщательными репетициями. И страх на какое-то время меня оставлял – это заслуга Авдотьи Андреевны, у которой индивидуальный подход к артистам. Ко мне она быстро нашла все ключи.

На съемках он выносил мозг. Все время требовал скакать на лошади и махать саблей. Эту саблю мы ему потом подарили.

Как вы, Алексей, чувствовали себя в мундире того времени?

Это был ужас. Когда я в первый раз натянул на себя все детали костюма (а я, начитавшись у Энтони Хопкинса про его подход к работе, решил, что у меня должно быть все аутентичное, включая исподнее), то первое время передвигался, не сгибая руки-ноги, как Дед Мороз. Но под конец съемок ощущал, что более удобной одежды не носил никогда.

Но все равно были такие вещи, к которым привыкнуть сложно. Воротник мундира жесткий, он натирает шею. У всех артистов оставались следы.

И еще у людей, которые с детства много времени проводили на лошади, другая осанка, выправка. Вот за осанку мне пару раз стыдно в фильме.

И есть один кадр, который я не могу пережить! Когда в одной из первых сцен завтрака с отцом Алеша облизывает нож. Я не могу этого видеть, но вырезать его не было никакой возможности.
Фото №2 - Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»
Фото
кадр из фильма «История одного назначения», 2018, кинокомпания WDSSPR

В защиту могу сказать, что я тогда съел десять калачей. Кстати, там случилась одна из забавнейших историй. Мы снимали в музее Некрасова в Санкт-Петербурге. Я всегда относился к историям о том, что Питер – это город сумасшедших, как к стереотипу. Вот мы снимаем, и отец (режиссер и актер Андрей Смирнов сыграл отца Колокольцева. – Прим. «Антенны») говорит моему герою следующее: «У тебя довольно свинские представления о блеске». Я собираюсь ответить, и вдруг мы слышим, как начинает орать свинья. Напоминаю: центр Санкт-Петербурга, музей. У папы ужас в глазах, он видит у меня такой же. Оказалось, что в соседнем ресторане у повара есть поросенок и он его вывел погулять.

Съемки помогли подружиться? Что вы друг о друге за это время узнали нового?

Мы сблизились. Мне и так было понятно, что мы с Алешей очень похожи. Здесь я убедилась в этом. Узнала, например, что у него такое количество энергии на болтовню, которая у меня уже давно отсутствует.

А то ты не знала!

Я не знала, что это может происходить 24 часа в сутки 7 дней в неделю! Нет, то, что Алеша повзрослел, мне было ясно раньше. Я наблюдала его на съемках «Садового кольца». Надо иметь очень сильный характер, чтобы держать площадку. Она же питается энергией режиссера. И тогда я поняла, что юноша вполне взрослый.

Мы действительно похожи. Но я же про Дуню в моем возрасте знаю только по рассказам или слухам. И какие-то вещи в ее характере пытался расшифровать. Для меня стало открытием, например, какой огромный путь она прошла, чтобы развить в себе терпение такого уровня.

Алексей, но режиссер и актер ведь совсем разные профессии: в одной командуешь, в другой подчиняешься. Вам в итоге что больше понравилось?

В моей жизни одна профессия идеально помогает другой. Когда ты режиссер, все держишь в голове, запрещаешь себе что-то лишнее чувствовать. А когда ты актер, у тебя мозг засыпает. Хочется только шутить, быть блестящим, ярким, очаровательным. И еще мне в голову, как режиссеру, не приходило думать о том, нравится ли людям, как я работаю. А когда я артист, если меня за день не похвалят, я приду домой с ощущением, что я ничтожество, которое подвело всех окружающих.

Поэтому артистов всегда надо хвалить.

Даже если они твои братья, между прочим.

Совести у тебя нет.
Фото №3 - Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»
Фото
Роман Кузнецов

Алексей, у вас как у человека, рожденного в кинематографической семье, вариантов заниматься чем-то иным, наверное, не было?

Это иллюзия. У папы всегда была мечта, чтобы ни один из его детей к кино не имел никакого отношения. Он видел нас философами, математиками…

…он своих четверых детей последовательно пытался сделать филологами. Поэтому у всех трех старших дочерей (Александра занимается предпринимательством, Аглая – редактор на киностудии. – Прим. «Антенны») – незаконченное высшее филологическое образование. Туда же он отправил Алешеньку. И когда тот через два года ушел из РГГУ, и у папы случился обморок, все три сестры встали, как головы Горыныча, и сказали: «Отстань от него. Давай хоть один из нас получит то образование, которое хочет».

И кончилось ВГИКом. Но никто на меня не давил в этом смысле. Когда мне было лет 13, родители поехали сниматься в сериале «Тяжелый песок». И, чтобы я там не умер со скуки, меня посадили работать на площадке. А с киноплощадкой обычно получается так: либо человек оказывается в ужасе, либо он нигде больше работать не хочет. Я был турагентом, переводчиком, курьером, много кем. Но более живым, чем на съемочной площадке, я себя не чувствую нигде. Там лучшая работа на свете.

Это правда.
Авдотья: «К тому, что нас с отцом сравнивают, мы готовы. То, что не в нашу пользу, тоже, в общем, сюрпризом было только для папы»

То, что всех трех сестер и брата в вашей семье зовут на букву А, – идея папы?

Сначала вышло случайно, а потом папа уже впал в концепцию.

Груз фамилии в какие-то моменты давил на вас?

Послушайте, отец – наш лучший друг, товарищ и брат. Люди, которые не смеют поднять голос против него, оттаптываются на нас. Раньше для этого была одна я, теперь, с выходом «Садового кольца», нас как минимум двое. Я к этому уже привыкла, хотя когда-то очень переживала. Леша, поскольку мужчина, хорошо держит удар. В общем, расстроился у нас только папа.

Методы воспитания у папы по отношению к вам были разные?

Абсолютно.

Расскажи, как ты меня называешь.

Когда Лешенька родился, я за всех сестер сформулировала, что наконец у нас появился «Джон Мщу-за-Всех» из нашего всеми любимого романа «Черная стрела». Потому что сейчас он папеньке покажет, что мальчики – это не то, что девочки.

И я гордо несу это знамя.
Фото №4 - Авдотья и Алексей Смирновы: «Поработав вместе, поняли, насколько мы похожи»
Авдотья и Алексей на съемках сериала «Садовое кольцо»
Фото
Первый канал

Вообще, главной жертвой режима в семье была я. На меня пришлись все родительские эксперименты. К Лешиному 6-летнему возрасту папа сформулировал чудную вещь: «Я понял, дети должны расти как трава». Я сказала: «Папа, а ты не мог это понять лет на 25 раньше?»

Но это на словах у папы «как трава», на деле же он считает, что его ребенок должен читать и слушать только то, что папа скажет. И вообще, вести себя определенным образом. Так вот Дуня была единственной, кто говорил: «Папа, оставь человека в покое».

У меня были посильнее аргументы. Потому что моя ранняя юность пришлась на время перестройки. Когда так называемый андерграунд перестал быть андерграундом. А мне повезло дружить со всеми этими людьми: художниками, рок-музыкантами, модельерами, писателями. Папа же в свое время мне объяснял, что Цой – это пустое место, что новые художники во главе с Тимуром Новиковым не имеют никакого отношения к искусству. Когда я ему говорила: «Они все окажутся в музеях, а Цой и Гребенщиков станут кумирами поколений на много лет вперед», папа крутил пальцем у виска. Но поскольку я оказалась права, а он сам с годами оценил очень многие вещи, то когда он высказывал такие же тенденции по поводу Алешеньки, я ему говорил: «Папа, тебе привет от Тимура Петровича Новикова, Бориса Борисовича Гребенщикова, а также других достойных людей, который ты считал сборищем идиотов». И как-то он утихал.

А у вас с братом сейчас вкусы похожи?

Нет. Совсем. Он, например, обожает Паоло Соррентино, я его терпеть не могу. Для меня это фальшак.

Вы видели ее фильмы? Она ничего в кино не понимает! В папу пошла.
Алексей: «Весь подростковый период Дуня меня спасала, говорила: «Папа, оставь человека в покое»

Это соевое мясо! Он претенциозный…

Он не претенциозный!

Поверхностный…

И не поверхностный! Он свободный, абсолютно настоящий художник.

Настоящий художник не может так хотеть нравиться публике, запомни это. Вот вам, пожалуйста, ответ на вопрос о вкусах.

Она что-то в литературе понимает и готовит очень хорошо. С кино это вопрос давно закрытый.

Алексей, поскольку вы выросли в окружении трех сестер, можете сказать, что хорошо знаете женщин?

Благодаря этому я хоть что-то знаю про женщин! Например, что нельзя так говорить. На самом деле, нет между нами большой разницы глобально. Есть одно только обстоятельство, которое определяет все остальное. Мужчина способен хотеть очень разных, противоположных вещей, но последовательно, а женщина – в один момент.

Жизнь сложна, сынок.

Так, двоюродная!

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • АЛЕКСЕЙ,ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ ПОБЕД,ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ И ДОСТОЙНОГО ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ.ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА РАЗУМКОВА.