— «Экипаж» – мой любимый фильм с детства, – говорит режиссер современной картины Николай Лебедев. — Когда поступал во ВГИК, писал по нему несколько работ. Мечтал сделать фильм-катастрофу под впечатлением от ленты Митты, разрабатывал различные сюжеты, однако не предполагал, что столкнусь с историей впрямую. Но однажды продюсер Леонид Верещагин, с которым мы делали «Легенду № 17», предложил снять новый «Экипаж», на что я сказал: «Это невозможно, шедевры не переснимают». Однако затем его поддержал Никита Михалков. И соблазн был столь велик, что я отправился за советом к Александру Митте. Тот знал, как я люблю его фильм, и сказал: «Не вздумай отказываться! Поддержу, помогу, все будет хорошо. Не бойся!» Хотя, как выяснилось, бояться было чего, потому что съемки фильма-катастрофы – дело очень непростое.

Фото №1 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кинокомпания «Централ Партнершип»

От той картины в нашей остались только отдельные мотивы в фабуле катастрофы и… название. Участники фокус-групп, которые смотрели фильм, в один голос сказали: он должен называться «Экипаж». И еще я снял в небольшой роли прекрасную Александру Яковлеву (в фильме 1979 года актриса играла стюардессу. — Прим. «Антенны»). Она – моя любовь со времен «Экипажа» Митты, я счастлив, что мы поработали вместе. Прекрасная актриса – яркая, умная, энергичная.

В остальном у нас другие персонажи, другая проблематика. Почему второй пилот не мужчина, а девушка? Так сложилась история. Могу даже по секрету сказать, что поначалу героиня была врачом, работающим в авиации, мы даже написали такой вариант сценария, но затем «пересложили» сюжет. Фильм – это же живой организм, он порой сам диктует, в какую сторону развиваться.

Летчики понимали, что это сказка

— Когда началась работа над новым «Экипажем», мне показали сценарий, я одобрил, – рассказывает Александр Митта. — Это не ремейк, а, можно сказать, картина по мотивам – другая история, другие герои. По поводу кастинга со мной не советовались, но считаю, что Владимир Машков и Данила Козловский – две суперзвезды нашего кино. Приезжал и на съемочную площадку. Картина была эффектно придумана и подразумевала очень сложные сцены, которые в итоге были хорошо сделаны.

Вспоминая собственные съемки 37 лет назад – бюджет у нас был маленький, но работа шла по бартеру. Помогал «Аэрофлот». Нам предоставляли списанные самолеты, разрешили снимать на кладбище аэропланов и производить там взрывы. А самое ценное – на их ремонтных заводах для нас изготавливали макеты, которые мы использовали для спецэффектов (объекты заменяются уменьшенными моделями, а для получения достоверного изображения съемки производятся с повышенной частотой. — Прим. «Антенны»). Мы в этом смысле во многом были или первопроходцами, или возрождали после долгой паузы существовавшие когда-то технологии. Когда мы работали над «Экипажем», основоположника комбинированных съемок в нашем кино Александра Птушко уже несколько лет как не было в живых, развалился и соответствующий цех на «Мосфильме». А сейчас макеты практически и не используются, все делается на компьютерах.

Фото №2 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кинокомпания «Централ Партнершип»

«Экипаж» называют первым советским фильмом-катастрофой. По-моему, это неправильная формулировка. Я, насколько мог, протестовал. Новую картину можно так назвать, а у нас скорее сказка. Но журналисты хотели, чтобы звучало «по-американски».

А вот профессиональные летчики, которые нас консультировали, сразу восприняли фильм как сказку, но отнеслись к этому с пониманием. Там же все абсолютно нереалистично! Подумайте сами: как герой мог ползти по турбине, если на самом деле в ней нет свободной и доли миллиметра? Да если бы место и было, человека бы выдуло оттуда в одну секунду! Но мы сознательно шли на такую выдумку.

Самолеты, спецэффекты… Первым делом – любовь

— Если говорить о правдоподобности, то в кино, на мой взгляд, важнее эмоциональная правда, – продолжает Лебедев. — Конечно, нас тоже консультировали – командиры воздушных судов Александр Мирошниченко и Мария Уваровская. Они помогали актерам и мне максимально конкретно воспроизвести особенности профессии. Но при этом наши консультанты понимали: данная история – отчасти современная сказка для взрослых, а не «ползучий реализм». С другой стороны, Мирошниченко сказал: «В авиации возможно все. Все, что вы показываете, может в той или иной степени существовать». И это действительно так. Собирая материал для картины, я сталкивался с такими авиационными историями, в которые невозможно поверить.

Когда начинаю новую работу, всегда отправляю актеров на профессиональную подготовку. Артисты «Экипажа» тоже прошли обучение на авиационных тренажерах, научились поднимать и сажать самолеты. Данила Козловский, например, на съемках сам подсказывал, на какую клавишу нажимать в процессе той или иной операции. Консультанты удивлялись: «Ух ты, правильно!»

Фото №3 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кинокомпания «Централ Партнершип»

Что касается спецэффектов, поначалу мы разрабатывали идею совмещения макетных съемок и компьютерной графики, но затем по ряду производственных причин от этого отказались. Многое снимали вживую. Был построен огромный аэропорт в Подмосковье, свезены самолеты. Землетрясения, пожары, взрывы, гибель поселка металлургов мы воспроизвели на съемочной площадке. Но и компьютерной графики будет много. Последние три месяца я просто жил в студии по ее производству. Мы работали без выходных, я уходил в 2−3 ночи, а ребята-компьютерщики еще оставались доводить очередной сложный план.

Но техника техникой, а кино, как и прежде, держится на человеческой истории. Конечно, в фильме будет любовь, отношения между героями Данилы Козловского и Агне Грудите, Сергея Кемпо и Катерины Шпицы (эти актеры сыграли пару бортпроводников), Владимира Машкова и Елены Яковлевой. Могу пообещать, что и любовная сцена в фильме будет.

Ремейки помогают кинематографу

Фото №4 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
киноконцерн «Мосфильм»

— А нам в свое время сильно сократили любовную сцену Скворцова и Тамары, – вспоминает Митта. — Она была дольше в пять раз! И снята хорошо. Сейчас такой эпизод прошел бы абсолютно незамеченным, но по тем временам это было не совсем привычно. Развязным его нельзя было назвать, скорее с элементами эротики. А такие элементы тогда были нежелательны. В кадре осталось то немногое, что удалось отстоять. И то, что сцена так запала в сознание зрителей, для меня удивительно.

В первоначальном варианте фильм заканчивался по-другому – Тимченко умирал. Был снят романтический эпизод: герой Жженова в больнице, но вдруг его просят перегнать самолет. Он бежит в пилотскую рубку, там его фронтовые друзья, все взлетают, а в следующем кадре снова больница, и дочка говорит: «Папа умер». Но оказалось, что незадолго до этого Брежневу показали картину Андрея Смирнова «Градостроители», и ему очень не понравилось, что в ней герой умирал. Были опасения, что похожий эпизод вызовет такую же реакцию. Пришлось вырезать. До сих пор жалко…

Такого огромного успеха, который «Экипаж» имел у зрителей, никто не ожидал. Когда прокат получил картину, с ее помощью решили поправить квартальный план и фильм выпустили на экраны в срочном порядке, без рекламы, даже афиши сделать не успели. Первые два дня в кинотеатре на Пушкинской площади был абсолютно пустой зал. А потом заработало сарафанное радио, и зрители пошли толпами…

В то время, если картина заполняла кинотеатры, директора получали за это премию. Поэтому успешные ленты старались удерживать в прокате. И «Экипаж» вместо положенных двух недель шел полгода! Но, с другой стороны, для кино это был драматичный момент: наш фильм сломал прокат 14 картинам, которые стояли в очереди и не были показаны, как планировалось. А студия на прокате ничего не зарабатывала. Поэтому когда я пришел туда с идеей следующего фильма, похожего, тоже с катастрофами, мне сказали: «Не надо».

К ремейкам я отношусь с максимальным одобрением. По-моему, они полезны и важны, помогают кинематографу не терять связей, а ведь культуру создает преемственность поколений. Поэтому идея мне нравится. Но не сами фильмы, во всяком случае, в нашем кино не могу назвать удачных примеров. А в западном они есть, французы, например, хорошо делают такие картины.

Были ли предложения переснять какой-нибудь еще из моих фильмов? Нет, пока ко мне с такими просьбами не обращались. Но я бы с удовольствием посмотрел, например, новую версию картины «Гори, гори, моя звезда» про артистов провинциального городка. Но для нее, конечно, придется поискать актеров…

Старая гвардия

Фото №5 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кадр из фильма

Александра Яковлева (бортпроводница Тамара):

— С «Экипажа» началась моя карьера в кино. Я безумно благодарна Александру Митте за то, что он взял меня на эту роль, и Елене Прокловой за то, что она от нее отказалась (смеется). И так получилось, что спустя столько лет этот фильм вернул меня в актерскую профессию. В новой картине я сыграла одного из руководителей авиакомпании.

Встреча с Николаем Лебедевым – подарок судьбы. Без него я бы не вернулась ни в кино, ни в театр. Сейчас играю главную роль в спектакле «Оскар» санкт-петербургского Малого театра комедии им. Анны Самохиной. Премьера состоялась 15 апреля. Это пьеса, по которой снят одноименный фильм с Луи де Фюнесом. Когда возникла идея с «Оскаром», рассказала о ней Николаю Игоревичу Лебедеву. Принесла ему пьесу, он сказал: «Даже не думай отказываться!» И очень многое посоветовал в актерском плане.

А сейчас мы с Николаем Игоревичемработаем над фильмом по моему сценарию. Жанр – мистический триллер. Для меня это дебют в качестве сценариста. Кроме того, я буду идейным вдохновителем процесса, займусь организацией съемок, а Николай Игоревич – режиссерской составляющей. Так что сейчас у меня началась новая жизнь, крайне интересная.

Фото №6 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кадр из фильма

Анатолий Васильев (второй пилот Ненароков):

— Пойду ли я смотреть новый фильм? Подвернется случай, пойду, нет – нет. Люди захотели снять свой «Экипаж» – пускай, это их право, но я хочу, чтобы они сделали лучше. И чтобы персонажи стали такими же народными героями, как и мы. А нас действительно любят.

Получилось!

1/2
Фото:
кадр из фильма

К ремейкам принято относиться с предубеждением. Обычно они вызывают негативные отзывы, которые сводятся к одному: оригинал лучше! Но среди фильмов-«двойников» есть и удачные примеры, высоко оцененные критиками и зрителями.

«Еще раз про любовь» (1968)/"Небо. Самолет. Девушка" (2002)

В советском фильме Татьяна Доронина и Александр Лазарев играют бортпроводницу Наташу и физика по имени Электрон. Их случайное знакомствов кафе быстро перерастает в роман, но его обрывает трагическая гибель девушки при посадке самолета. В ремейке роль стюардессы Лары исполнила Рената Литвинова, а ее возлюбленный Георгий (Дмитрий Орлов) вместо ученого стал журналистом.

«Розыгрыш» (1976)/"Розыгрыш" (2008)

В картине Владимира Меньшова главным героем стал Игорь Грушко (Дмитрий Харатьян), новичок 9 «Б». Он играет на гитаре, поет, пишет песни и хочет собрать музыкальную группу. Его появление не нравится лидеру класса – отличнику Олегу Комаровскому. Однажды тот подбивает одноклассников заставить учительницу перенести контрольную из-за того, что она якобы о ней не предупреждала. Разгорается конфликт, в котором Олег показывает себя не с лучшей стороны, а Игорь, как может, восстанавливает справедливость. В ремейке действие перенесено в наши дни, а главную роль сыграл музыкант Noize MC. Из советского фильма перекочевали некоторые актеры: Харатьян сыграл отца Олега, Евдокия Германова (в первом фильме одна из учениц 9 «Б») – мать главной героини Таи.

Фото №9 - Смена «Экипажа» 37 лет спустя: сравниваем два фильма
Фото
кадр из фильм

«Кин-дза-дза!» (1986)/"Ку! Кин-дза-дза" (2013)

Спустя много лет Георгий Данелия сделал ремейк собственной картины, причем мультипликационный. В первом фильме прораб Машков (Станислав Любшин) и студент Гедеван (Леван Габриадзе) случайно оказываются на планете Плюк галактики Кин-дза-дза и с помощью новых знакомых Уэфа (Евгений Леонов) и Би (Юрий Яковлев) ищут способ вернуться домой. В мультфильме действие происходит в наше время, а на Плюк отправляются знаменитый виолончелист Владимир Чижов и его племянник, начинающий диджей Толик.

«А зори здесь тихие» (1972)/"А зори здесь тихие…" (2015)

Картина Станислава Ростоцкого по книге Бориса Васильева стала одним из самых пронзительных фильмов о войне. Герои, старшина Васков и его взвод из пяти девушек (Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ирина Долганова) вступают в неравный бой с фашистскими диверсантами. Создатели новой экранизации решили, что молодому зрителю нужна история, рассказанная современным киноязыком, и сняли свою версию с Петром Федоровым, Анастасией Микульчиной, Евгенией Малаховой, Софьей Лебедевой, Кристиной Асмус и Агнией Кузнецовой.

Ремейк – это дефицит идей или новый взгляд? Комментирует киновед Кирилл Разлогов:

— Сам по себе ремейк, или повторная интерпретация произведения, – очень давний механизм наследования культуры, который никто не отменял. С этой точки зрения «Гамлет» Шексира – тоже ремейк, потому что основан на хронике. А качество приходит со временем. В Америке практика создания киноремейков существует давно, и их там уже научились делать. А первые ремейки были такие же чудовищные, как наши. Сейчас это в основном попытка заработать денег на известности старой версии, когда продюсеры не уделяют никакого внимания художественным параметрам. Но чем больше будет делаться ремейков, тем больше шансов, что со временем их качество улучшится. Думаю, лет через 100−150 с этим все будет в порядке. И будут переснимать то, что снимается сейчас.

Ремейк какого фильма нужно снять?

Алиса Гребенщикова, актриса:

— Я была бы рада сыграть в новой версии «Карнавала». Всегда любовалась Ириной Муравьевой в этом фильме. Но в целом не вижу большого смысла в ремейках, и если бы кто-то другой сыграл эту роль, мне бы не понравилось (смеется).

Светлана Зейналова, телеведущая:

— Никакого. Переснимать старые картины безнравственно, тем более делать это хуже. Если старый фильм плохой, тогда еще можно понять, но когда новый хуже, как обычно бывает, это странно.

Николай Лукинский, юморист:

— «Вождь краснокожих» (новелла из картины «Деловые люди» по рассказам О. Генри. — Прим. «Антенны»). Любимый фильм моего детства. Он шел по телевизору утром, и, чтобы мы с братом его посмотрели, мама даже разрешила нам не ходить в школу, хотя вообще была очень строгая.

Павел Лунгин, режиссер:

— Я люблю фильм «Белое солнце пустыни», было бы интересно посмотреть его новую версию.

Андрей Чернышов, актер:

— На какой-нибудь из фильмов Григория Александрова: «Веселые ребята» или «Волга-Волга». Они добрые, жизнерадостные и несут в себе заряд позитива, который было бы здорово интегрировать в наше время.