Эмоциональное обслуживание: как перестать жить в ущерб себе

Просыпаетесь, наспех завтракаете, бежите в метро (вчера были такие пробки, что машину пришлось оставить на автостоянке), дежурно улыбаетесь секретарше, потом мило беседуете с коллегами. Постоянно в голове крутится: «Как угодить учительнице дочки, чем порадовать маму, как поздравить начальника». А как хочется подумать о себе любимой! Если вам это знакомо, то нужно срочно бороться с эмоциональным обслуживанием.

Для начала нужно разобраться, что такое эмоциональное обслуживание. Есть простое определение. Любые действия, совершаемые человеком против его воли, чтобы угодить другому, называют эмоциональным обслуживанием. При этом не учитываются ни личные интересы, ни собственные желания, а на первом месте стоит лишь готовность быть удобным, угодить, обрадовать.

Эмоциональное обслуживание в детстве

Вспомните, как родители заставляли вас пойти поздороваться вон с тем дальним родственником, улыбнуться и обязательно о чем-нибудь поговорить. «Как не хочешь? А ну-ка быстро, ты же воспитанный ребенок!» – отчитывала мама. Как послушная дочка, стиснув в руках плюшевого зайчика, вы подходили к чужому дяде и, опустив голову, выдавливали из себя дежурное «Здрасьте».

Фото
Getty Images

А чудесные школьные годы. Вас посадили за одну парту с одноклассником, с которым нет ни малейшего желания общаться. Все знают, что он задира, вечно ковыряет в носу и в принципе неприятный тип. Но все взрослые, учителя, родители твердят одно, как попугаи: «Не отсаживайся от него! Пообщайся с ним! Он хороший мальчик, а его родители как-то подвезли тебя до дома, помнишь?» Простые правила вежливости? А вот и нет, самое настоящее эмоциональное обслуживание.

Эмоциональное обслуживание в семье

Испокон веков от женщины ждут «погоды в доме». Вы собрались замуж, и все вокруг начинают твердить: «Женщина – это очаг семьи. Женщина должна встречать мужа с работы, улыбаться и создавать комфортную обстановку для всех. Именно женщина должна помочь мужчине добиться успеха. И именно она – самый отзывчивый и приветливый человек».

Этих «должна» накапливается так много, что через пару лет брака жена превращается в робота, стабильно выполняющего свои запрограммированные обязанности. И вот муж зовет друзей, а заботливая жена без напоминания готовит ужин, убирает квартиру, а потом еще и уезжает к подруге с дочкой, чтобы не мешать мальчикам отдыхать. Ей кажется, что это нормально, это забота о любимом мужчине. Подруга же грубо отчитывает некогда веселую одногруппницу: «Ты попала в рабство! Какое право он имеет требовать каких-то навыков жены? Каждый человек должен жить так, как ему хочется! Нет настроения готовить – закажи в ресторане! А вообще-то и мужчинам не помешало бы иногда постоять часок у плиты».

Эмоциональное обслуживание на работе

Результат высоких продаж и основа успешного бизнеса – это тоже эмоциональное обслуживание. «Только улыбайся!» – правило всех работников торговли и сферы услуг. Нагрубили, оскорбили – все равно улыбайся. О личных переживаниях тоже нужно забыть на время трудового рабочего дня. Надеваете приветливую маску и идете предлагать новинки продаж, желать хороших покупок и произносить стандартное «Ждем вас снова!». Иначе тайный покупатель обрушит весь премиальный фонд.

Фото
Getty Images

В офисах тоже витает эмоциональное обслуживание. Трудно понять, где искренность, а где желание угодить. Вы держитесь за эту работу, поэтому принимаете условия начальника-самодура, весело обсуждаете с коллегой ее новую прическу, а другой сослуживице даете рецепт пирога. Вы – часть коллектива, поэтому должны всем улыбаться, мириться с наглостью и молча проглатывать обиду. От вас ждут спокойствия, любезности и дружелюбия, и любой сбой в системе воспринимается как агрессия.

Как избежать эмоционального обслуживания?

Научитесь эмоционально обслуживать себя любимую. Вырвите из ежедневника лист и составьте список желаний. Чем больше, тем лучше. Это может быть как маленькая прихоть в виде любимых конфет, так и заветная мечта детства – покататься в Индии на слоне. Ничего невозможного нет! Главное – чаще прислушиваться к себе.

Берегите эмоции и время! Пустые разговоры, дежурные фразы – все это отнимает только силы и энергию. Вы провозились полдня с ребенком начальницы, устали и собственному малышу забыли почитать сказку перед сном. Выбирайте тех, кто вам дороже и ближе, с кем приятно общаться, от кого получаете положительную энергию. Грош цена отношениям, где царит эмоциональное обслуживание.

От вас ждут спокойствия, любезности и дружелюбия. Любой сбой в системе воспринимается как агрессия

Представьте другого на собственном месте. Этот человек сделает нечто подобное для вас? Если нет, то зачем его эмоционально обслуживать. Представьте, вы – официант, а он – клиент, который постоянно устраивает драки в ресторане и не оставляет чаевых. Совсем скоро такого посетителя включат в черный список.

Есть такое слово «нет», без оправданий. Отказывать – не самое приятное действие. Ради душевного спокойствия нужно уметь отвергать просьбы коллег и родных. Делать это надо спокойно, здраво анализируя ситуацию. Допустим, у вас назначена встреча с любимым мужчиной. Внезапно позвонила мама и попросила помочь ей убрать квартиру к Пасхе. Уборка и ужин несовместимы, но из любой ситуации есть выход: попросить помочь маме кого-нибудь из родственников, нанять клининговое агентство и т. д. Пообещайте маме, что Светлое воскресенье обязательно встретите с ней.

Снимайте маски. Нельзя все время скрывать эмоции. Особенно этого ни в коем случае нельзя делать с близкими людьми. Будьте искренними! Это ценится больше, чем театральность.

Не делайте ничего ради одобрения. В школе часто дети учатся для того, чтобы порадовать родителей. Зачем? Такие знания не принесут никакой пользы в будущем. Все что неинтересно быстро забывается. Забудьте предлог ради. Все нужно делать для себя, а не ради кого-то и чего-то.

Материалы по теме

Комментарии

0