Двойники знаменитостей от Элисон Джексон - маэстро художественной фальсификации

двойники знаменитостей
двойники знаменитостей

Авиабилеты до столицы Намибии города Виндхук никогда не пользовались таким спросом, как в мае этого года. Сотни репортеров с озабоченными лицами и фотокамерами чудовищных размеров были готовы наполнить собою воздушные суда и отправиться в долгое путешествие к южной оконечности Черного континента. Раньше столь масштабные перемещения представителей. И были связаны либо с военными конфликтами и катастрофами, либо со спортивными и культурными мероприятиями. Теперь же достаточно, чтобы какой-то намибийский политик неосторожно обмолвился, что Анжелина Джоли собирается рожать в его стране, и целая армия папарацци срывается с места и мчится за тридевять земель. Но игра стоит свеч, потому что каждый снимок «мистера и миссис Смит» с их новорожденной дочуркой озолотит расторопного фотографа. Драматизм ситуации в том, что счастливые обладатели билета до Виндхука совершенно не уверены в правильности выбранного маршрута: ходят слухи, что Джоли забронировала отдельную палату в Американском госпитале в Париже, а по другим сведениям, ее ждут в одной из частных клиник Малибу, а то и вовсе в Аддис-Абебе. В общем, есть от чего прийти в отчаяние.

ЧТО-ТО ТУТ ЯВНО НЕ ТАК: ВОЛОСЫ У БРЭДА ПИТТА СЛИШКОМ ТЕМНЫЕ, А У АНЖЕЛИНЫ ДЖОЛИ ПОДОЗРИТЕЛЬНО ТОНКИЕ ГУБЫ.

Однако агония выбора длится недолго. Как гром среди ясного неба выходит французский ELLE, обложку которого украшает репортажная фотография Джолипиттов с младенцем. Нет, подождите, это просто невозможно! Анжелина разрешилась раньше срока? Или это массовая галлюцинация? Или... или фальшивка, липа? Фото нечеткое, с заметным зерном — то ли действительно снимали впопыхах, то ли специально ухудшили качество изображения на компьютере, маскируя постановочную съемку под удачно подсмотренный момент. Да, что-то тут явно не так: волосы у Питта слишком темные, а у Джоли губы подозрительно тонкие. Похоже, двойники. Неужто несносная Элисон Джексон снова всех одурачила?

Ну конечно же, это ее работа. Маэстро художественной фальсификации просто не могла пройти мимо назойливой шумихи вокруг «самого ожидаемого звездного ребенка».

Двойники знаменитостей от Элисон Джексон

И хотя обычно жертвами ее творчества становятся британские знаменитости, для маленькой Бранжелины фотограф сделала исключение: с детьми у Элисон особые отношения, ведь именно благодаря одному так и не рожденному малышу она стала известной.В 1999 году, уже после гибели леди Дианы и Доди Аль-Файеда, Джексон опубликовала серию их черно-белых фотографий, на которых счастливая пара играла со своим милейшим карапузом. Несмотря на очевидную невероятность этой сцены, сами снимки смотрелись вполне достоверно: отменная работа стилистов, очень похожие модели плюс отчаянное желание миллионов людей верить в то, что сказка о прекрасной принцессе закончилась именно так, а не в залитом кровью парижском тоннеле. Успех работ Элисон Джексон во многом обусловлен умением художницы играть с фантазиями, желаниями и ожиданиями аудитории. Сами знаменитости ей интересны постольку поскольку. Скорее Элисон волнует феномен звездности, жажда публики знать мельчайшие подробности из жизни звезд, которые выполняют теперь ту же мифологическую функцию, что и боги в античном мире.

Двойники знаменитостей от Элисон Джексон

Английская королева в уборной читает газету, а обнаженный принц Уильям примеряет перед зеркалом ее корону и мантию, Камилла по-хозяйски устроилась на троне, Дэвид Бэкхем с гордостью рассматривает свой зад, на котором большими готическими буквами вытатуировано Beck, Тони Блэр подставляет спину, помогая Джорджу Бушу забраться в седло — все эти фото, сделанные безжалостной рукой Джексон, вполне предсказуемые фантазии на тему скрытой от глаз звездной жизни. И все эти снимки безукоризненны по стилю, антуражу и отрепетированной естественности. Да, репетиции каждой такой сцены длятся порой часами. Художница скрупулезно подбирает двойников, среди которых есть и профессиональные модели, и провинциальные актеры, и просто люди с улицы. К тому же на Элисон работает целая команда стилистов, визажистов и костюмеров, а уже готовый кадр подвергается компьютерной обработке, которая делает его неотличимым от типичной папарацци-продукции.

ПРИНЦ УИЛЬЯМ, ПРИМЕРЯЮЩИЙ КОРОНУ, ЛЕДИ КАМИЛЛА НА ТРОНЕ — ВСЕ ЭТО ДЕЛО РУК ДЖЕКСОН.

Вымысел вплотную приближается к реальности, становится ею, затмевает ее. Конечно, можно относиться к работам Джексон как к очередной постмодернистской игре, однако эту игру нельзя назвать дешевой или бессмысленной. По большому счету Элисон ставит под сомнение достоверность фотографии как таковой. Мы ведь привыкли воспринимать снимок как документ, остановленное мгновение реальной жизни, а тут Усама бен Ладен разъезжает по центру Лондона в даблдекере или тренер английской сборной Свен-Горан Эрикссон массирует ноги Руни и Бэкхему.

Само собой разумеется, папарацци Джексон не жалуют. Мало того что она под них беспардонно мимикрирует, так еще и все время норовит лишить «законного» куска хлеба. Выходка с фотографиями новоиспеченных родителей Джоли и Питта только подлила масла в огонь. Конечно, снимки липовые, но, во-первых, такой фальшстарт лишил новизны еще не состоявшийся факт, а во-вторых, шансы сделать живые фото Анжелины, кормящей малышку грудью, или Брэда, меняющего дочурке подгузник, близки к нулю. То есть соперничать с Джексон на равных ни один желтый репортер не в состоянии.

Двойники знаменитостей от Элисон Джексон

Кто может снять, как принц Чарлз рисует в саду обнаженную Камиллу, или добыть фотографию юного Тони Блэра, отплясывающего в одних трусах? Только она. Короче говоря, мало папарацци других проблем, так тут еще Элисон с ее художествами! А жизнь бульварного фотографа действительно не сахар. То и дело какой-нибудь Джонни Депп съездит по физиономии (на Запа- де драчливую звезду нет-нет да и привлекут к ответственности, а у нас так называемые администраторы артистов, регулярно поколачивающие фотобратию, ничего, кроме прибавки к зарплате, за свои подвиги не получат). Или какой-нибудь Арнольд Шварценеггер подготовит закон, ограничивающий свободу фоторепортеров. Но риск оказаться в больнице или на скамье подсудимых — издержки производства. Таковы принятые всеми правила игры. А вот конкуренция со стороны любителей, которые снимают випов на мобильные телефоны, а потом продают бульварным изданиям, или фотохудожников, балующихся псевдореальными инсценировками — это страшно раздражает. Элисон Джексон любит раздражать. А также смешить, удивлять и заставлять задумываться.