5 мая 2019 года в результате пожара на борту самолета Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево погиб 41 человек.

На фоне трагедии в обществе началась паника, а в социальных сетях стали появляться сообщения об участившихся случаях подобных плачевных ситуаций в столичных аэропортах. Но на самом деле катастрофы непосредственно на московских аэровокзалах за 60 лет случались семь раз.

Авиакатастрофы, произошедшие в московских аэропортах за 60 лет
Фото
Monty Rakusen/Getty Images

23 октября 1959 года

Самолет Ил-14 Азербайджанского управления выполнял рейс по маршруту Баку – Москва с промежуточными посадками в Махачкале, Астрахани и Сталинграде.

В 14:20 борт вылетел во Внуково, но аэропорт закрылся по метеоусловиям, и самолет вернулся в Сталинград. В 18:50 экипаж произвел повторный взлет.

В 22:10 на подлете к Внуково в условиях низкой облачности самолет в 700 метрах от посадочной полосы задел деревья, упал в лес, разрушился и сгорел. Пять членов экипажа и 23 пассажира погибли. Выжил, но получил тяжелые травмы только один человек.

26 сентября 1960 года

Самолетом Vickers 837 Viscount Австрийских авиалиний выполнял рейс 901 по маршруту Вена – Варшава – Москва. На борту находились 6 членов экипажа и 31 пассажир. Борт должен был приземлиться в Шереметьево в 21:45, но около 21:40 во время захода на посадку оказался в 20 метрах над землей, зацепив при этом верхушки деревьев. Самолет потерял скорость, врезался в лес, промчался через деревья и разрушился.

Выжили только стюардесса и 5 пассажиров.

После изучения обломков австрийские наблюдатели пришли к выводу, что экипаж до самого момента столкновения с деревьями был уверен в правильной высоте полета. Такое ошибочное мнение могло появиться из-за отказа одного из двух высотомеров, но, поскольку механизм приборов оказался разрушен, точная причина катастрофы так и не установлена.

28 ноября 1972 года

Авиакатастрофы, произошедшие в московских аэропортах за 60 лет
Фото
mevans/E+/Getty Images

Самолет Douglas DC-8−62 японской авиакомпании Japan Airlines, выполнял рейс из Москвы в Токио. В 19:50 борт с 62 пассажирами и 14 членами экипажа начал разбег по полосе и оторвался от земли в Шереметьево. Поднявшись до 100 метров, лайнер начал быстро терять высоту, и уже через минуту ударился о землю хвостовой частью фюзеляжа, после чего разрушился и загорелся.

Погибли 52 пассажира и 9 членов экипажа, 15 человек выжили.

Согласно заключению комиссии, расследовавшей трагедию, экипаж неожиданно вывел самолет на закритические углы атаки, в результате чего произошло быстрое падение скорости, подъемной силы и высоты.

4 декабря 2010 года

Самолет Ту-154М авиакомпании «Авиалинии Дагестана» в 14:08 вылетел из Внукова в Махачкалу, но вскоре, в 14:22, экипаж доложил об отказе двигателей. По предложению диспетчера лайнер был направлен на вынужденную посадку в ближайший аэропорт Домодедово.

В сложных метеоусловиях рейс произвел жесткую посадку в 88 метрах правее взлетной полосы, выкатился на боковую полосу безопасности, столкнулся с неровностью рельефа и разрушился.

На борту находились 163 пассажира и 9 членов экипажа. 83 человека получили травмы, двое пассажиров, находившиеся в переднем салоне (брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и Роза Гаджиева, мать Гадиса Гаджиева, судьи Конституционного суда РФ) погибли.

После проверки происшествия авиакомпанию South East Airlines лишили права заниматься воздушными перевозками. Командира рейса Закорже Закоржаева судили за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и приговорили к 3 годам лишения свободы условно с взысканием 300 000 рублей по гражданскому иску одной из потерпевших.

29 декабря 2012 года

Авиакатастрофы, произошедшие в московских аэропортах за 60 лет
Фото
Linas Krisiukenas / EyeEm/Getty Images

Лайнер Ту-204−100B авиакомпании Red Wings Airlines выполнял перегоночный (без пассажиров) рейс по маршруту Пардубице – Москва.

Самолет вылетел из аэропорта Пардубице с 3 пилотами и 5 бортпроводниками на борту.

В 16:32:08 лайнер на скорости 215 км/ч выкатился за пределы взлетной полосы Внуково, пробил ограждение аэропорта, пересек глубокий кювет между ограждением и Киевским шоссе, врезался в него и разрушился. Часть обломков вылетела на автомобильную трассу и перекрыла движение. Левое крыло оторвалось, а правый двигатель загорелся.

В результате падения самолета погибли пять человек, пострадали четверо, в том числе водитель проезжавшего автомобиля.

Одной из причин трагедии стали неверные действия экипажа.

20 октября 2014 года

Самолет Dassault Falcon 50EX, принадлежал частному лицу и находился в операционном лизинге у французской компании Unijet. В 23:57 в аэропорту Внуково лайнер при разбеге столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной, разрушился и загорелся.

На борту находились четыре гражданина Франции: два пилота, бортпроводник и главный управляющий крупной нефтегазовой компанией Total Кристоф де Маржери. Все погибли.

Спустя два года комиссия завершила расследование причин катастрофы. Обвинения были предъявлены водителю снегоуборочной машины, ведущему инженеру аэродромной службы аэропорта, руководителю полетов, диспетчеру и диспетчеру-стажеру.

5 мая 2019 года

Авиалайнер Sukhoi Superjet 100, следовавший по маршруту Москва – Мурманск, совершил аварийную посадку на взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево. По одной из версий, борт вынужденно приземлился из-за того, что на взлете в него попала молния и произошло отключение электронных систем.

Самолету удалось сесть только со второй попытки. При жесткой посадке у него были разрушены баки и произошел разлив топлива, а впоследствии загорелись двигатели и хвостовая часть воздушного судна.

На борту в этот момент находилось 78 человек, из которых 73 пассажира и пять членов экипажа. Эвакуация началась сразу же, а возгорание было ликвидировано в течение 18 минут. Но, несмотря на все принятые меры, в результате трагедии погиб 41 человек. Следственный комитет России возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта и устанавливает причины произошедшего.