Казань что случилось, нападение в школе в Казани, Казань траур
Фото
SDI Productions / E+ / Getty Images

11 мая 19-летний Ильназ Галявиев ворвался в гимназию № 175 в Казани и открыл стрельбу. По последним данным, погибли 8 человек: 7 детей и один преподаватель. Но, возможно, число жертв увеличится. Галявиева удалось задержать. К преступлению, как выяснилось, он готовился заранее. Именовал себя в социальных сетях «Бог», называл всех людей «биомусором» и собирался убить как можно больше людей. О своем поступке молодой человек не сожалеет. Что побудило его к такому поведению, пока неизвестно. Впрочем, это не единичная история, когда найти причину жестокости не удается.

Школа «Сэнди Хук», штат Коннектикут, США

14 декабря 2012 года 20-летний Адам Хук вначале убил свою мать, а потом отправился на автомобиле к начальной школе. Адам ходил из класса в класс и методично расстреливал детей и учителей. Всего погибли 27 человек, среди них 20 малышей в возрасте от 6 до 7 лет. После того как убийца услышал звуки сирены полицейских, он покончил с собой. Видимых причин для такой жестокости у Адама Хука не было, рос в благополучной семье, не ел мяса, чтобы не причинять страдания животным. Врачи ставили ему синдром Аспергера, но он не характеризуется агрессией.

Школа Колумбайн, стрельба в школе
В школе погибли дети от 6 до 7 лет
Фото
Photo by Laura Kalcheff / Moment / Getty Images

Школа «Колумбайн», штат Колорадо, США

Одна из самых известных трагедий. «Колумбайн» стали называть все похожие бойни в школе. Два подростка Эрик Харрис и Дилан Клиболд жаждали славы и тщательно готовились к громкому преступлению. Их действия были расписаны по минутам: «В 11.17 выйти из класса», «11.18 — вымыть руки». 20 апреля 1999 года они ворвались в школу. Стрельба продолжалась 4,5 часа. Харрис и Клиболд застрелили 12 одноклассников и одного учителя. Еще десятки школьников получили ранения. Сдаваться полиции убийцы не стали, покончили с собой.

стрельба в школе, трагедия в школе
Стрелки хотели прославиться
Фото
Kevin Moloney / Hulton Archive / Getty Images

Школа Йокела, Туусула, Финляндия

Трагедия в маленькой и очень спокойной стране произошла 7 ноября 2007 года. 18-летний ученик Эрик Аувинен застрелил шесть учеников, школьную медсестру и директора лицея. В общей же сложности подросток сделал 106 выстрелов. При этом о предстоящей бойне Эрик известил мир накануне, выложив ролик-анонс в ютубе, но, видимо, никто не обратил на послание внимания. Аувинен называл себя «орудием естественного отбора».

стрельба в школе, трагедия в школе
Эрик Аувинен
Фото
STF / AFP / Getty Images

Училище Альбертвиль-Реальшуле, Винненден, Германия

Тим Кретчмер ворвался в свое бывшее училище 11 марта 2009 года. Палил по детям и преподавателям он из пистолета. Целился только в голову. Полицейские потом найдут 60 гильз от патронов. После стрельбы в училище Тим Кретчмер взял в заложники случайного водителя и уехал в соседний город, где еще некоторое время палил по беззащитным людям в автосалоне и на парковке. Всего погибли 15 человек. Одной из причин бойни стал отказ девушки, которая нравилась Тиму, с ним встречаться. Ее он застрелил первой.

стрельба в школе, трагедия в школе
Трагедия произошла из-за девушки
Фото
Alex Grimm / Staff / Getty Images News / Getty Images

Школа № 263, Отрадное, Москва, Россия

Десятиклассник Сергей Гордеев 3 февраля 2014 года вначале застрелил учителя географии, а когда приехали полицейские, открыл огонь и по ним. Погиб старший сержант Сергей Бушуев. Гордеева на суде признали невменяемым, его отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Подросток считает, что весь мир существует только в воображении, достаточно закрыть глаза, и все исчезнет.

стрельба в школе, трагедия в школе
Сергея Гордеева признали невменяемым
Фото
кадр из передачи «Город Новости»

А что еще

В одной из школ Перми подрались два ученика, да так, что учительницу и еще нескольких ребят, которые решили разнять потасовку, пришлось срочно оперировать. Дело в том, что подростки на разборки притащили нунчаки и нож. Оружие незаметное, а вещи всех школьников на входе осматривать как-то не принято.

Стрельба в школе: 5 ужасающих историй о подростках с оружием
Фото
пресс-служба издательства БОМБОРА

В 2020 году Издательство БОМБОРА выпустило книгу Марике Нийкамп «54 минуты. У всех есть причины бояться мальчика с ружьем». Остросоциальный роман, в котором главные вопросы: откуда берутся изгои, к чему может привести буллинг и почему подростки направляют оружие против своих одноклассников. За рубежом он уже получил несколько литературных премий, стал бестселлером Amazon.com и New York Times. Теперь он выходит и на русском языке. В русское издание включено послесловие психолога Елены Кандыбиной, в котором она рассказывает о причинах стрельбы в школах и дает советы, как эту ситуацию предотвратить.

Комментарий специалиста

Психолог Елена Кандыбина:

 — Последние годы насилие в школах перестало быть редкостью. Что же такого происходит с подростком, что приводит его к решению своих проблем с помощью убийства?

Часто они двигаются к этому решению не один год. Как правило, такие подростки демонстрируют низкую стрессоустойчивость и трудности с социальной адаптацией. В младшем школьном возрасте это может проявляться импульсивностью, вспышками гнева или агрессии. Ребенок или подросток может испытывать трудности при столкновении с критикой, неудачей или проигрышем, отказом в чем-то. И если в младших классах это заканчивается скандалом, истерикой, то в подростковом возрасте чаще будет проявляться как затаенная обида, разговоры о необходимости мести, уход от общения, замкнутость.

Подросток совершенно не склонен брать на себя ответственность за свои поступки, скорее он будет винить в собственных неудачах несправедливое устройство общества и других людей, которым часто приписывает ненависть к себе.

Еще одной частой характеристикой личности становится «собирание несправедливости». Подросток может составлять черный список или иным образом демонстрировать свое неприятие конкретных людей. При этом может выбирать себе примеры для подражания среди тех исторических персонажей или героев книг, которые проповедовали идеологию разделения людей на «достойных» и «недостойных».

Все вышеперечисленное часто сочетается с трудностью понимания чувств окружающих, равнодушием к страданиям и боли другого человека или животного. Бывает, что они помыкают младшими братьями и сестрами или жестоко шутят над ними. И одним из самых важных факторов, который сразу должен стать поводом для действий, остается угроза или утечка информации о намерении. Практически всегда подросток перед тем, как прийти в школу с оружием, намеренно или случайно рассказывает другим о своих чувствах, мыслях, идеях, планах. Это также могут быть абстрактные разговоры о возможности насильственных действий в принципе.