Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься

Про него говорят: «Актеров много, Машков – один». А он утверждает: «Все люди, которых я играл, интереснее меня во много раз». Поэтому он не любит рассуждать про себя. Поводом для нашей встречи послужила грядущая премьера фильма «Дуэлянт», где он сыграл одну из главных ролей – опасного человека графа Беклемишева. Но Машков начинает разговор с… космоса.

– Как сказал мне один космонавт: «Лучше самой острой памяти – самый тупой карандаш!», – замечает он, глядя на то, как я включаю два (на всякий случай) диктофона. – В космосе все пронизано радиацией и происходят иногда такие моменты: человек что-то делает, потом – раз, и белый лист. Поэтому они все действия записывают. Переложил телефон налево – записал, отвернул болт – записал. Иначе не двинешься в пространстве. Или еще рассказывали: у последнего космического туриста Лалиберте началась паническая атака. Мы же на Земле не можем проверить долгое воздействие невесомости. А там может случиться такое, что человек хочет выйти. И его скотчем приматывают.

Фото №1 - Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься
Фото
кинокомпания WDSSPR

Ого! А ведь кажется, как романтично – в космос полететь.

А на самом деле это для супервыживающих людей, не для обычных. Когда «Экипажем» занимались, были в центре космических полетов, я там общался с людьми. Спрашивал: вас тошнит? Они: все время. Просто не обращают на это внимание. У Гагарина в космосе задача была одна: выжить. Причем сначала проходила проверка на психологическую готовность. Сообщили Титову, что он летит в космос, и у него поднялся пульс. Сообщили Гагарину – у него пульс не поднялся. Какая степень концентрации.

Вы рассказываете такие подробности, а ведь не играли космонавта. Просто эта тема интересна? Коллекционируете истории?

Меня интересуют деятельности, которые не совмещаются с человеческой жизнью. Понимаешь, что там какие-то сверхлюди.

Вы таких героев и на экране воплощаете. А как выбираете проекты? Считается, что ваше участие гарантирует успех, но, значит, и вы выбираете успешные истории. Это чутье приходит с опытом?

Вообще, это очень просто. Сценарий и кто это делает – все. Кино – это коллективное действо. Моя задача – быть максимально полезным на площадке для дела, о котором мы договорились. Как, собственно, и у всех. Должен быть режиссер, за которым я с удовольствием пойду и буду пытаться и воплощать его задумки.

Как вы определяете, что пойдете за человеком с удовольствием?

У нас же есть такое удивительное качество – речь. Если говорить про Алексея Юрьевича Мизгирева (режиссер «Дуэлянта». – Прим. «Антенны»), мне было с ним интересно даже не потому, что он окончил философский факультет университета. И не потому, что он бросил это и занялся самой интересной деятельностью – кинорежиссурой. Это должность небожителя, ты создаешь миры. А потому что он очень глубокий режиссер, который создает понятную сейчас ткань через язык и детали того времени. Еще мне важно, насколько интересно с этим человеком, которого ты будешь исполнять, провести полгода или год жизни. Все люди, которых я играл, интереснее меня во много раз.
Фото №2 - Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься
Фото
Иван Куринной

Да? Герой «Дуэлянта», граф Беклемишев, например, чем интереснее?

Еще поискать такую трагическую судьбу!

Он далеко не положительный герой, но вы его для себя оправдываете?

Я должен был жить за него. А если живешь за человека, должен найти оправдание для его жизни.

Когда вы играете персонажей из другого времени, замечаете, что люди изменились? В ХIХ веке были другие понятия той же чести, например?

Люди меняются каждый день. Лев Николаевич Толстой сказал: «Человек – существо текучее». Было бы нелепо, если бы мы вели себя так же, как тогда. Для этого и существует процесс воли. Когда актер должен погрузить себя в эту атмосферу, он должен знать про этих людей. Здесь и начинается исследование величайшее. Для того же Беклемишева я изучил все, что мог: пушкинскую эпоху, прочитал огромное количество литературы про дуэли, вообще, из-за чего все происходило – вы представляете все эти нюансы? Сейчас трудно понять, что это было дворянское развлечение. То есть самим смыслом дуэли люди повышали свой статус. Тут же появилась бюрократия: оскорбление первой степени, второй и так далее. Точнейшие правила, которые должен соблюдать. Откуда перчатка как вызов появилась, знаете? Дело в том, что были разные виды оскорблений. Оскорбление словом – одно, а если действием или покушением на действие – тогда точно надо стреляться. То есть если человек замахнулся на другого, или, не дай бог, ударил – точно стрельба. Причем, на невыгодных условиях. Поэтому перчатка – это когда в твою сторону что-то летит, и, значит, не ответить невозможно. Так и проверяли людей.

А до какого возраста, считаете, формируется характер?

Мне сложно говорить, я занимаюсь необычной деятельностью. Актерство неестественно для человека, потому что большую часть жизни ты живешь за других людей. И пропускаешь собственную личную жизнь. Большую часть года по 12 часов в день ты занимаешься другим человеком. Если хочешь добиться успеха. Если занимаешься собой, ничего не добьешься. Даже не успеха, это кратковременная и зыбкая субстанция. Как великий Брандо сказал: «Кинозвезда – это человек, сидящий на сахарном троне во время дождя». У меня одно место действия – на площадке. Я жду этого: когда мы начнем с партнерами разбирать и находить правильные ходы. И кино – при правильной подготовленности всех – это высшая импровизация. Константин Сергеевич Станиславский в книге «Работа над собой в творческом процессе переживания» в главе «Воображение» писал: представьте себя на арктической станции или на съемочной площадке, где нужно быть еще более подробным. Вообще, мне нравится подробность. Это самое интересное, что может быть.

С детства не люблю замечания

Была у вас работа, после которой вы поняли, что больше ничего не страшно?

После фильма «Папа», где я был режиссером, автором сценария, продюсером и актером, исполняющим одну из главных ролей. Тогда какое-то время думал, что мне ничего не страшно, но оно быстро закончилось. Потому что, как говорят в кинематографе там, за бугром: ты настолько хорош, насколько хороша твоя последняя работа. Невозможно продержаться на прошлом. Каждый раз все заново.

Режиссуру для себя пока отложили?

Я занимался ею так эмоционально! У актеров в кино дистанции спринтерские. Ты должен – бам – рвануть максимально, чтобы догнать тех, кто долго бежал. Стоп, снято – и заново. И дальше копить энергию, как атомный реактор, чтобы быть готовым в любой момент. Режиссер же энергия постоянная, ты действуешь все время, даже когда нет действия на площадке.
Фото №3 - Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься
Фото
Иван Куринной

Как актера во взаимоотношении с режиссером вас стимулирует похвала или критика?

У меня одна задача – проскочить без замечаний. Как ее добиваюсь – это мое дело. Не говорю про критику, это уже следующий этап, серьезный разбор. Я не люблю замечания, ни в каком виде. И никогда их не любил, поэтому, наверное, и не очень в школе нравилось учиться, слишком там много замечаний. А критику я с удовольствием послушаю, если она есть.

А когда вы разбираете историю на площадке, партнеры просят у вас советов?

Вообще, эта деятельность не особенно подразумевает советы партнеру. В редком исключении, если чувствуешь, что можешь помочь, но только в виде предложения, а не совета. Это важнейший элемент, которым не занимаются, – этика артиста. Как он должен себя вести по отношению к себе, к партнерам. Данный кодекс многим людям непонятен. Хорошие актеры рядом делают так, что ты начинаешь играть лучше. Поэтому я очень люблю работать с талантливыми людьми, которые любят эту профессию.

Тема отцов и детей

Ваша дочь Маша тоже актриса, но вы вместе ни разу не снимались. Почему?

Должна быть какая-то очень естественная история, чтобы работать с ребенком своим. Но так или иначе совместная деятельность у нас присутствует. Она сейчас как режиссер делает документальную работу, которую мы вместе придумали. Про театр кукол в Новокузнецке (мама актера Наталья Никифорова была главным режиссером этого театра. – Прим. «Антенны»), и про куклотерапию: когда дети с ограниченными возможностями участвуют в спектаклях. Меня так лечили. Я в детстве сильно болел и не ходил. А мама дала мне Буратино: он делал шаг, и я с ним. Тогда лежал в больнице долго и у меня был «человек», с которым мог общаться.
Фото №4 - Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься
Фото
PhotoXPress.ru

Вы не раз признавались, что для вас важна тема отцов и детей – и фильм «Папа» сняли, чтобы попросить прощения у родителей…

Это важнейшая тема моей жизни. Я очень благодарен и маме с папой, и родителям своим в театре – моим учителям Школы-студии МХАТ Олегу Павловичу Табакову, Ивану Михайловичу Тарханову, Виктору Карловичу Монюкову-Франкэ, Василию Петровичу Маркову. Это те части моей жизни, за которые я держусь. Секрет вам открою: видите, у меня две монетки на шее? Вот этот червонец золотой – величайшего артиста Евгения Саныча Евстигнеева. А второй червонец, только советский, не зная о первом, подарил мне другой величайший артист абсолютно другого качества – Олег Палыч Табаков. Вот я, как корова, хожу теперь и слушаю звон двух золотых на шее. Чтобы понимать степень ответственности. Это моя медитация.

Чувство сыграть нельзя

Вы сказали, что когда работаете, живете за персонажа. А вам нужен восстановительный период, чтобы потом прийти в себя? Сколько времени?

Как только съемки заканчиваются, персонажа откидывает катапультой. Стоп, снято – улетел в пленку! Все, его нет в твоей жизни. Ты переоделся, сидишь – свободный ящик. Если роль была связана с тяжелыми физическими нагрузками, когда у тебя отбиты руки-ноги и ты приведен в состояние человека, когда не можешь физически подняться, тогда время нужно. У меня была картина «Край», где я девять месяцев жил в ледяной воде, два раза меня чуть не убили… Конечно, мне надо было прийти чуть-чуть в себя. Хоть недельки две. Человек быстро приходит в себя.

Есть что-то еще в жизни, что вам интересно так же, как ваша профессия?

Она мне позволяет охватить настолько разные сферы! Вот сейчас занимаюсь баскетболом. Мы снимаем картину «Движение вверх», и я должен освоить роль тренера. Сейчас весь там, внутри, в схемах, изучаю, как работает все. Другая деятельность совершенно.
+1

А вы вообще болельщик?

Я всегда смотрю спорт высших достижений. Меня не интересует результат, меня интересуют проявления. Как человек борется с собой.

Осталось что-то, о чем еще мечтаете?

Мечтаю? Чтобы сценаристам приходило вдохновение и писали, не останавливаясь, с учетом моей индивидуальности. Ни о чем определенном не думаю. Я как на рыбалке, забросил удочку – и не знаешь, что там попадет. Опустил и жди. Что твое – будет твое, что не твое – твоим никогда не будет.

Сыграв столько разных историй в кино и по следам своей жизни, можете сказать, что нашли ответ на вопрос, что такое любовь?

Для человеческого существования это основа. Опасная, интересная, разрушающая и возрождающая. Чувство сыграть нельзя. Можно сыграть действие. Причем не только физическое, а внутреннее. Желание. Так вот любить – это желание касаться. Будь то человек, будь то мечта, будь то звезда. Коснуться мечты – это и есть любовь.

…Выключая диктофон, обращаю внимание на телефон артиста: «У вас не смартфон. Соцсетями не пользуетесь?» «Я не настолько одинок, – улыбается Машков. — Хотя, может, упускаю лайки? Как рассказывал мне один психиатр, все люди нуждаются в „поглаживаниях“, проявлении внимания. Для ученого необходимо одно „поглаживание“ в год от коллеги. А для актера – 500 в день от незнакомых людей. Мне хочется тешить себя мыслью, что я пока ближе к ученому».

Комментарии

2
под именем
  • Все комментарии
  • Никому неинтересный анонимный комментатор написал никому не интересный первый комментарий об интересном огромному количеству людей актёре. Видимо захотел хоть этой глупостью привлечь хоть чьё-то внимание к своей персоне.
  • Мне он не интересен.