Татьяна Репина, заведующая бутафорским цехом Челябинского театра кукол:

1/6
Фото:
пресс-служба

«Уже скоро 30 лет, как я работаю в нашем театре. Почти для всех спектаклей, которые у нас идут, я делала кукол. Каждый год мы выпускаем по четыре спектакля, в каждом около 10 кукол. Вот и считайте – за все время точно больше тысячи кукол сделала. В нашем цехе работает четыре человека. Самая первая моя кукла – Волк для старого спектакля «Золотой цыпленок». Это была перчаточная кукла , у которой открывался рот. А телом был мягкий платок. Лет 10 он играл в спектаклях.

Последние куклы, которые я делала, были для спектакля «Алиса в Стране чудес», поставленного в ноябре. Я делала четыре дубля Алисы, ведь на протяжении всего действа она появляется в разных ипостасях – от маленькой до метровой. У самой большой – четырехметровая шея. В одном эпизоде Алиса вытягивает ее, и дети в восхищении ахают: «А-аа-а!» всем залом. Конечно, я люблю эту куклу – восемь месяцев готовили спектакль. Всего в нем 32 куклы. Художник сделал эскиз: симпатичная девчонка одета в льняное платьице с фартуком. У нее рыжее каре, вздернутый носик.

Первого марта у нас состоялась премьера спектакля для взрослых «Экспедиция» по Рэю Бредбери. Там 14 кукол-марионеток. Их делал художник из Санкт-Петербурга Виктор Антонов, а мы все ему помогали».

Виктория Вдовенко, научный сотрудник выставочного зала «Детский музей»:

1/18
Фото:
архив «Телесемь»

«Каждый год проводим выставки, на которых представлены куклы и игрушки. Например, «Игрушки моей бабушки» или «Игры и игрушки наших предков». На последней были представлены традиционные народные куклы. Была и уральская закрутка. Чтобы такая получилась, мы брали бумажную основу, а на нее накручивали рубашку, юбку, платок.

Для каждой крестьянской девочки отец делал деревянную выгородку, где она играла и была настоящей хозяйкой. Можно было «готовить», можно было «поехать на ярмарку» на повозке, можно было укладывать «детей».

К нам приходило много детей – никому не было скучно, ведь им разрешалось в музее играть! Мне и самой нравилась эта экспозиция – было очень много материала, не приходилось каждый раз повторять одно и то же. Летом будет новая выставка с куклами, уже готовимся».

Марина Карабанова, психолог:

1/5
Фото:
личный архив

«Мне иногда кажется, что я – медведь. Да. Вернее, медведица.

Я не люблю спешить, мне нравится подумать, спокойно так, объедая малиновый куст. И уж потом можно идти напролом.

А потому, когда я увидела в Вене эту белую очаровательную Медведицу, сразу как-то поняла, что это я и есть: вся такая белая, пушистая, с крыльями, с короной набекрень, однако сильный и ловкий зверь. И, да, в гневе я страшна. Ну, по крайней мере, мне так кажется.

Теперь Медведица – мой талисман, напоминание о волшебных рождественских днях в теплой, нежной, шоколадной, зимней Вене. Могла ли я знать, что там найду частичку самой себя?

В моей кукольной коллекции немало разных персонажей: венецианский Арлекино с капризным личиком, грациозная танцовщица фламенко, лукавый капитан с трубкой из итальянской Искьи. Есть даже одна прекрасная корова Томаса Драга, в золотых сапожках и со стразами. Но белую Медведицу, пожалуй, я люблю больше других. Может, за то, что она никуда не спешит?»

Владислав Чирков, артист праздничного агентства «Непоседы»:

1/5
Фото:
личный архив

«Я работаю ростовой куклой, их у нас много: мишка Тедди, Чебурашка, Губка Боб, пони, черепашки-ниндзя, трансформеры… Работать ростовой куклой – значит создавать праздник. Присутствовать на разных событиях, предлагать детям сфотографироваться рядом, проводить конкурсы. Иногда кукол вызывают на дом. Работать нелегко, особенно летом: наши костюмы мы называем «сауна на выезде», потому что в них очень жарко. Любого человека куклой не нарядишь: он должен, как минимум, любить детей, а также уметь их развлечь, найти общий язык. Дети так радуются куклам! Однажды я приехал на день рождения одного мальчика в костюме Губки Боба. Приготовился проводить стандартную конкурсную программу, а мальчик просто затащил меня к себе в комнату и начал рассказывать все, что знал о Губке Бобе! Вопросы разные задавал: «Губка Боб, а сколько ты зарабатываешь в закусочной Мистера Крабса? А почему он такой вредный и так редко дает тебе выходной?» Я так проникся, что задумался – в самом деле, почему Крабс такой вредный персонаж?..»

Ольга Ефимова, мастер каркасной куклы:

1/3
Фото:
личный архив

«Я всю жизнь шила одежду на заказ, но хотела заняться творчеством. И однажды увидела в магазине двух кукол-кошек – жениха и невесту. Долго просила выкройку у администрации магазина, мне посоветовали посмотреть в Интернете. С этого и началось мое увлечение куклами. Да разрослось так, что я со своими работами даже выставлялась в краеведческом музее. Я делаю кукол из скульптурного текстиля на каркасе, использую разные ткани, краски, искусственный мех, шерсть. К сожалению, в Челябинске не достать уникальные ткани, которые используются для изготовления настоящих коллекционных кукол, так что приходится много чего покупать в Москве. Своих кукол я продаю на выставках, их с удовольствием покупают коллекционеры. Стоимость каркасной куклы – до 4000 рублей. Куклы мои пользуются спросом. Иногда бывает, едва придешь на выставку – и сразу все разбирают. У меня уже есть поклонники, которые с нетерпением ждут новых работ».

Инна Кушнир, теддист:

1/7
Фото:
личный архив

«Мишка Тедди уникален. В идеале у любого отдельного мишки своя выкройка, индивидуальная. В этом и состоит их коллекционная ценность – у каждого автора свой почерк. Поэтому, когда я решила сделать первого мишку, мне пришлось потрудиться, чтобы найти мастеров, которые поделились своими выкройками. Сейчас в Интернете можно найти много выкроек, но на самом деле достаточно всего одной, чтобы понять общий принцип и начать шить совершенно оригинальных Тедди. Для меня мишки – это просто хобби, и я восхищаюсь мастерами, которые сделали коллекционных Тедди своей профессией. Они зарабатывают на жизнь только мишками, и коллекционеры в очередь выстраиваются за очередным шедевром. Мой стиль – миниатюра. Мой самый маленький мишка – ростом полтора сантиметра. Кстати, с тех пор, как я узнала про Тедди, по-другому взглянула на советские мультики. Все игрушки-мишки там – это мишки Тедди! Их отличительная особенность – у них крутится голова и лапы».

Евгения Киселева, мастер шарнирных кукол:

1/8
Фото:
личный архив

«Увидела в Интернете куклы одного популярного автора и вдохновилась. Сначала делала из запекаемого пластика Living Doll, сейчас осваиваю технику изготовления кукол из фарфора. Это делается так. Сначала все детальки шарнирной куклы изготавливаются из пластика. Потом с каждой детали снимается гипсовая форма, потом заливается фарфором и обжигается в печке при температуре 1300 градусов. Все материалы и даже саму печку можно заказать в Интернете. Одежду для кукол, волосы и башмачки я тоже делаю сама. Волосы, кстати, тоже приходится заказывать. Они делаются из шерсти ангорской козы, ламы или из шелка. На каждую куклу может уйти год работы, потому что я тщательно обдумываю каждую из них. Когда кукла готова, она может оказаться совсем непохожей на эскиз – много новых идей приходит в процессе».

Елена Васильева, мастер тряпичной куклы:

1/5
Фото:
личный архив

«Моя мама была швеей, и в доме всегда было много обрезков тканей. Мама научила меня шить еще в детстве, поэтому кукол я шью всю жизнь. Было время, я даже работала в Кукольном театре, но там делала кукол не по своим эскизам. Теперь я на пенсии, веду блог и делаю кукол на заказ. Это хороший подарок на свадьбу или день рождения. Покупают моих кукол и коллекционеры, причем даже из Норвегии и Канады. Я шью их из искусственного меха, ткани, иногда вставляю каркас в руки и ноги, чтобы придать кукле определенную позу. Параллельно продолжаю шить одежду. Иногда могу целое платье распороть, если оно мне не понравилось, и наделать из него кукол. Все мои куклы – разные, так интереснее. Но некоторых приходится делать одинаковыми, из-за высокого спроса конкретно на таких. Большой популярностью пользуются игольницы в виде девушек и ежик из мультфильма «Ежик в тумане».

Лена Борисова, редактор «Телесемь», Wday.ru в Челябинске:

1/7
Фото:
личный архив

«Много лет я собираю кукол в национальных одежках. Коллекция начала расти, когда появилась возможность ездить за границу, сейчас у меня даже имеется каталог – 110 штук, попробуй запомни все имена! Все они названы в честь продавцов, у которых были куплены. Есть у меня даже Ленка – из Чехии и Лена-Лиана из Армении.

Мексиканская куколка-танцовщица из кукурузных листьев, выкрашенных в ярко-оранжевый цвет, тоже едва не получила имя Елена. Дело было так. С моей подругой, тоже Леной, мы зашли в поисках куклы в мексиканский сувенирный магазинчик, я выбрала куклу и начала объяснять кассирше, зачем мне надо знать ее имя. «О, у меня самое популярное мексиканское имя – Елена!» – воскликнула она. Мы с подругой расхохотались. Мексиканка напряглась. Мы быстро-быстро объяснили причину смеха – имя Елена популярно и в России, и нас обеих так зовут. Тогда кассирша предложила на выбор имена своих коллег по прилавку – Мария и Эсперанца. Ради пущей экзотики, конечно, я выбрала второе. Смешная история случилась на Ратушной площади в Таллине. Продавщица Реэт, узнав, что ее именем я хочу назвать сделанную ею самой куклу, со смехом и с акцентом сказала: «Как можно? Она пщелка, а я ангэл!»

Последняя парочка – брат и сестра Демьен и Ребекка прибыли из Венгрии. Наверное, надо бы стены в квартире раздвигать – коллекция растет)))»