Это надо видеть!

1. «Дом у водопада», Пенсильвания, США (1935)

Загородный дом, спроектированый Фрэнком Ллойдом Райтом для семьи бизнесмена Эдгара Кауфмана, считается каноническим образцом органической архитектуры. В основе этого необычного проекта лежит идея гармонии между человеком и природой, волновавшая лучшие архитектурные умы в первой половине ХХ века. Здание возвышается над водопадом; его многоярусная бетонная конструкция воспроизводит форму каменных уступов, по которым стекает водный поток.

Открыто ежедневно, кроме понедельника, некоторых государственных праздников и профилактического перерыва с января по февраль (т. +1 72 4329 8501; www.fallingwater.org).

Это надо видеть!

2. Дом-музей Сезара-Манрике, Лансароте, Испания (1968)

Самый удачный образец «пещерной» архитектуры. Скульптор и архитектор Сезар Манрике считается основоположником испанского абстракционизма. Он также прославился своим умением органично «встраивать» здания в окружающую среду. Будучи человеком весьма экстравагантным, свою собственную резиденцию он обустроил внутри окаменевшего потока лавы, используя в качестве комнат естественные пустоты. Необычный проект оказался тем не менее весьма жизнеспопобным: Манрике обитал здесь с 1968 по 1992 год.

Открыто ежедневно (т. +34 9 2884 3138; www.cesarmanrique.com).

3. Павильон «Барселона», Барселона, Испания (1929)

Это простое по форме здание было спроектировано Людвигом Мис ван дер Роэ к Международной выставке в Барселоне. Правда, оригинальную версию павильона демонтировали вскоре после закрытия выставки. Так что сегодня туристам приходится довольствоваться его точной копией, воссозданной на том же месте, где прежде стоял подлинник. Строгая геометрия, обилие естественного света, отсутствие явной границы между интерьером и экстерьером — творение Мис ван дер Роэ до сих пор является эталоном модернистской архитектуры. Открыто ежедневно (т. +34 9 3423 4016; www.miesbcn.com/en/foundation.html ).

Это надо видеть!

4. Мастерская Бранкузи, Париж, Франция(1992—1996)

Судьба этого сооружения весьма драматична. Оно было построено всего за год до смерти скульптора, который завещал свои работы Франции — при условии, что они навсегда останутся в стенах мастерской. Однако спустя всего несколько лет здание было снесено в процессе полной реконстукции района, где оно находилось. Последняя воля Бранкузи была исполнена лишь в середине 90-х годов, когда по инициативе архитектора Ренцо Пьяно студию восстановили в прежнем виде, но уже на новом месте. Теперь она стоит на площади напротив Центра Помпиду. Открыто ежедневно, кроме вторника и 1 мая (т. +33 1 4478 1233; www.centerpompidou.fr).

Это надо видеть!

5. Отель Parco Dei Principi, Сорренто, Италия (1962)

Эта пятизвездочная гостиница, оформленная культовым итальянским архитектором и дизайнером Джио Понти, стала настоящим гимном синему цвету. Ее интерьеры действуют так же освежающе, как погружение в лазурные воды Средиземного моря. Чтобы не пропустить самое главное, внимательно смотрите под ноги — для отделки пола Понти использовал плитку 30 видов в разных комбинациях.

Открыто круглый год (т. +39 8 1878 4644; www.hotelparcoprincipi.com).

Это надо видеть!

6. Аудиторио, Санта-Круз, Тенерифе, Испания (2003)

Оперный театр, спроектированный Сантьяго Калатравой, уже успел стать одной из главных достопримечательностей Канарских островов. Как и в других своих проектах, испанский архитектор работал на стыке архитектуры и инженерного дела. Результат получился ошеломляющим — снаружи бетонное здание накрыто гиганским белым навесом (местные жители уже успели окрестить его волной). Обязательно зайдите внутрь, даже если вы не интересуетесь оперным искусством, — интерьер концертного зала с подсвеченными рельефными стенами не оставит вас равнодушным. Кассы театра работают ежедневно (т. +34 9 2256 8600; www.auditoriodetenerife.com).

Это надо видеть!

7. Каса Асуль, Мехико, Мексика (1904)

Художница Фрида Кало родилась, выросла и прожила всю жизнь в «Голубом доме», построенном ее отцом. Особняк по-прежнему полон ее вещей: древние идолы и маски, национальные костюмы, украшения, скелеты из папье-маше и картины хозяйки, ее мужа Диего Риверы, а также Пауля Клее и Ива Танги. Прогулка по выкрашенным во все цвета радуги комнатам, выходящим во внутренний дворик, позволяет почувствовать, чем жила Фрида Кало и чем она вдохновлялась. Открыто со вторника по воскресенье (т. +52 5554 5999; www.museofridakahlocasaazul.org).

Это надо видеть!

8. Музей Современного Искусства, Нитерой, Бразилия (1996)

Музей, спроектированный Оскаром Нимейером, относительно нов, но история его создания уже овеяна легендами. Самую невероятную версию представил в своем фильме «Oscar Niemeyer, an architect committed to his century» режиссер Марк Генри Вайнберг: Нимейер парит над Рио на летающей тарелке, которая в момент приземления превращается в музей. Место для посадки архитектор выбрал идеальное: здание высится на скалистом уступе над пляжем, его главный фасад обращен к бассейну в форме цветка, а добраться сюда можно по дороге, напоминающей широкий росчерк пера. Открыто ежедневно, кроме понедельника (т. +55 21 2620 2400; www.macniteroi.com.br).

Это надо видеть!

9. Деревня Портмейрион, Уэльс, Великобритания (1925—1975)

Одно из самых посещаемых туристами мест в Англии. Строительству этой курортной деревушки Кло Уильямс-Эллис отдал 50 лет жизни, а взамен получил одни плевки. Критики не раз упрекали его в плагиате, называя Портмейрион уменьшенной копией итальянского города Портофино. Но архитектор обвинения отвергал и говорил, что старался воссоздать собирательный образ Италии. Постоянных обитателей в деревне нет — она функционирует в режиме гостиничного комплекса. Открыто круглый год (т. 01766 770000; www.portmeirion-village.com ).

Это надо видеть!

10. Капелла Нотр-Дам-Дю-О, Роншан, Франция (1955)

Эту капеллу Ле Корбюзье построил на месте церкви, разрушенной во время Второй мировой войны, используя в качестве материала бетон и обломки прежнего здания. Капелла с ее причудливыми плавными очертаниями считается первой ласточкой постмодернизма и одним из лучших образцов современной культовой архитектуры. Открыто круглый год (т. +33 3 8420 6513; www.galinsky.com/buildings.ronchamp).

Это надо видеть!

11. Вилла Малапарте, Капри, Италия (1938)

Одно из самых противоречивых явлений в истории современной архитектуры. Критики до сих пор спорят о том, что это: бред сумасшедшего или гениальное творение. Построенная по проекту хозяина — журналиста и писателя Курцио Малапарте* — вилла высится на скале, врезающейся в залив Салерно. Добраться до нее можно либо пешком, либо по морю. После смерти хозяина в 1957 году вилла пустовала и сильно пострадала от вандалов. Восстановить ее удалось лишь в 90-х годах стараниями Николло Розитани, племянника Малапарте. Осмотреть особняк можно только снаружи.

Это надо видеть!

12. Дом Шиндлера, Лос-Анжелес, США (1922)

Выходец из Австрии Рудольф Шиндлер построил этот дом для собственных нужд, однако спроектировал его как жилище для двух семей с общей кухней. Другой особенностью здания стала размытая граница между интерьером и экстерьером. Эта революционная идея получила развитие в следующих работах австрийца (на его счету более 400 проектов, 150 из них реализованы), которого считают родоночальником калифорнийской архитектурной школы. Открыто круглый год со среды по воскресенье (т. +1 32 3651 1510; www.makcenter.org)

Это надо видеть!

13. Вилла Майреа, Ноормаркку, Финляндия (1939)

При строительстве этого дома великому финскому архитектору Альвару Аалто была предоставлена полная свобода. Он не преминул ей воспользоваться и соединил в одном проекте, казалось бы, несоединимые вещи: финскую национальную, классическую и модернистскую традиции. Связующим элементом между ними стали любимые Аалто природные материалы. Посещение по записи (т. +35 81 0888 4460; www.alvaraalto.fi).

Это надо видеть!

14. Храм света, Осака, Япония (1989)

За это здание японский архитектор Тадао Андо получил в 1995 году премию Притцкера. От традиционных церквей оно отличается так же, как модернистский особняк — от дворцового комплекса. Стены и крыша культового сооружения сложены из отполированных бетонных блоков и лишены какого-либо декора. Пространство озарено ярким солнечным светом, который пробивается сюда сквозь гигантское крестообразное отверстие в стене, расположенное за алтарем. Посещение по записи (т. +81 7 2627 0071; www.galinsky.com/ buildings/churchoflight).

Это надо видеть!

15. «Стеклянный дом», Нью-Ханаан, Коннектикут, США (1949)

Этот дом Филип Джонсон спроектировал на заре своей архитектурной карьеры, за семь лет до строительства знаменитого небоскреба Seagram Building*. Название коттеджа очень точно отражает его главную особенность — он действительно целиком и полностью (не считая металлического каркаса) построен из стекла, а потому абсолютно прозрачен. Дело не в эксгибиционистских наклонностях архитектора — просто Джонсон был убежден, что красивый ландшафт может успешно заменить собой обычные стены из кирпича или бетона. Усадьба архитектора, умершего в 2005 году, открылась для туристов недавно. Помимо собственно дома, здесь можно увидеть картины и скульптуры работы бывшего хозяина. Посещение по записи (т. +1 20 3594 9585; www.philipjohnsonglasshouse.org).

Это надо видеть!

16. Дом Имсов, Калифорния, США (1949)

Здание, ставшее одним из главных символов современной архитектуры, было спроектировано Рэй и Чарльзом Имс в рамках проекта «дешевое жилье». Дом, состоящий из стальных раздвижных рам, устроен настолько просто, что его сборка заняла всего несколько дней. Впрочем, примечателен он не только своими конструктивными особенностями — именно здесь на протяжении тридцати лет располагалась творческая лаборатория, где чета дизайнеров разрабатывала свои самые знаменитые объекты. Посещение по записи (т. +1 31 0459 9663; www.eamesfoundation.org).

Это надо видеть!

17. Вилла Моллино, Турин, Италия (достроена в 1968)

Этот дом прославился прежде всего благодаря своему эстравагантному хозяину. Карло Моллино был человеком поистине неутомимым. Архитектор и дизайнер мебели, фотограф и писатель, пилот-ас и лыжник — он бесконечно расширял круг своих интересов и менял сферу деятельности. В 1960 году Моллино купил этот дом XIX века, стоящий на берегу реки в его родном Турине, и целых восемь лет работал над реконструкцией, однако жить здесь он так и не стал. Хозяин бывал на вилле лишь наездами и использовал ее главным образом как фотостудию. Ходят слухи, что Моллино, увлеченный мистикой и древнеегипетской мифологией, планировал устроить в доме свою усыпальницу. Посещение по записи (т. +39 1 1812 9868; casamollino@libero.it).

Это надо видеть!

18. Дом Альвара Аалто, Хельсинки, Финляндия (1936)

Дом, который построил отец финского функционализма Альвар Аалто вместе со своей женой Айно, долгое время служил им одновременно и жилищем, и студией. Работа и досуг были разделены на конструктивном уровне: под офис выделено отдельное крыло, сложенное из кирпича, выкрашенного белой краской; для жилой части архитекторы использовали теплое мореное дерево. Внутри — простор, обилие света, простая функциональная мебель, которую выпускала (и продолжает выпускать) основанная Аалто марка Artek. Сейчас дом превращен в музей, где, помимо прочего, хранится необъятный архив архитектора. Открыто ежедневно, кроме понедельника и профилактического перерыва с декабря по январь. Посещение по записи (т. +35 85 0354 1404; www.alvaraalto.fi).

Это надо видеть!

19. Отель «Ле Корбюзье», Марсель, Франция (1952)

Взявшись за проектирование многоэтажного комплекса «Жилая единица», Ле Корбюзье рассчитывал спасти перенаселенный Марсель. Свой устремленный ввысь проект он окрестил «вертикальной деревней». На третьем этаже комплекса, открывшегося в 1952 году, архитектор обустроил гостиницу, которая принимает постояльцев и по сей день. Комнаты с бетонными стенами обустроены по-спартански. Зато на крыше имеется терраса, откуда постояльцы могут насладиться видами города. Кстати, за пребывание в этом памятнике архитектуры просят всего 80 евро в сутки (т. +33 4 9116 7800; www.hotellecorbusier.com)

Это надо видеть!

20. Уиллоу-Роуд, дом 2, Лондон, Англия (1938)

Дом архитектора и дизайнера Эрно Голдфингера в Хемпстэде, где он прожил до своей смерти в 1987 году, справедливо считается одним из лучших образов британского модернизма. Он был построен по образу и подобию английских домов террасного типа XVIII и XIX вв., но с использованием современных материалов. Интерьер сохранился в первозданном виде. Особого внимания заслуживают винтовая лестница, сконструированная датским инженером Ове Арупом, и коллекция современного искусства, включающая работы британской художницы Бриджет Райли и француза Марселя Дюшана. Открыто с 3 марта по 24 ноября (т. +44 01494 755570; www.nationaltrust.org.uk ).