Опорный прыжок

Фото №1 - Эволюция спортивной гимнастики: от табуретки до тройных сальто
Фото
Getty Images

За прошедшие полвека в опорных прыжках произошли наиболее разительные перемены. Во-первых, поменялся сам снаряд. Раньше гимнасты прыгали через коня, причем для мужчин он был расположен поперек (в длину), а для женщин – продольно (то есть боком к спортсменкам). Только в 2000 году коня заменили на специальный снаряд, который называется «язык» или «стол».

С конем, как понимаете, возможностей было меньше. В 60-е годы гимнастки могли продемонстрировать лишь переворот вперед. Верхом мастерства был поворот на 90 градусов. Глядя сейчас на легендарную Ларису Латынину, которая в 1956 году в Мельбурне взяла золото в этой категории, невольно улыбаешься. Кажется, ты и сам мог бы так прыгнуть, не будучи вообще никаким спортсменом. По большому счету она делает обычное колесо, просто с заскоком на коня.

Спустя десяток лет в прыжках гимнасты сильно продвинулись вперед. Стали делать упор на сальто. С 2000-х годов стали выполнять прыжок Юрченко с двумя пируэтами.

В 2004 году румынка Моника Рошу на Олимпиаде в Афинах выполнила прыжок Юрченко с 2,5 пируэтами назад, который тогда был настоящей сенсацией, сейчас же без него вряд ли можно претендовать на золотую медаль.

Симона Байлз, олимпийская чемпионка этого года, прекрасно выполнила этот прыжок. Она начала с рондата, а закончила прыжком Юрченко с двумя с половиной винтами. На сегодняшний день это одна из самых сильнейших комбинаций. Но немудрено, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.

Еще больше удивительных вещей читайте дальше!

Бревно

Фото №2 - Эволюция спортивной гимнастики: от табуретки до тройных сальто
Фото
East News, Getty Images

Упражнения на бревне за прошедшие 50 лет тоже претерпели немало изменений. Сам снаряд остался прежним: это горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров, поставленный на высоте 125 сантиметров. Но бревно из чисто «балансового» снаряда, изобилующего равновесными позами и перемещениями на ногах, со временем превратилось в площадку, на которой выполняются различные трюки, на первое место вышла прыжковая акробатика.

В 50−60-х годах спортсменки помимо эффектных стоек могли похвастаться разве что медленными переворотами вперед и назад («перекидками») и реже – более быстрым переворотом боком, со сгибанием в тазобедренных суставах.

Наталья Кучинская, олимпийская чемпионка на бревне 1968 года, ввела в моду темповые перевороты. Она делала несколько прыжков на бревне, поворачивалась на 180 градусов на одной ноге в приседе (кстати, сейчас этот поворот считается визитной карточкой Симоны Байлз, его уже прозвали «пистолетом», только американская гимнастка поворачивается на 360 градусов), делала множество шпагатов, стойку на руках и в соскоке – сальто назад. Но голая техника в те времена не принесла бы медали. Наталья Кучинская покорила весь мир своей красотой и грацией. На летней Олимпиаде 1968 года ее даже прозвали «невестой Мехико». Сын президента страны предлагал юной спортсменке руку и сердце, но она отказалась.

Сейчас же выступления на бревне выглядят куда более динамичными. Теперь уж мало сесть на шпагат и красиво поулыбаться, грациозно пройтись по снаряду – это вам не подиум. Теперь нужно прыгать, как можно чаще, как можно выше, как можно более изобретательно. В программе голландской гимнастки Санне Веверс, ставшей олимпийской чемпионкой в Рио, даже нет секунд для передышки, настолько насыщенное выступление: рондат, фляк с винтом до опоры, сложнейший поворот на одной ноге, маховое сальто с поворотом в одну ногу и в связке второе маховое сальто, тройной поворот на одной ноге, еще один поворот на 360 с махом, фляк назад с пируэтом на 360 до опоры, соскок с махом вперед, сальто с вращением назад так называемый Авербах и поворот на 360. Возможно, эти термины вам ничего не говорят, но вы поняли одно: чем больше элементов, тем больше шансы на медаль.

Разновысокие брусья

Фото №3 - Эволюция спортивной гимнастики: от табуретки до тройных сальто
Фото
И. Григер /Фотохроника ТАСС, Getty Images

Снаряд представляет собой две горизонтальные жерди, расположенные на разной высоте: верхняя на 241 см от земли, нижняя – на 161 см. Однако расстояние между ними менялось от десятилетия к десятилетию. В 50-х оно было крайне мало, из-за чего гимнастки были ограничены в движениях. В основном их комбинации состояли из простых подъемов, оборотов, перемахов малой амплитуды.

В конце 60-х годов расстояние между жердями несколько увеличили, изменили тип крепления жердей (появились растяжки, как на перекладине), что позволило добавить в программу сальто и различные перехода с жерди на жердь. Эти переходы представляют собой срывы из оборотов назад в висе согнувшись или из упора сзади, а более сложный вариант перехода с нижней жерди из оборота назад стоя дуга вперед в вис на верхнюю жердь, а в том числе и с поворотом на 180!

В общем, лучше сто раз увидеть, чем прочитать. Наша Полина Астахова, которую европейские СМИ обозвали прозвали «русской березкой» две Олимпиады подряд в 1960 и 1964 годах была лучшей в этой категории.

Но в последующие десятилетия был взят курс на внедрение «больших махов», чему неизбежно способствовало постепенное увеличение разрешенной ширины брусьев. При этом адаптированная «женская» техника сменялась вполне «мужской» манерой работы: гимнастки начали осваивать и большие обороты вперед (лицом наружу), «перелет Ткачева».

Все чаще и чаще спортсменки стали выполнять сальтовые движения: вначале стали исполняться сальто прогнувшись, затем двойное сальто и чуть позже – комбинированные. А наша олимпийская чемпионка Алия Мустафина в Рио сделала сальто вперед углом и еще два сальто назад с пируэтом на 540 градусов.

Вольные упражнения

Фото №4 - Эволюция спортивной гимнастики: от табуретки до тройных сальто
Фото
Getty Images

Сложность комбинаций в вольных упражнениях нарастала медленно. В 50−60-х годах гимнасты делали практически одно и то же: несложные гимнастические элементы в сочетании с парочкой сальто. Обязательным пунктом считался шпагат на ковре. Лариса Латынина к этому добавляла еще четыре сальто назад.

На новый уровень женская гимнастика перешла только в 1976 году. Тогда советская гимнастка Нелли Ким впервые исполнила двойное сальто назад. Через год Елена Мухина уже прыгала двойное сальто назад в группировке с пируэтом. А к концу 70-х все спортсменки стремились выполнить два двойных сальто: в начале и в конце программы.

С 1992 года ввели новые правила: 90% программы должно состоять из связок различных пируэтов между собой. Однако после 1996-го эти правила слегка скорректировали: гимнастки обязаны включать в программу как элементы вперед, так и назад, как двойные сальто, так и пируэты, как отдельные элементы, так и связки сальто между собой. В это время двойной бланш с пируэтом, который сейчас все так хвалят в исполнении олимпийской чемпионки Симоны Байлз, был в порядке вещей. Просто после 2006 года вольные упражнения ушли немного в другую сторону, так что гимнасты 2000-х не могли похвастаться очень сложными трюками.

Сейчас же опять гимнасты стараются удивлять сложными прыжками. Двойной бланш с пируэтом покажет любая спортсменка, претендующая на медаль. Симона делает его назад, да еще и на сумасшедшей высоте, добавим сюда ее коронный пистолет с поворотом на 360 градусов, ее именной элемент двойной бланш назад с половиной пируэта во втором сальто, двойное сальто назад с двумя винтами, прыжок шпагат с поворотом на 360 и концовочку рондат фляк двойное сальто назад с пируэтом – и вот вам формула олимпийского золота. Страшно представить, на что должны пойти гимнасты, чтобы удивить судей на следующей Олимпиаде.

«Конечно, гимнастика 60-х годов и нынешняя – это небо и земля, – поделилась своими мыслями с Woman’s Day двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лидия Гавриловна Иванова. – Но спорт не был бы таким интересным и захватывающим, если бы он стоял на месте. Да, мы в свое время прыгали одно сальто, сегодня все прыгают как минимум два. А я помню, будучи маленькой девочкой, смотрела выступления гимнасток 50-х годов, так они на бревно залезали с табуретки! Мы так с девочками искренне смеялись! Все меняется, развивается, и не было бы их заслуг, не было бы наших достижений, все идет по нарастающей. А самое главное, что я вам скажу, те страсти, эмоции, переживания, которые одолевают спортсмена перед выступлением, что тогда, что сейчас остались прежними!»