Воспевание легенд

Бердмэн лучший фильм
Фото
кадр из фильма «Бердмэн»

Достаточно предсказуемо лучшим фильмом года был признан «Бердмэн». Это редкий пример увлекательного кино об актерской стезе. О мнимостях успеха, о разнице между популярностью и настоящим талантом, об изменчивой современной аудитории, о ханжестве критиков. При этом в картине упоминаются звездные имена, да и сама история – почти калька с жизни исполнителя главной роли Майкла Китона. Обойти стороной талантливую «черную комедию» о современных нравах Голливуда и театрального Бродвея академики попросту не могли. В конце концов, это фильм о них самих: об их страхах, об их цинизме ну и еще сохраняющейся искренности выбора. В конце концов, они подтвердили это, выбрав эталоном качества именно «Бердмэна».

При этом подобный выбор выглядит как исключение из правила. Если взять остальных претендентов, то легко заметить четкую линию: ода недавним или нынешним героям времени. «Снайпер» Клинта Иствуда – о легендарном стрелке ВМС США Крисе Кайле, погибшем в 2013 году. «Игра в имитацию» – воссоздание эпизодов из жизни отца современной информатики Алана Тьюринга. «Теория Стивена Хокинга» – история жизни юродивого ученого. «Охотник на лис» – реальная история странных взаимоотношений миллионера Джона Дюпона и олимпийского чемпиона по вольной борьбе Марка Шульца. Наконец, «Несломленный» Анджелины Джоли – тоже история легкоатлета Луи Замперини.

1/2
Фото:
Getty Images

Больших имен еще много, и их легендарные жизнеописания ждут своего сценарного воплощения и последующего киношного преображения. Это фигуры из мира спорта, кино, музыки, литературы и так далее. Было бы прекрасно, если бы эта тенденция перешла и в российское кино, которому ой как не хватает именно не выдуманных или надуманных чернушных историй, а интересных жизнеописаний больших личностей.

Уродство как скрытая красота

Фильмы о легендах и еще четыре особенности «Оскара-2015»
Фото
кадры из фильмов «Теория всего» и «Все еще Элис»

Приз за лучшую мужскую роль получил Эдди Редмэйн, сыгравший гениального ученого Стивена Хокинга. Если быть конкретнее, то убедительно точно сыгравший его недуг – боковой амиотрофический склероз, ведущий к параличу.

А наградой за лучшую женскую роль была удостоена Джулианна Мур. В фильме «Все еще Элис» она преобразилась в университетского профессора лингвистики, страдающую болезнью Альцгеймера. Словом, снова недуг, снова роль на сопротивление – и внимание академиков тут как тут.

Вывод напрашивается сам по себе: для актера наибольший шанс получить статуэтку – сыграть юродивого, желательно гениального. Думается, что эта тенденция продолжится и в будущем. Естественно, как показ толерантного отношения к больным людям, должных находиться не на отшибе жизни, а полноценно участвовать в ней.

Джулианна Мур лучшая актриса Оскар 2015
Фото
Getty Images

Жизнь без любви

Если вспомнить таких претендентов на «Оскар», как «Снайпер», «Исчезнувшая» или «Бердмэн», то налицо линии отсутствия любви в жизни героев. Она как бы присутствует фоном, но крайне фальшивым или несущественным. В условиях циничного мира, основной ценностью которого становятся деньги, это не случайная сценарная загогулина, а уже закономерность. Возможно, в будущем мы увидим, как эту линию сценаристы будут выводить не на утопичный уровень, а на жизнеспособный. Задача не из легких, но тем интереснее будет наблюдать за новыми эгоцентричными героями.

Реальность на стыке с экспериментом

Отрочество Оскар 2015
Фото
кадр из фильма «Отрочество»

Странно, что лучшим режиссером американские киноакадемики не признали Ричарда Линклейтера, отметившегося картиной «Отрочество». Линклейтер – любитель эксцентрики. Мне помнится его полуфильм-полумультфильм «Помутнение» по книге Филипа Дика с Киану Ривзом в главной роли. На этот раз режиссер зашел куда дальше. «Отрочество» он снимал целых 11 лет. Не в силу недостатка финансирования, а просто его идея была показать взросление подростка в режиме реального времени. И ведь получилось. Столь длительный съемочный период, который приняли на веру все участвовавшие в проекте актеры, могли бы и вознаградить.

А «Бердмэн» не эксперимент? А «Отель «Гранд Будапешт»? А «Интерстеллар»? Настоящие художники никогда не бояться работать с формой подачи материала. В одном случае это может быть непрерывающаяся работа камеры (без привычных склеек-затемнений), в другом – игра с цветом картинки на экране. Думается, что это все продолжится и приобретет еще более необычные формы.

Война как гордость и необходимость

Фильмы о легендах и еще четыре особенности «Оскара-2015»
Фото
кадр из фильма «Игра в имитацию»

В этом году ряд военных фильмов пополнили «Снайпер», «Несломленный» и «Игра в имитацию». Тема войны и ее героев остается одной из доминирующих в Америке. Нынешняя геополитическая ситуация лишь усилит поток картин с сюжетами из армейской жизни. Честно говоря, хотелось бы подобного поменьше, да и то лучше в виде неожиданного научного прогресса и в каком-нибудь прошлом, а не в виде жестких пыток или убийств. Кто видел три вышеперечисленных фильма, тот поймет, о чем я говорю.

Андрей Звягинцев Оскар 2015
Фото
Getty Images

В завершение – о несостоявшемся российском «Оскаре». Удивляться не стоит. Андрей Звягинцев не был оригинален. Он всего лишь жестоко и при этом завуалированно показал вечное противостояние утопистов и прагматиков. А отмеченная «Оскаром» «Ида» – лиричная история познания себя через открытие древа своей семьи. В одном случае – беспросветность, а другом – приход к гармонии.

Кто-то сказал о кинорежиссуре, что она есть постоянство мечты. Это очень точное определение. Радуемся за лауреатов премии и продолжаем вместе с ними мечтать и ждать новых киногрез. Кстати, раздача «дядюшек» – отличный повод посмотреть фильмы, которые мы каким-то образом пропустили. Самое время исправляться.

Все награды «Оскара-2015»

Победители Оскар 2015
Фото
Getty Images

Лучший фильм

«Бердмэн»

Лучшая режиссерская работа

Алехандро Гонсалес Иньярриту («Бердмэн»)

Лучшая мужская роль

Эдди Редмэйн («Теория всего»)

Лучшая женская роль

Джулианна Мур («Все еще Элис»)

Oscar 2015 J.K. Simmons
Джей Кей Симмонс с женой
Фото
Getty Images

Лучшая мужская роль второго плана

Джей Кей Симмонс («Одержимость»)

Лучшая женская роль второго плана

Патрисия Аркетт («Отрочество»)

Лучший оригинальный сценарий

«Бердмэн»

Лучший адаптированный сценарий

«Игра в имитацию»

Лучший анимационный полнометражный фильм

«Город героев»

Лучший фильм на иностранном языке

«Ида»

Oscar 2015
Мэттью Макконахи и Джулианна Мур
Фото
Getty Images

Лучшая музыка к фильму

«Отель «Гранд Будапешт»

Лучшая песня к фильму

«Glory» (фильм «Сельма»)

Лучший монтаж

«Одержимость»

Лучшая операторская работа

«Бердмэн»

Лучшая работа художника

«Отель «Гранд Будапешт»

Лучший дизайн костюмов

«Отель «Гранд Будапешт»

Лучший звук

«Одержимость»

Лучший звуковой монтаж

«Снайпер»

Лучшие визуальные эффекты

«Интерстеллар»

Оскар 2015 Отель Гранд Будапешт
Дизайнер костюмов к фильму «Отель «Гранд Будапешт» Милена Канонеро и Джей Ло
Фото
Getty

Лучший грим и прически

«Отель «Гранд Будапешт»

Лучший документальный полнометражный фильм

«Гражданин четыре»

Лучший документальный короткометражный фильм

«Телефон доверия для ветеранов»

Лучший игровой короткометражный фильм

«Телефонный звонок»

Лучший анимационный короткометражный фильм

«Меню»