Вера Глаголева: хвалю детей только по делу и внуков не балую

22 января на экраны вышла картина «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». «Антенна» поговорила с ее режиссером.

Вера Глаголева с семьей фото
Фото
Persona Stars

Почему вы решили снимать Тургенева? Сейчас классикой, как мне кажется, кассу не соберешь. Другие жанры в моде...

К сожалению, это так. Раньше никого не удивляло, когда экранизировалась классика. Иосиф Хейфиц, Андрей Кончаловский, Никита Михалков зачастую обращались к вершинам литературы. Сейчас же такие неспешные экранизации ушли из кино, плавно переселившись в редкие телесериалы. Мне захотелось разобраться, как сегодняшний зритель воспримет подобную работу. То, что нынешняя молодежь не читает, это понятно, ей некогда. У молодых все быстро: «Фейсбук», SMS. Время движется иначе, хотя это те же 24 часа в сутках. Но мне приятно, что реакция в зале после премьерных показов «Двух женщин» была положительной, люди аплодировали. Ведь главное, чтобы герои были интересными, цепляли, вызывали сопереживание. Надеюсь, у нас это получилось.

А может, стоило перенести действие пьесы в наше время, чтобы сделать фильм в угоду молодежи? Или добавить динамики, как в американской экранизации «Анны Карениной»?

Американцы сделали шикарный фильм. Все грандиозно, задумка с театральностью действия удалась. Но там нет главного – Толстого с его глубокими диалогами. Это скорее отличный комикс под названием «Замужняя женщина полюбила», но никак не «Анна Каренина». Так что такой вариант не подходит. А по поводу осовременивания сюжета – нет, таких идей не возникало. Те чувства и тот образ мышления героев сейчас воспринимаются совсем иначе. Сегодня героине недостаточно просто наблюдать за возлюбленным, сдерживая свои чувства. В наше время она бы за пару суток испытала все прелести и муки общения. То, что в ХIХ веке было табу, сейчас в порядке вещей.

Файнс сам варил себе гречку

Вера Глаголева фото
Фото
из личного архива Веры Глаголевой

Рэйф Файнс в главной роли – это, конечно, режиссерская удача, но в то же время и большой риск. Не боялись, что зритель скептически отнесется к иностранцу, играющему тургеневского персонажа в российском фильме?

И я бы скептически отнеслась к этому, если бы не знала, что Рэйф – великий актер и очень любит русскую литературу. Этого вполне достаточно, чтобы работать с ним и воспринимать это как подарок судьбы. Файнс – очень глубокий человек, необыкновенный по сути, по отношению к жизни, к действительности. Он выучил весь текст роли на русском языке и нас просил с ним разговаривать исключительно по-русски. Рэйф – человек с благородством, аристократизмом, которые не сыграть. А он и не играет, он проживает эту историю. Его работу в картине высоко оценили тургеневеды, а это ли не показатель?

И Рэйф при всех его достоинствах, как я понимаю, напрочь лишен звездной болезни.

Он вообще не капризный. Еда на съемках – не самая вкусная, однообразная. Но Рэйф питался со всеми, слова не сказал и отдельное меню для себя не просил. Более того, иногда сам готовил себе еду: варил гречку, резал салаты. И звал нас с дочерями (они тоже были со мной на съемках) на ужин в свой флигель в усадьбе Глинки, где жил во время работы. Иногда мы его угощали. Так и ходили друг к другу в гости. А после съемок площадке мы играли с Файнсом в шахматы. После окончания совместной работы наше общение с Рэйфом не прекратилось. Он приезжал на предпремьерный показ фильма в Москву, активно помогал в продвижении картины. Сейчас мы регулярно созваниваемся.
Вера Глаголева фото
Фото
из личного архива Веры Глаголевой

У вас в жизни образ такой воздушной, нежной женщины. А вот режиссер Вера Глаголева, говорят, весьма сурова?

На съемочной площадке я не нежная и не воздушная. Я всегда знаю, чего хочу, и добиваюсь того, что мне нужно в кадре: от художников, декораторов, операторской группы. И от актеров, конечно, тоже. Александр Балуев прекрасно слышит режиссера и в то же время привносит что-то свое. Я не против, если не идет в разрез с образом. Это и есть творчество. С Рэйфом мы постоянно что-то обсуждали, бывало, переубеждали друг друга. Я бываю жесткой на площадке, но коллеги относятся к этому с пониманием. Знают, что все это для блага картины. Терпеть не могу картонных фильмов.

Вы как-то обидели Ларису Гузееву...

Да, это еще одна история, поддерживающая легенду о моей строгости. В картине «Заказ» Лариса играла подружку главной героини, которая выходит замуж и навсегда уезжает жить в Европу. Она должна была произнести слова о том, что у нее начинается новая жизнь. А получалось все время не то, что нужно. Мне же были необходимы настоящие эмоции. А их не было. Мне пришлось очень грубо (не матом, конечно) накричать на Ларису: «Как можно так работать? Это непрофессионально!» Я очень обидела Ларису. Она еле сдерживалась, чтобы не заплакать. Именно это состояние мне и было нужно. Гузеева сыграла гениально. Потом я при всей группе попросила у нее прощения.

Главное – вовремя разглядеть таланты детей

Вера Глаголева фото
Фото
из личного архива Веры Глаголевой

В «Двух женщинах» снялись ваша старшая дочь Анна и 8-летняя внучка Полина. С ними вы были такой же жесткой? Наверное, тяжело со своими родными работать...

У них в картине были небольшие роли, поэтому и работу не могу назвать тяжелой. Но внучка к съемкам подошла со всей ответственностью. В одной из сцен ей нужно было бежать в кадре под дождем. Так перед командой «Мотор!» она подошла ко мне и на полном серьезе спросила: «Зачем и куда нужно бежать? Поставь мне задачу!» Я положила тряпичную куклу на лавочку и сказала «Беги к ней». А роль Ани пришлось сильно сократить, к сожалению.
Вера Глаголева с семей фото
Фото
из личного архива Веры Глаголевой

Аня в одном из интервью жаловалась, что вы ее актерские работы совсем не хвалите.

Это не так. Когда есть роль, за которую стоит похвалить, я хвалю. У нее была хорошая театральная работа в постановке Валеры Яременко. Там она сыграла несколько ролей. Получилось эксцентрично, забавно. Не ожидала от нее такого. Кроме того, я всегда говорила, что в картине «Одна война» (также фильм Веры Глаголевой. – Прим. «Антенны») Аня сыграла замечательно. Она прочитала сценарий и загорелась им так же, как и я. Но на роль прошла не по блату, ее утверждал худсовет. И его участники, по их заверениям, не знали, что Аня – моя дочь. Правда это или нет, не знаю, но, повторюсь, с ролью Аня справилась.
Вера Глаголева с семей фото
Фото
из личного архива Веры Глаголевой

Младшую дочь Настасью вы отговорили от актерской карьеры?

Отговорили и я, и ее отец, мой муж (Кирилл Шубский, бизнесмен. – Прим. Антенны). Я по себе знаю, что профессия актера зависима. Если и предлагают роли, то, как правило, проходные, в сериалах, которые имени не делают. Настя окончила ВГИК, но по специальности «продюсер». Все же это открывает больший простор для роста. А актерством заняться еще успеет, если захочет.
Вера Глаголева с семей фото
Фото
Роман Кузнецов

За старших дочерей вы тоже выбирали профессию?

Это как-то определилось само собой. Мы еще в детстве разглядели их талант и призвание. Анна с трех лет занималась балетом, окончила училище. Теперь работает в Большом театре. Маша с четырех лет ходила на рисование в кружок при Пушкинском музее, отучилась в художественной школе, окончила школу визуальных эффектов «Гномон» Стивена Спилберга.

Вы сами – талантливая актриса, почему много лет не снимаетесь в кино?

Мне неинтересно. Может, будет, конечно, режиссер, который предложит такую потрясающую работу, что я не смогу отказаться. Недавно прочитала один сценарий про двух женщин в возрасте за 50, у которых погибают взрослые сыновья. Противостояние матерей... Отличный сценарий, замечательно выписаны роли. Но это единственный сюжет, который меня зацепил из всего, что я прочитала за последние годы. Замечательный сценарий для актрис моего возраста. Обычно главные роли достаются молодым, а нам предлагается играть второстепенные – мам, бабушек. А прочитала я этот сценарий в Экспертном совете, членом которого являюсь.

Готовка, соленья-варенья – это не про меня...

Вера Глаголева с семей фото
Фото
Persona Stars

Сейчас все изменилось, и семья у вас в приоритете? Реабилитируетесь с помощью внуков, наверное...

Нет. Я все так же работаю, и работаю много. Надеюсь еще снять что-нибудь. А просто становится бабушкой, водить внуков в школу– это не моя история. И родные относятся к этому с пониманием. Своих внуков я не балую. Вообще не люблю избалованных детей, которые лезут везде, что-то требуют, орут, отбирают у других игрушки. А родители этого не замечают, прикрываясь фразой: «Он же маленький». Это неправильно. Ребенок должен с ранних лет знать, что можно, а что нельзя, иначе вырастет моральным уродом. Я с внуками общаюсь на равных, никогда не сюсюкаю.

А часто готовите что-нибудь для них?

Я не домоседка, за плиту редко встаю. Могу только позавидовать тем, кто закатывает банки, варенья-соленья консервирует. Такая жена – клад для семьи. Но у меня нет на это ни времени, ни желания

Наверное, сами-то на жесткой диете сидите. Или то, что вы так хорошо выглядите, подарок природы?

Спасибо за комплимент. Моя мама очень молодо выглядела. И всегда гордилась тем, что нас, когда мы вместе появлялись, принимали за сестер. Я тогда думала: «О чем она говорит?». Когда теперь то же самое говорят про меня и дочерей, я вспоминаю маму и ту свою иронию. Режим, спорт – это не про меня. Нет какой-то строгой диеты, но определенных правил питания я придерживаюсь. Уже лет 25 не ем мяса. Копчености из рациона исключила, дрожжевой хлеб. Я к такому питанию привыкла, и оно меня не тяготит.

31 января у вас день рождения (Вере Глаголевой исполнится 59 лет). Как его отметите – в шумной компании или в узком семейном кругу?

Я уже много лет на день рождения уезжаю с семьей из России. В прошлом году ездили в Южную Африку. Показывали внукам сафари. Малыши вставали в пять утра и с восторгом отправлялись смотреть на львов и жирафов. Мне важно открывать для детей и для себя новые страны и города. Мечтала попасть в Португалию -недавно побывала в Лиссабоне. В этом году пока решаем, куда отправимся.

Комментарии

0
под именем