Опорный прыжок
За прошедшие полвека в опорных прыжках произошли наиболее разительные перемены. Во-первых, поменялся сам снаряд. Раньше гимнасты прыгали через коня, причем для мужчин он был расположен поперек (в длину), а для женщин – продольно (то есть боком к спортсменкам). Только в 2000 году коня заменили на специальный снаряд, который называется «язык» или «стол».
С конем, как понимаете, возможностей было меньше. В 60-е годы гимнастки могли продемонстрировать лишь переворот вперед. Верхом мастерства был поворот на 90 градусов. Глядя сейчас на легендарную Ларису Латынину, которая в 1956 году в Мельбурне взяла золото в этой категории, невольно улыбаешься. Кажется, ты и сам мог бы так прыгнуть, не будучи вообще никаким спортсменом. По большому счету она делает обычное колесо, просто с заскоком на коня.
Спустя десяток лет в прыжках гимнасты сильно продвинулись вперед. Стали делать упор на сальто. С 2000-х годов стали выполнять прыжок Юрченко с двумя пируэтами.
В 2004 году румынка Моника Рошу на Олимпиаде в Афинах выполнила прыжок Юрченко с 2,5 пируэтами назад, который тогда был настоящей сенсацией, сейчас же без него вряд ли можно претендовать на золотую медаль.
Симона Байлз, олимпийская чемпионка этого года, прекрасно выполнила этот прыжок. Она начала с рондата, а закончила прыжком Юрченко с двумя с половиной винтами. На сегодняшний день это одна из самых сильнейших комбинаций. Но немудрено, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.
Еще больше удивительных вещей читайте дальше!
Бревно
Упражнения на бревне за прошедшие 50 лет тоже претерпели немало изменений. Сам снаряд остался прежним: это горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров, поставленный на высоте 125 сантиметров. Но бревно из чисто «балансового» снаряда, изобилующего равновесными позами и перемещениями на ногах, со временем превратилось в площадку, на которой выполняются различные трюки, на первое место вышла прыжковая акробатика.
В 50−60-х годах спортсменки помимо эффектных стоек могли похвастаться разве что медленными переворотами вперед и назад («перекидками») и реже – более быстрым переворотом боком, со сгибанием в тазобедренных суставах.
Наталья Кучинская, олимпийская чемпионка на бревне 1968 года, ввела в моду темповые перевороты. Она делала несколько прыжков на бревне, поворачивалась на 180 градусов на одной ноге в приседе (кстати, сейчас этот поворот считается визитной карточкой Симоны Байлз, его уже прозвали «пистолетом», только американская гимнастка поворачивается на 360 градусов), делала множество шпагатов, стойку на руках и в соскоке – сальто назад. Но голая техника в те времена не принесла бы медали. Наталья Кучинская покорила весь мир своей красотой и грацией. На летней Олимпиаде 1968 года ее даже прозвали «невестой Мехико». Сын президента страны предлагал юной спортсменке руку и сердце, но она отказалась.
Сейчас же выступления на бревне выглядят куда более динамичными. Теперь уж мало сесть на шпагат и красиво поулыбаться, грациозно пройтись по снаряду – это вам не подиум. Теперь нужно прыгать, как можно чаще, как можно выше, как можно более изобретательно. В программе голландской гимнастки Санне Веверс, ставшей олимпийской чемпионкой в Рио, даже нет секунд для передышки, настолько насыщенное выступление: рондат, фляк с винтом до опоры, сложнейший поворот на одной ноге, маховое сальто с поворотом в одну ногу и в связке второе маховое сальто, тройной поворот на одной ноге, еще один поворот на 360 с махом, фляк назад с пируэтом на 360 до опоры, соскок с махом вперед, сальто с вращением назад так называемый Авербах и поворот на 360. Возможно, эти термины вам ничего не говорят, но вы поняли одно: чем больше элементов, тем больше шансы на медаль.
Разновысокие брусья
Снаряд представляет собой две горизонтальные жерди, расположенные на разной высоте: верхняя на 241 см от земли, нижняя – на 161 см. Однако расстояние между ними менялось от десятилетия к десятилетию. В 50-х оно было крайне мало, из-за чего гимнастки были ограничены в движениях. В основном их комбинации состояли из простых подъемов, оборотов, перемахов малой амплитуды.
В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличили, изменили тип крепления жердей (появились растяжки, как на перекладине), что позволило добавить в программу сальто и различные перехода с жерди на жердь. Эти переходы представляют собой срывы из оборотов назад в висе согнувшись или из упора сзади, а более сложный вариант перехода с нижней жерди из оборота назад стоя дуга вперед в вис на верхнюю жердь, а в том числе и с поворотом на 180!
В общем, лучше сто раз увидеть, чем прочитать. Наша Полина Астахова, которую европейские СМИ обозвали прозвали «русской березкой» две Олимпиады подряд в 1960 и 1964 годах была лучшей в этой категории.
Но в последующие десятилетия был взят курс на внедрение «больших махов», чему неизбежно способствовало постепенное увеличение разрешенной ширины брусьев. При этом адаптированная «женская» техника сменялась вполне «мужской» манерой работы: гимнастки начали осваивать и большие обороты вперед (лицом наружу), «перелет Ткачева».
Все чаще и чаще спортсменки стали выполнять сальтовые движения: вначале стали исполняться сальто прогнувшись, затем двойное сальто и чуть позже – комбинированные. А наша олимпийская чемпионка Алия Мустафина в Рио сделала сальто вперед углом и еще два сальто назад с пируэтом на 540 градусов.
Вольные упражнения
Сложность комбинаций в вольных упражнениях нарастала медленно. В 50−60-х годах гимнасты делали практически одно и то же: несложные гимнастические элементы в сочетании с парочкой сальто. Обязательным пунктом считался шпагат на ковре. Лариса Латынина к этому добавляла еще четыре сальто назад.
На новый уровень женская гимнастика перешла только в 1976 году. Тогда советская гимнастка Нелли Ким впервые исполнила двойное сальто назад. Через год Елена Мухина уже прыгала двойное сальто назад в группировке с пируэтом. А к концу 70-х все спортсменки стремились выполнить два двойных сальто: в начале и в конце программы.
С 1992 года ввели новые правила: 90% программы должно состоять из связок различных пируэтов между собой. Однако после 1996-го эти правила слегка скорректировали: гимнастки обязаны включать в программу как элементы вперед, так и назад, как двойные сальто, так и пируэты, как отдельные элементы, так и связки сальто между собой. В это время двойной бланш с пируэтом, который сейчас все так хвалят в исполнении олимпийской чемпионки Симоны Байлз, был в порядке вещей. Просто после 2006 года вольные упражнения ушли немного в другую сторону, так что гимнасты 2000-х не могли похвастаться очень сложными трюками.
Сейчас же опять гимнасты стараются удивлять сложными прыжками. Двойной бланш с пируэтом покажет любая спортсменка, претендующая на медаль. Симона делает его назад, да еще и на сумасшедшей высоте, добавим сюда ее коронный пистолет с поворотом на 360 градусов, ее именной элемент двойной бланш назад с половиной пируэта во втором сальто, двойное сальто назад с двумя винтами, прыжок шпагат с поворотом на 360 и концовочку рондат фляк двойное сальто назад с пируэтом – и вот вам формула олимпийского золота. Страшно представить, на что должны пойти гимнасты, чтобы удивить судей на следующей Олимпиаде.
«Конечно, гимнастика 60-х годов и нынешняя – это небо и земля, – поделилась своими мыслями с Woman’s Day двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лидия Гавриловна Иванова. – Но спорт не был бы таким интересным и захватывающим, если бы он стоял на месте. Да, мы в свое время прыгали одно сальто, сегодня все прыгают как минимум два. А я помню, будучи маленькой девочкой, смотрела выступления гимнасток 50-х годов, так они на бревно залезали с табуретки! Мы так с девочками искренне смеялись! Все меняется, развивается, и не было бы их заслуг, не было бы наших достижений, все идет по нарастающей. А самое главное, что я вам скажу, те страсти, эмоции, переживания, которые одолевают спортсмена перед выступлением, что тогда, что сейчас остались прежними!»