Елена Шуварина: «Мои любимые подростки»
Фото
Архив пресс-службы

Подростковый возраст – сложнейший период в жизни каждого человека. С началом физических изменений в теле 12−15-летнего человека происходит бурный гормональный всплеск, что влечет за собой не только значительную перестройку организма, но и кардинальные изменения в психоэмоциональной сфере. Нередко родители в этот период буквально перестают узнавать своего ребенка: еще вчера рядом с вами жил милый и послушный малыш – и вдруг он грубит, дерзит, превращается в стеснительного, неуверенного в себе и своих способностях, а подчас и просто непредсказуемого «незнакомца».

Что делать: пытаться давить на сына или дочь своим родительским авторитетом или, наоборот, потакать всем его или ее капризам из-за опасения еще больше усугубить ситуацию? Прежде всего – любить своего ребенка, принимать его таким, каков он есть, стараться понять его, советует Елена Шуварина, арткоуч, мультимодальный арт-терапевт, руководитель Центра развития семьи «Дом Радости», создатель тренингового центра «PLAYART территория творчества». «Взросление – это очень сложно. Вместе с перестройкой собственного тела у подростка меняется восприятие мира, а это очень тяжело. Многие ребята в этот период уходят в себя, в свои внутренние ощущения, переживают обесценивание самих себя и всего мира вокруг. Очень часто у подростков страдают межличностные контакты, рушатся отношения с друзьями, учителями, родителями», – поясняет Елена.

Елена Шуварина: «Мои любимые подростки»
Фото
Архив пресс-службы

К сожалению, традиции, сложившиеся в отечественной педагогике, не слишком хорошо помогают подросткам преодолеть непростой отрезок их жизни. Очень часто с проблемами «тинейджеров» пытаются бороться только одним способом – запретами, что, безусловно, способ далеко не лучший. А ведь именно на этот возраст приходится еще и такое сложнейшее испытание, как выпускные школьные экзамены, и далее – выбор профессии, поступление в вуз… Можно по-разному относиться к ЕГЭ, но нельзя не признать: эта система далеко не лучшим образом сказывается на морально-психологическом состоянии подростков.

«Все дело в том, что на протяжении многих лет наша педагогика основывается на жесткой оценочной системе, – рассказывает Елена Шуварина. — Подростков, которым и без того тяжело справляться со своими мыслями и чувствами, постоянно загоняют в жесткие рамки. На оценивании строится даже дополнительное образование: в музыкальной, художественной, спортивной школе – ребенок повсюду подвергается оценке. Оценивается даже искусство! Неудивительно, что с окончанием безоблачного детства и наступлением подросткового возраста ребята теряют веру в себя и людей».

Елена Шуварина: «Мои любимые подростки»
Фото
Архив пресс-службы

Так можно ли помочь подросткам справиться с их проблемами? Можно. Но для этого необходимо создать пространство для свободного самовыражения, мягкую, комфортную, а главное – безоценочную среду. И если в жизни взрослеющего человека появляется место, где он может раскрыться и быть самим собой – за такого человека и его будущее можно быть абсолютно спокойным. Тренинговый центр «PLAYART территория творчества» – именно такое место.

«Групповые тренинги в безопасной безоценочной среде, в атмосфере полного принятия и любви помогают подросткам лучше понять себя, и это самое важное. И это важно не только для душевного спокойствия, но и для таких практических вещей, как, например, определение будущей профессии. Освобождаясь от опасения быть непонятыми или понятыми неправильно, от страха подумать, сделать, поступить неверно, они начинают понимать, к чему тянется их душа, какое дело может стать их выбором на всю жизнь», – говорит Елена Шуварина.

Елена Шуварина: «Мои любимые подростки»
Фото
Архив пресс-службы

Слова Елены основываются на ее собственном опыте: вместе со своей командой она провела уже не один тренинг для подростков, и ей всегда удается найти с ними общий язык. И даже старшеклассники из школы-интерната, то есть те, кого принято называть «трудными подростками», в ходе таких тренингов «оттаивают», охотно идут на контакт, с удовольствием участвуют в совместном творчестве. А еще – делятся с арт-коучем своими дальнейшими планами: кто-то мечтает научиться играть на гитаре, кто-то снимать интересное видео… То есть, общаясь с человеком, которому небезразлично то, что с ними происходит, подростки обретают именно то, чего им так не хватает – принятие самих себя и веру в свои силы.

И это новое состояние души помогает ребятам лучше воспринимать учебный материал в школе, им становится проще сдавать все те же ЕГЭ, которых они боялись еще вчера. Кроме того, в условиях группового тренинга каждый подросток может видеть, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях: рядом его ровесники, которые испытывают нечто похожее. А ведь это очень дорогого стоит, когда к человеку – будь то ребенок, взрослый и особенно подросток – приходит чувство, которое можно выразить словами: «Я не один в этом мире»…

Занятия в тренинговом центре «PLAYART территория творчества» проходят по адреску: г. Пенза, ул. Карпинского 40а, 3-й этаж йога-центр «Сфера» (ост. Рембыттехника). Телефон 306−552.