Биографический фильм «Примадонна» о судьбе певицы Флоренс Фостер Дженкинс, которая стала известна благодаря полному отсутствию музыкального слуха, Америка и Европа увидели еще в 2016 году. Нам пришлось ждать премьеры два года. Но, судя по отзывам критиков и зрителей, это того стоило. Особенно игра исполнительницы главной роли Мерил Стрип! Нам удалось поговорить с актрисой и узнать много интересных подробностей о ее работе и жизни.

Вы можете вспомнить момент, когда впервые услышали пение Флоренс Фостер Дженкинс?

Каждый драматург и конечно же музыкант знает ее имя. Она своего рода легенда. Помню, когда я впервые услышала Флоренс, училась в университете и участвовала в постановке «Сна в летнюю ночь» под музыку Перселла. Все студенты Йельской музыкальной школы были в оркестровой яме в момент, когда голос Флоренс раздался из кассетного проигрывателя. Мы все столпились вокруг магнитофона и начали смеяться, задавая вопрос «Что это?». Так произошло мое знакомство с Флоренс много лет назад.

Фото №1 - Мерил Стрип: «Я никогда не читаю о себе в Интернете»
Мерил Стрип
Фото
Getty Images

Вы обладаете хорошими вокальными данными. Было трудно сыграть откровенно плохую певицу?

Спасибо! (Смеется.) Честно говоря, я не считаю себя хорошей певицей и очень отчетливо знаю все недостатки своего голоса. В детстве мне хотелось стать оперной певицей, и я даже начала заниматься, но бросила все почти сразу, а еще испортила свой голос алкоголем, сигаретами и бурными вечеринками. Я действительно уважаю и восхищаюсь певцами, но я всегда знала, что мне не стать одной из них… Мне пришлось столкнуться с трудностями, чтобы освоить диапазон Флоренс. Она была абсолютно непредсказуемой и никогда не теряла надежду взять ту или иную ноту. Но самое интересное, что она давала эту надежду и своим зрителям!

Флоренс очень любила петь, несмотря на то что это получалось у нее не очень хорошо. Как вы думаете, стоит ли восхищаться ею за ее страсть к музыке? И есть ли что-то, что вам нравится делать, но, возможно, у вас это не получается?

Ну я тоже люблю петь, но не считаю, что я в этом очень преуспеваю. Тем не менее я продолжаю заставлять свою семью слушать мое пение. Думаю, что у Флоренс было предостаточно проблем в жизни. Она была в некотором смысле глупой, пожилой, никому не нужной, больной. Но каждый день она просыпалась и говорила себе: «Я вижу перед собой стакан, и он наполовину полон, и я буду настолько счастлива, насколько смогу». И она действительно увлекалась музыкой. Это мне в ней определенно нравится.

У вас когда-нибудь был преподаватель по вокалу?

Да, когда я снималась в фильме «Рики и Флэш». Мне нужно было петь контральто. Моей коллегой по фильму была Одра Макдональд, одна из самых великолепных певиц Америки, и она дала мне контакты своего преподавателя. Я тогда сказала ей: «Ты думаешь, что он сможет тебя за это простить?» (Смеется.) Артур Леви – превосходный и талантливый преподаватель по вокалу. В течение полутора месяцев, дважды в неделю, я ходила к нему на занятия.

Фото №2 - Мерил Стрип: «Я никогда не читаю о себе в Интернете»
Мерил Стрип в фильме «Примадонна»
Фото
кадр из фильма

Как вы вживаетесь в роль, играя, например, Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» или ту же Флоренс Фостер Дженкин?

Я забываю обо всем вокруг, иногда даже о сценарии… Это случается, когда вы проживаете определенной момент сюжета. Вы можете готовиться и репетировать сцену, но живая игра меняет все в корне. Нужно искать доверие в глазах людей. Если они верят, что вы являетесь тем, кем говорите, тогда вы со всем справились.

Вы когда-нибудь думали о том, что над Флоренс все смеялись и каково ей было?

Да, я задумывалась об этом. Нельзя контролировать всех, кто смеется над вами, смех – это вполне законно. Думаю, что над Флоренс не смеялись враждебно. Она исполняла сложнейшие арии, которые были отнюдь не смешными, она делала серьезные вещи. Смешным было полное отсутствие слуха у Флоренс. Удивительно, что ее история показывает всех нас: мы постоянно пытаемся, стараемся, делаем все заново, если не получилось. Это ведь замечательно – стараться приблизить к своей мечте. Но Флоренс подошла чересчур близко к своей мечте. (Смеется.)

Вы много смеялись во время съемок?

Да! Я не могу контролировать свой смех, не умею его останавливать. Актеры – живые люди, реагирующие на все, что происходит вокруг, и если их что-то насмешило во время съемки, пиши пропало. Конечно, мы сконцентрированы на игре, но в то же время мы обычные люди и нам тоже бывает смешно. Саймон Хелберг постоянно смешил меня. Мне стоило только посмотреть на него, и я уже не могла перестать смеяться.

Вы всегда были честны по отношению к своим коллегам? Можете сказать им правду, если считаете актерскую игру плохой?

Нет. Момент, когда ты только что закончил играть сцену, очень трогательный. Ты чрезвычайно уязвим, как устрица без своей раковины. Очень важно, что говорят актеру в эту самую секунду, ведь он открыл людям всю свою душу, и любые слова могут ранить. Если хочешь быть актером, то будь готов открывать людям всего себя. А зрители должны пускать в ход все свои дипломатические навыки.

Фото №3 - Мерил Стрип: «Я никогда не читаю о себе в Интернете»
Мерил Стрип и Хью Грант в фильме «Примадонна»
Фото
кадр из фильма

То есть вы всегда пытаетесь найти нужные слова поддержки, если актер сыграл не совсем удачно?

Не совсем так. Большинство актеров, с которыми я работала, хорошо справлялись. Я никогда не видела откровенно ужасной актерской игры. В любом спектакле можно найти что-то замечательное, особенное для себя. Так всегда поступала Флоренс, обращая внимание только на хорошее.

Вы объективно оценивали актерские возможности своих дочерей?

Нет, я не могу судить их объективно, но я уверена, что они выросли талантливыми людьми. Если говорить об их актерской деятельности, то меня больше всего беспокоит влияние Интернета на их самооценку. Люди, сидящие в социальных сетях, только и ждут возможности унизить других людей. Я очень рада, что строила свою актерскую карьеру в то время, когда можно было защитить себя от всего этого и просто спрятаться от ненужного внимания.

Фото №4 - Мерил Стрип: «Я никогда не читаю о себе в Интернете»
Дочери Мерил Стрип тоже стали актрисами. На фото: Мэми Гаммер, Грейс Гаммер и Луиза Гаммер
Фото
Getty Images

Вам легко было понять отношения Флоренс с Бейфилдом?

Да, абсолютно. Думаю, что его любовь и забота помогали ей расцветать. Она боролась с тенями знаний о его другой жизни и, скорее всего, целенаправленно закрывала на многое глаза, но мне все равно импонировали их отношения. Мне нравится строчка из сценария, где Флоренс говорит: «Знаете, он был не очень хорошим актером. Нам необходимо избавиться от всех рецензий».

Насколько история Флоренс в фильме верна с исторической точки зрения?

Вся экстравагантность сценария максимально правдиво описывает ее. У нее действительно была коллекция стульев, в которых умерли известные люди, и на стулья действительно нельзя было садиться. Весь ее дом был заставлен ими. И история Ноэла Кауарда, который увидел, что вся ее ванна наполнена картофельным салатом, тоже настоящая. Она, правда, ела только картофельный салат и сэндвичи.

Вы отмечали ранее, что Флоренс готова на риск ради своего мужа. Про вас можно то же самое сказать?

Однозначно да!

Фото №5 - Мерил Стрип: «Я никогда не читаю о себе в Интернете»
Мерил Стрип в фильме «Примадонна»
Фото
кадр из фильма

Ваши родители увлекалась музыкой? Ваш сын стал музыкантом. Любовь к этому он от вас унаследовал?

Мой отец был прекрасным пианистом, он написал пару мюзиклов, которые хранятся в нашем семейном архиве. У него была музыкальная душа. Мама тоже разделяла его увлечение, поэтому я выросла под музыку Лины Хорн, Нэта Кинга Коула, Фрэнка Синатры, Барбры Стрейзанд и под бродвейские мюзиклы. Мой отец любил творчество всех этих музыкантов, у нас дома были все их пластинки, и это однозначно повлияло на меня. Мои дети выросли на музыке Джонни Митчелла, Боба Дилана, Нила Янга, и это послужило фундаментом для их музыкальных предпочтений.

В вашей жизни были наставники?

Их было множество. Я всегда вдохновляюсь успехами людей. Моим самым большим наставником была учительница музыки в старшей школе. Ее звали Клер Каллахан, и ей было всего 22 года на тот момент. Она дала мне роль в трех мюзиклах. Это было очень амбициозно для простой школы в Нью-Джерси. То, что происходит с вами в молодости, накладывает отпечаток на всю жизнь. Джохеф Папп был для меня важным театральным наставником, а Майк Николс помогал мне в кино.

Что бы вы посоветовали себе в молодости?

Я бы посоветовала себе не думать о своем весе. Это пустая трата времени. Женщины уделяют этому вопросу чересчур много внимания.

В фильме есть сцена, где Флоренс читает рецензии на свой концерт в Карнеги-холле. Вы сами часто читаете про себя в Интернете?

Я никогда не читаю, что люди пишут в Интернете о моих фильмах, выходах в свет или моих поступках. Подобные комментарии могут разрушить всю уверенность в себе. Мир, к сожалению, наполнен ядом.