А зори здесь тихие 2015
Фото
постер к фильму

Хронометраж

Новый фильм короче: он идет 115 минут, старый — 160. Но готовится 4-серийная версия картины для телевидения.

Сюжет

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
Интерфест

Оба фильма строго следуют сюжету повести: во время Великой Отечественной войны пять советских девушек из взвода старшины Васкова вступают в неравный бой с немецкими диверсантами и гибнут одна за другой.

— Я бы не стал называть новый фильм ремейком. Это новая экранизация повести, а не попытка «переделать» великий фильм Станислава Ростоцкого, — говорит один из продюсеров фильма Владислав Ряшин. — Он сделан в стилистике сегодняшнего киноязыка, более динамичного. Когда Ренат Давлетьяров (второй продюсер и режиссер фильма. — Прим. Woman’s Day) проводил пробы на главные роли, выяснилось, что большинство актрис не слышали о повести Васильева и не видели фильма. Для молодого поколения эта история будет открытием.

Старшина Васков

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
кадры из фильмов

В фильме 1972 года Васкова играет Андрей Мартынов, в новой экранизации — Петр Федоров («Обитаемый остров», «Сталинград»). Внешне у актеров есть что-то общее, и, кроме того, оба носят в кадре «солдатские» усы. А вот по характеру герой Федорова несколько другой, более жесткий.

— В фильме Ростоцкого Васков сыгран одной краской — этакий обаятельный недотепа, который прячется за устав, — говорит один из авторов сценария нового фильма Юрий Коротков. — У Васильева же это совершенно другой человек. Он теряет всех, кого любит, боится боли новых потерь и поэтому никого не подпускает близко. А когда идет на задание с девушками, те становятся для него родными, и он снова теряет их одну за другой. Трагический персонаж с внутренним надломом.

— Петр Федоров был единственной кандидатурой, которая родилась еще до создания сценария, — говорит Ренат Давлетьяров. — Мы работали с ним над предыдущей картиной «Чистое искусство», которая выходит осенью. Наблюдал за Петей и все больше убеждался, что это идеальный кандидат на роль Васкова. А вообще, надо вспомнить одну историю. Лет 12 назад на дне рождения режиссера Алексея Учителя мы сидели болтали: Учитель, я и Володя Машков. Как всегда, говорили про кино, и Машков сказал: «Ребят, надо снимать „А зори здесь тихие…“, и я должен играть главную роль». Видимо, идея снять этот фильм жила у меня где-то в «подполье». Но Володя от старшины Васкова уже немного отошел по возрасту.

Фото №1 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Актеры на съемках фильма
Фото
соцсети

Девушки-зенитчицы

А зори здесь тихие 2015
Женя Комелькова: Женя Малахова (слева) и Ольга Остроумова
Фото
Интерфест и кадр из фильма

В предварительном кастинге на главные роли участвовали более сотни девушек. Некоторые из выбранных актрис похожи по типажу на своих предшественниц: Евгения Малахова (Женя Комелькова) — на Ольгу Остроумову, Софья Лебедева (Лиза Бричкина) — на Елену Драпеко. Другие, наоборот, отличаются. Риту Осянину (у Ростоцкого эту роль исполнила миниатюрная блондинка Ирина Шевчук) сыграла высокая брюнетка Анастасия Микульчина. Ирина Долганова и Агния Кузнецова (сыграли Соню Гурвич) — обе кареглазые брюнетки, но с разным типом лица, из-за чего героиня в советском фильме воспринимается как лирическая, а в новом — как характерная. Кристина Асмус (исполнительница роли Гали Четвертак) вообще внешне не имеет ничего общего с сыгравшей эту роль в старой картине Екатериной Марковой. Характеры девушек тоже претерпели некоторые изменения: Женька кажется не такой дерзкой и отчаянной, в Лизе больше детской непосредственности, в Гале меньше истеричности.

Фото №2 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Лиза Бричкина: Софья Лебедева (слева) и Елена Драпеко
Фото
Интерфест и кадр из фильма

«Картину Ростоцкого я смотрела много раз, но перед съемками принципиально не стала пересматривать, — поделилась с Woman’s Day Женя Малахова. — Может быть, в каких-то сценах я повторяла Ольгу Остроумову. Помню, мы снимали эпизод, когда девушки осуждают Галину Четвертак, и Ренату кто-то показал эту сцену в советском фильме. И он сказал: „Елки-палки, я интуитивно поставил Четвертак у березы, просто захотел это сделать, а оказывается, у Ростоцкого так же!“

Мне кажется, в том фильме есть что-то наивное, присущее советскому времени. Я верю, что наше кино будет более реалистичным. В какие-то моменты мне даже сниматься было страшно до дрожи».

«Первый раз я смотрела фильм Ростоцкого маленькой и ничего не запомнила, кроме Жени Комельковой, — говорит Софья Лебедева. — У нас свежий взгляд, мы что-то делаем по-другому. Да и современные молодые люди советский фильм вообще не смотрели. А уж что Васильева никто не читал — это сто процентов.

Труднейшая сцена — когда я тонула в болоте. У меня фобия воды. Дублей было штук 12! Вся группа меня поддерживала, и это было незабываемо».

Фото №3 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Рита Осянина: Настя Микульчина (слева) и Ирина Шевчук
Фото
Интерфест и кадр из фильма

«Моя героиня — обычная девушка, которая строила планы на будущее, растила сына и любила мужа, но обстоятельства заставили ее взять в руки оружие. Я для себя определила, что Рита самая дисциплинированная из отряда, самая ответственная, бескомпромиссная и наименее эмоциональная. Играть ее было тяжело, потому что я другая, и роли мне предлагали таких безбашенных девиц. А здесь надо было все в себе держать. Но, с другой стороны, я думаю, если бы каждая из героинь была такой, как моя, у отряда появился бы шанс выжить», — мнение Анастасии Микульчиной.

Фото №4 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Соня Гуревич: Агния Кузнецова (слева) и Ирина Долганова
Фото
Кадры из фильмов

Агния Кузнецова: «Самой значимой для меня сценой была гибель Сони. Еще запомнилась сцена под водопадом (он был искусственный, созданный специально для съемок), мы купались в нем с девчонками, кричали, смеялись, это был потрясающий день.

Трудной была сцена в финале, когда героини видят, что немцев шестнадцать, а не два. Снимали ее на огромном старом вулкане, и мы ободрали о камни все ноги. Еще было сложно тонуть в болоте. Нам сделали искусственный остров. На него герои взбираются после долгого перехода по болотам, и Васков вытаскивает каждую девочку за руку. А мы были с винтовками, в гидрокостюмах, все в воде, тине, весили по 100 килограммов. Думаю, Пете было непросто. Но это было круто».

Фото №5 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Галя Четвертак: Кристина Асмус (слева) и Екатерина Маркова
Фото
Интерфест и кадр из фильма

Кристина Асмус: «Отсутствие у меня опыта владения оружием было для моей роли только в плюс. Оружейники уже на месте показывали, как правильно держать винтовку, нести ее на болоте, стрелять. Правда, моя героиня не стреляла, поэтому я обучалась для себя.

Сцену смерти моей героини сняли в один дубль. Кстати, здесь у меня тоже дебют – я впервые играла смерть в кино.

На съемки я взяла с собой маленькую дочку. На момент начала съемок ей было чуть больше шести месяцев. Вопрос, брать ее с собой или нет, даже не стоял. Во-первых, я не могу с ней расстаться, и, во-вторых, я ее кормлю. Конечно, я мама и должна максимум времени быть рядом. Но на площадку я ее, естественно, не брала. Там комары, клещи, мошки и холодно. Но работа шла по графику, я успевала уехать с площадки, покормить и опять вернуться в строй».

Немцы

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
кадр из фильма

В обоих фильмах фашисты показаны как страшная безликая сила.

— Я понимал, что смотреть наш фильм пойдут в основном молодые люди, и подумал: «Как бы они лучше всего воспринимали немцев, чтобы было страшно?» И представил орков из «Властелина колец». Такой был метафорический образ. Это орки, и чем меньше они говорят и чем больше рычат, тем лучше, — рассказывает Ренат Давлетьяров.

Фашистов в новом фильме сыграли настоящие немцы.

— Конечно, можно было обойтись без них, но я представил себе недоброжелателей, которые, если больше не до чего будет докопаться, скажут: «Где вы взяли эти лица? Это не немцы», — говорит Ренат Давлетьяров. — Решил подстраховаться и вызвал настоящих арийцев из Дюссельдорфа, актеров. До этого они никогда не были в России. Представьте себе: они прибывают в Карелию, и их селят в городе Кондопога. Потом везут в лес, и тут они видят меня, на мой взгляд, совершенно не похожего на кинорежиссера. Причем, скорее всего, я в этот момент чего-нибудь орал. Они подошли, вежливо поздоровались. Спрашиваю: «Вы слышали о системе Станиславского?» Закивали. Говорю: «Это первая система. А есть вторая». И тут смотрю: Петька Федоров по тропинке идет. Я — им: «Вот этот актер — звезда нашего кино. Но сегодня он очень плохо отработал. Сейчас увидите, что будет». Кричу Пете: «На колени!» У него с юмором все в порядке, он моментально кидается на колени и начинает чистить мне сапоги. Поднимаю глаза на немцев, чтобы увидеть их улыбки, а вижу ужас в глазах. Говорю: «Друзья, успокойтесь, мы шутим». Кстати, один из немцев был вегетарианцем, а к концу съемок подошел убежденным мясоедом. В кино есть традиция — отмечать каждый сотый кадр. Снимали так много материала в день, что поляна накрывалась каждые три дня. И это всегда совпадало с их приездом. Мне рассказали, что один из них написал в Facebook: «Я переживаю лучшие дни в своей жизни!»

Батальные сцены

Фото №6 - «А зори здесь тихие…»: снимая немцев, представляли орков
Фото
кадр из фильма

В новом фильме военные действия показаны в большем объеме.

— С зенитными установками для съемок было целое приключение, — говорит Ренат Давлетьяров. — Знаю, что Ростоцкий снимал установки 1951 года, считалось, что настоящих военных уже не существует. Но мы нашли! Угадайте, где. В воинской части в Карелии, в 20 километрах от нас. Зенитные установки 1938 года, работающие. Нам крупно повезло.

Воспоминания девушек

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
кадр из фильма

Флэшбэки в советском фильме более романтизированные, в новом — реалистичные. У Ростоцкого использован художественный прием: воспоминания девушек сняты в цвете, в то время как война показана в черно-белых красках.

— Флэшбэки у Ростоцкого решены очень политкорректно, — говорит Юрий Коротков. — А Васильев, например, совершенно однозначно в истории с Лизой Бричкиной дает понять, что она дочь раскулаченных. У меня была задача написать истории девушек, которым почти всем не за что сказать своей великой Родине спасибо. И тем не менее они ее защищают и гибнут за нее.

Сцена в бане

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
кадры из фильмов

Эпизод в бане, куда по сюжету идут девушки, в новом фильме более откровенный. Кроме того, добавился еще один эпизод с «обнаженкой» — девушки купаются в водопаде.

— Перед съемками у меня было два условия, — говорит Ренат Давлетьяров. — Первое: если я только услышу писк, что тяжело, поедете домой. Второе: не потерплю никаких истерик на сцене бани и водопада. Все согласились.

Места съемок

А зори здесь тихие 2015 кадры
Фото
kinopoisk.ru

Действие повести происходит в Карелии. Оба фильма снимались там.

— Поначалу я очень бодро вышагивал на выбор натуры, забирался в самые дикие места и топал ногой: «Здесь будем снимать!» — говорит Ренат Давлетьяров. — Но когда приехала киногруппа и мы пробирались через эти дебри с тоннами оборудования, было не до смеха.

— В Карелии очень много комаров, — вспоминает актриса Евгения Малахова. — Думаю, вся группа должна быть мне благодарна, потому что как только в лесу появлялась я, комары были на мне. И все старались держаться ко мне поближе, потому что я была как ходячий репеллент.

— В Карелии безумно красивые леса и озера, — вспоминает Софья Лебедева. — В перерывах между съемками ели морошку, собирали грибы. Два месяца, проведенных в окрестностях Медвежьегорска и Кондопоги, были для меня одними из самых счастливых в жизни.

А зори здесь тихие 2015 кадры
Сцена в болоте
Фото
кадры из фильмов

Финал

Последние сцены у фильмов разные. В советской картине спустя 30 лет Васков и его приемный сын (ребенок Осяниной) устанавливают в месте гибели девушек мемориальную доску. А в новой версии старшина принимает пополнение — пять девушек.