Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»

20 августа Андрею Сергеевичу исполняется 80 лет. Юбилей он, как узнала «Антенна», встретит в работе. Режиссер снимает в Италии, где живет последние годы, фильм о Микеланджело. В праздник рядом с ним будут жена Юлия Высоцкая и их дети. Тем временем многочисленные родственники, оставшиеся в России, поделились жизненными уроками, за которые они благодарны Кончаловскому.

Егор Кончаловский, старший сын, режиссер:

– Папа меня по-настоящему никогда не воспитывал. Мы не так часто виделись, а приезжать раз в несколько месяцев и заниматься сыном – это не очень правильно. Он меня никогда не ругал, никогда не наказывал. При этом оказал огромное влияние своим отношением к жизни. Если я и унаследовал какое-то качество у отца, так это чувство здорового авантюризма. Много поступков, которые он совершал, на грани авантюры. Когда ему было не на что жить в США, он нашел оригинальный способ зарабатывать деньги – продавал икру. Была разработана целая схема, чтобы вывезти несколько ее килограммов из СССР. В Америке икра стоила очень дорого, и отец несколько месяцев жил на эти деньги. Таможенники икру бы не пропустили, но в официальном письме написали, что это от Госкино для приема американских кинематографистов в чем-то типа советского дома кино. И икра ввозилась такой контрабандой. Я этим тоже занимался первые годы, когда жил на Западе.

Отец уехал в Америку, когда мне было 12–13 лет, и мы стали видеться примерно два раза в год, а я учился в школе, и в эти редкие встречи он меня потихонечку развращал – склонял к тому, что надо уехать на Запад. В этом оказался самый сильный акт его влияния на меня – сейчас бы я этого не сделал, а тогда уехал и с его подачи окончил там два учебных заведения, в том числе Кембриджский университет.

Я не последователь творчества папы, мы редко разговариваем о кино. Он не в восторге от моих фильмов, мне его картины нравятся больше. Учил меня он совсем другим вещам, например обращению с деньгами на своих ошибках. Он всегда широко жил, никогда не копил, не откладывал, с удовольствием брал кредиты, особенно, когда начал зарабатывать в Америке. Папа не умеет обращаться с деньгами, его много раз обворовывали – и управляющие, и много прочих историй было. В этом смысле я другой: перенял отрицательный опыт отца.

Фото №1 - Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»
Андрей Кончаловский с женой Юлией Высоцкой и сыном Петром
Фото
Getty Images

Сегодня он заслужил жить в им созданном мире: это его дом в Италии, семья, театр, кино. Он абстрагировался от бытовых вопросов – это его привилегия. Благодаря этому образу жизни он выпускает спектакли, снимает кино, которое получает призы на фестивалях, у него невероятная трудоспособность.

В юбилей поделюсь с вами первым сознательным детским воспоминанием о папе: мне три года, он несет меня на плече на девятый этаж (у нас не работает лифт), я вырываюсь, кричу: «Пусти, дурак!» Папа ведь не объяснил, что это из-за сломанного лифта, просто закинул меня на плечи и потащил.

Желаю папе энергии, чтобы воплотил все задуманное и был доволен результатом.

Никита Михалков, младший брат, режиссер:

– Культ старшего брата для меня существовал всегда, но желание жить самостоятельно, независимо от него, было сильнее. Например, я никогда не давал ему читать своих сценариев и никогда не показывал материал, пока не готова картина. А когда показывал, и он делал какие-то замечания, сожалел, что, возможно, все могло сложиться лучше, но в то же время радовался, что это были мои решения, находки и ошибки, а не его. Потом мне было очень приятно, когда он однажды признался, что со временем стал относиться ко мне на профессиональном уровне как к своему ровеснику.

Как младший брат, я служил Андрею как верный рыцарь, как паж, оруженосец Санчо Панса, и никогда не ждал от него благодарности, ответа, взаимности в чувствах. Может, отчасти благодаря ему я пришел к выводу, что любить – гораздо важнее, чем быть любимым.

Фото №2 - Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»
Никита Михалков и Андрей Кончаловский
Фото
Vadim Tarakanov / Legion-Media

Андрей больше в маму, а я – в отца. И в жизни мы разные, но брат – абсолютно мой человек, несмотря на то что во многих фундаментальных, ключевых вещах мы придерживаемся диаметрально противоположных взглядов. Наверняка кто-то бы и хотел, чтобы мы с ним рассорились и встали по разные стороны баррикад: порой мне цитируют какие-то не самые лицеприятные вещи, которые Андрей где-то говорил про меня. Но у меня всегда один ответ: убежден, что бы он про меня ни сказал, он это делает во благо мне. Даже если он заблуждается в своих высказываниях, импульс у них – один: брат желает мне добра. Поссорить нас никому не удастся.

Наталья Аринбасарова, вторая супруга (в браке с 1964 по 1969 год), мама Егора, балерина, актриса:

– Андрей Сергеевич – очень важный человек в моей жизни, который открыл меня как актрису. Я окончила Академическое хореографическое училище при Большом театре и понятия не имела, как играть в кино. Он меня всему научил. На съемках «Первого учителя» (в этом фильме 1965 года Наталья исполнила главную роль. – Прим. «Антенны») я впервые испытала счастье полного внутреннего удовлетворения: когда ты весь выложился в какой-то сложной сцене и наступило опустошение, но в то же время блаженное состояние, что ты отдал себя до конца. Хотя позже я училась во ВГИКе у великого Сергея Герасимова, именно Кончаловский для меня главный учитель в актерской профессии. Он был настолько требовательным в работе, что задал мне на всю жизнь высокую планку ответственного отношения к труду.

В работе Андрей очень строгий. Мною был всегда недоволен, никогда не хвалил. Первый раз он меня отметил, когда я получила приз Венецианского кинофестиваля (за «Первого учителя». – Прим. «Антенны»). В творчестве он всегда разнообразный, берется за самые непохожие темы. Ему все интересно. В нем удивительная жизненная сила. Ему 80 лет, а он приступает к такому огромному грандиозному проекту, который, я считаю, ни один режиссер в мире не смог бы осилить по-настоящему глубоко. Это фильм «Грех», он о Микеланджело, величайшем скульпторе и художнике Возрождения. Андрона я тоже считаю человеком эпохи Возрождения. Очень мощным, талантливым в разных областях. Он и пишет прекрасно, и снимает потрясающе, и ставит спектакли и оперы на самых престижных площадках мира. Человек уникальной работоспособности, для которого творчество – главное в жизни, хотя в то же время он любит всех своих детей и близких. В этом смысле он для меня Микеланджело в кинематографе.

Фото №3 - Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»
Андрей Кончаловский на съемках
Фото
Legion-Media.ru

А еще он научил меня относиться к разным людям, простым и сложным, с добротой и пониманием. Он сохранил хорошие отношения, конечно, не со всеми женами, но с большинством. С ним все женщины чувствуют себя очень женственными. Да, может, если как актрису он меня не хвалил, то как женщине всегда говорил комплименты. Правда, цветы он не слишком умеет дарить. Мне всего один раз подарил букетик ландышей – как-то неловко, из-за спины, сунул его в руки. Зато любил меня наряжать, привозил красивые вещи из-за границы. Когда он любит женщину, она для него идеал, стоит на пьедестале.

Всегда хотел, чтобы я занималась образованием, много читала, учила французский. Хотя он был молодой, не помню, чтобы гонял в футбол или развлекался. Все время встречался с интересными людьми, меня брал с собой. Говорил: «Сиди и слушай, развесив уши, это умнейший человек нашего времени». Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – он сам выходил на эти знакомства, просил людей с ним пообщаться, чтобы что-то от них получить в интеллектуальном плане. Он очень образованный, написал сценарий «Андрея Рублева», когда ему было всего 23 года. Все таланты у него от Бога, а дар к музыке – заслуга его мамы, Натальи Кончаловской. Он окончил консерваторию по классу фортепиано, и у него проходили концерты в Колонном зале Дома союзов. Он ушел во ВГИК, зато все его фильмы очень музыкальные.

Желаю ему крепкого здоровья, чтобы он еще много-много мог сотворить прекрасного для нас.

Татьяна Михалкова, жена брата, президент благотворительного фонда «Русский силуэт»:

– В словаре мы с «Антенной» нашли, что, как жена брата, я прихожусь Андрону ятровкой, или ятровью, или братовой. И как ятровка обращаюсь к нему через ваш журнал: «Дорогой Андрон! 80 лет – это не про тебя. Ты и сейчас весь в работе, в творчестве, куда-то спешишь, едешь на велосипеде, бежишь...» Андрон – очень интересный, непредсказуемый человек. Он натура увлекающаяся. Всех женщин он приводил к маме, которая принимала их на даче. Как художник он много давал своим женщинам и сохранил с ними хорошие отношения. Он и всех нас многому научил своим творчеством, философскими рассуждениями.

Раньше все жили в одном доме: мы с Никитой на первом этаже, он на втором, но на совместной кухне у нас не было никаких столкновений. Андрон подсказывал, как правильно питаться. Например, как делать салаты. Он вегетарианец, и у него всегда новые теории на этот счет. Он привозил из Франции специальные терки, и мы крутили эти салаты, особенно морковь, пока Андрон от нее не покрылся желтой коркой. Теории его на счет питания менялись, а он оставался впереди них. Иногда свои рекомендации мог и нарушить.

В те годы, когда я появилась в семье, все уже восхищались его фильмами – «Первый учитель» (1965), «Дворянское гнездо» (1969), а Никита был больше известен как артист, которому очень хорошо удалась роль в «Я шагаю по Москве», и только собирался стать режиссером. И все боялись, что Никита окажется таким несерьезным, а вот Андрон конечно же сразу о себе заявил как серьезный режиссер.

Мой любимый его фильм – «Сибириада» (1978). Помню, когда писался сценарий, я сидела с маленькими детьми на даче и наблюдала за рождением этой великой картины. Для его отца и матери было удивительно, когда он, получив за это кино Гран-при Каннского кинофестиваля, уехал, как он говорил, посмотреть мир. Начал работать с нуля в Голливуде. Ему там пришлось непросто, но он справился со всеми трудностями.

Фото №4 - Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»
Татьяна Михалкова
Фото
Сергей Джевахашвили

Я благодарна Андрону не только за его фильмы, но и за книги. Не совсем понимаю его «Низкие истины», а вот его «Возвышающий обман» меня восхищает. Многие эпизоды там очень личностные. Мне нравится, как он мыслит. Андрон – величина переменная, особенно в своих высказываниях, человек он непоследовательный, но душевный, думающий.

Андрон и Никита, конечно, разные. Никита любит Россию, его не затянешь в Европу, если только на кинофестиваль. Андрон – человек мира. Где он только не бывал и не жил. Я представляю себе отдых Андрона – где-то в Европе или Азии, у бассейна. А Никита на отдыхе – это деревня Щипачи под Нижним Новгородом, в охоте и хозяйстве, вокруг него огромная компания единомышленников, сценаристов, помощников, секретарей. У нас в семье почему-то считается, что Андрон сейчас образцовый семьянин, а Никита – творец (хотя нашему с ним браку уже 45 лет), ему главное – обустроить Россию. Но Андрон – победитель, как и Никита, потому что все еще в творчестве, в работе, вот и сейчас делает новый фильм.

Он не любит отмечать дни рождения, я не помню, чтобы он собирал компании. На шумных празднествах бывает только, когда их устраивает его брат. И он, и Юля говорили, что очень хорошо себя чувствуют вдвоем. Вдвоем они живут как на острове.

Я уверена, что он сейчас в Италии, в белой шляпе, белых брюках, подтянутый, загорелый, сухощавый и такой же загадочный, эмоциональный. И учит, что есть, что не есть. И живет следующим фильмом.

Выглядит он потрясающе. Не только к 80-летнему юбилею, а он всегда молод и душой, и в творчестве. Все у него в жизни имеется. Поэтому пожелаю ему, чтобы дальше было не хуже, чем есть сейчас, и чтобы он творил.

Степан Михалков, племянник, сын Никиты, предприниматель:

– Андрон всегда меня интересовал. Практически всем: как он одевается, что говорит, что делает. Он всегда был в семье новатором, Штольцем из романа Гончарова. Знал все полезные диеты, знал, как правильно заниматься спортом, какие книжки читать, фильмы смотреть. Однажды Андрон привез из-за границы турник. Только мы собрались с Егором подтягиваться, Андрон говорит: «Этот турник не чтобы подтягиваться, а чтобы висеть вниз головой, это последнее открытие в физиологии», и достает манжеты с крючками на ноги. Такого поворота мы не ожидали. Когда Андрон улетел, мы долго изучали это открытие, нам было интересно, можно ли, например, съесть яблоко, вися вниз головой. Можно.

Он также был и остается очень смелым человеком. На пике своей режиссерской карьеры решил уехать на Запад и начать там все заново, чем доставил немало хлопот своим родителям. Но он так чувствовал, был убежден, что получит больше свободы в творчестве, чем в СССР. Когда понял, что это не так, то вернулся, так же решительно, как и уезжал. Он никогда не боялся сказать, где ошибался, ни в творчестве, ни в жизни. Он до сих пор ищет свой творческий стиль – и это в 80 лет! Вспомните хоть одного кинематографиста, который дожил бы до такого возраста и не почивал бы на лаврах, не подводил бы итогов творчества. А Андрон – в поиске! Это уникально. Он не боится менять свои взгляды и свою жизнь, у него философский ум и подростковая открытость, граничащая иногда с грубостью. Но он такой и таким был всегда. Мне нравятся не все его фильмы, но среди них есть шедевры, они появлялись во все периоды его творчества, в разных странах и в разное время. Надеюсь, так и будет продолжаться, пока он жив. Бог его любит, а тех, кого Он любит, Он испытывает. Я желаю ему пройти все испытания, получая от них самое важное, что нужно для творчества и жизни: и физической, и духовной. С днем рождения, Андрончик!

Фото №5 - Родные о Кончаловском: «Бог Андрея любит, потому и испытывает»
Степан Михалков (слева) с Андреем Кончаловским и Юлией Высоцкой
Фото
PhotoXPress.ru

Досье «Антенны»

Родился: 20 августа 1937 года в Москве.

Образование: режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).

Карьера

Президент киноакадемии «Ника». Как кинорежиссер и сценарист выпустил более 50 фильмов, среди них – «Иваново детство» (1962), «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967), «Андрей Рублев» (1969), «Раба любви» (1976), «Сибириада» (1978), «Поезд-беглец» (1985), «Дом дураков» (2002), «Гянец» (2007), «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014), «Рай» (2016).

Поставил восемь спектаклей и четыре оперы – на сценах Театра имени Моссовета, Театра на Малой Бронной, «Ла Скала» и других, несколько массовых представлений, в том числе музыкальное действо в честь празднования 850-летия Москвы на Красной площади.

Опубликовал 8 книг и более 100 публицистических статей.

Семья

Прадедушка – художник Василий Суриков.

Дедушка – художник Петр Кончаловский.

Отец – поэт Сергей Михалков, мать – поэтесса Наталья Кончаловская.

Жены

1. Ирина Кандат, балерина (с 1955 по 1957 год).

2. Наталья Аринбасарова, балерина и актриса (с 1964 по 1969 год).

3. Вивиан Михалкова (Годе), французский востоковед (с 1969 по 1980 год).

4. Ирина Мартынова, диктор телевидения (с 1990 по 1997 год).

5. Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая (с 1998 года по настоящее время).

Дети

— сын Егор Кончаловский (род. в 1966 году) – от второй жены

— дочь Александра (род. в 1970 году) – от третьей жены

— дочь Дарья (род. в 1980 году) – от актрисы Ирины Бразговки

— дочери Наталья (род. в 1991 году) и Елена (род. в 1993 году) – от четвертой жены

— дочь Мария (род. в 1999 году) и сын Петр (род. в 2003 году) – от пятой жены

Внуки

— внуки Мария (род. в 2001 году) и Тимур (род. в 2017 году) – от сына Егора

— две внучки и два внука – от дочери Александры

— три внука и одна внучка – от дочери Дарьи

Признание

Народный артист РСФСР, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, кавалер ордена Почетного легиона (Франция), два «Серебяных льва» Венецианского кинофестиваля.

Комментарии

0
под именем