фильмы про города
фильмы про города
Фото
Кадр из фильма «Гавана, я люблю тебя»
фильмы про города
фильмы про города
Фото
Кадр из фильма «Гавана, я люблю тебя»

Кино, я люблю тебя

В 2012 году в российский прокат вышел новый киноальманах «Гавана, я люблю тебя», посвященный столице Кубы. Фильм является стилистическим и жанровым продолжением культовых картин «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Если вы их еще не посмотрели, обязательно сделайте это, и хотя актерский и режиссерский составы «Гавана, я люблю тебя» не столь внушительны, как у его предшественников, однако все равно довольно любопытны. Так, актер Бенисио дель Торо, по слухам, занятый на съемках фильма «Сатори» вместе с Леонардо Ди Каприо, нашел время срежиссировать один из эпизодов альманаха, а знаменитый режиссер Эмир Кустурица отвлекся от работы над книгой о Достоевском и выступил в своем привычном, но не слишком успешном амплуа актера. Из других знаменитостей, принявших участие в работе над фильмом, стоит отметить звезду «Бесславных ублюдков» (Inglourious Basterds) Даниэля Брюля (Daniel Brühl) и молодого актера Джоша Хатчерсона (Josh Hutcherson), засветившегося в детской сказке «Мост в Терабитию» (Bridge to Terabithia).

Успех фильма в прокате лишний раз подтверждает: если вашу страсть к путешествиям не удовлетворяет никакой, даже самый продолжительный отпуск, а бросить все и уехать в кругосветку нельзя, выход есть – можно «путешествовать» дома, не вставая с дивана. Наш выбор – художественные фильмы, значительная роль в которых отведена месту, в котором разворачивается действие, специфической городской среде. Благо жанровый диапазон таких фильмов широк: в него входят и фильмы про любовь, и фильмы ужасов. И пока компания для похода в кино еще не подобралась, давайте вспомним, какие еще фильмы, новинки или классика, воссоздают образы, фактуры и характеры красивейших мировых столиц. Фильмы, которые WDay.ru предлагает вам посмотреть или вспомнить, не обязательно посвящены тому или иному городу напрямую, скорее городская среда играет в них роль культурного фона, а уличные панорамы – роль изящных декораций. Бесспорно одно: смотреть это кино стоит ради того, чтобы захотеть посетить место вдохновения лично или почувствовать, будто уже там побывали.

Из Парижа с любовью
Тема любви играет большую роль в сюжете фильма «Из Парижа с любовью».
Фото
Кадр из фильма «Из Парижа с любовью»
фильм Чарли Кауфмана "Нью-Йорк, Нью-Йорк"
Фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк» ироничен и грустен.
Фото
Кадр из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Признание в любви Парижу и Нью-Йорку

Мировые столицы моды, культуры, красоты и шопинга Париж и Нью-Йорк являются одновременно и самыми главными источниками вдохновения для кинематографистов. Игровых кинолент, снятых в Париже, про Париж и с мыслями о Париже, насчитывается около сотни, о Нью-Йорке – еще больше. Азиаты, европейцы и американцы признались в любви этим городам километрами кинопленки и тысячами разноязыких афиш. Фильм «Из Парижа с любовью» (From Paris with love) выделяется из этого восторженного гвалта звуками выстрелов и забористой американской руганью: еще бы, ведь это кино про приключения бравых американских разведчиков в столице Франции. А еще про любовь, нежность, предательство и одну несостоявшуюся парижскую свадьбу. Красавчик Джонатан Рис Майерс (Jonathan Rhys Meyers) играет в нем рафинированного амбициозного сотрудника американского посольства в Париже, мечтающего сделать карьеру во внешней разведке и волею судеб сталкивающегося с хулиганистым балагуром-напарником, роль которого блестяще исполняет Джон Траволта (John Travolta). Культурный конфликт Европы и Соединенных Штатов режиссер тонко сервирует под мировоззренческий: газировка против шардоне, кулаки против уговоров, взрывной напор против пассивности, а еще исламские террористы против всех и американские суперагенты – за мир во всем мире. Конечно, в этом противостоянии побеждает добро, а вот любовь, увы, проигрывает. Кстати, очень забавно, что художественные образы, неплохо проработанные актерами, разительно отличаются от их собственных характеров: в жизни Джон Траволта неконфликтен и чадолюбив, а вот Джонатан Рис Майерс, наоборот, любит выпить и подраться.

Фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (Synecdoche, New York) режиссера Чарли Кауфмана снят по-другому и о другом. Это мучительно-медленное, пронзительно-грустное и при этом невероятное красивое кино, иногда по недоразумению относимое к жанру комедии. Впрочем, ожидать от ироничного интеллектуала, сценариста «Вечного сияния чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» веселой кинематографической шутки было бы нелепо. Филипп Сеймур Хофман (Philip Seymour Hoffman) играет в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» запутавшегося в жизни, отношениях с женщинами и собственной гениальности театрального режиссера, убежавшего от реальности на подмостки и возводящего там «живой» макет Нью-Йорка. Наблюдать за тем, как человек, не способный совладать с собой, пытается управляться с самым ярким городом мира, пусть и синтетическим, странно и грустно; но, несмотря на значительный риск увлечься печальными размышлениями о несовершенстве Вселенной, смотреть кино, безусловно, стоит.

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус
Супруги Хавьер Бардем и Пенелопа Крус играют в фильме разведенную пару эксцентричных художников.
Фото
Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона»
Ганнибал Лектор
Ридли Скотт сделал Ганнибала Лектора жутковатым романтиком.
Фото
Кадр из фильма «Ганнибал»

Вики, Кристина, Ганнибал Лектор

Испания цепляет творческих людей тем же, чем молодые девушки стареющих циников – подвижностью, непосредственностью и солнечной страстностью. Вот и Вуди Аллен, человек и циничный, и творческий одновременно, тоже не смог устоять перед испанским очарованием и снял один из своих фильмов про любовь, страсть и человечность в артистичной Барселоне. В «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona) режиссер поместил свою любимую актрису Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson)в антураж улиц и предместий столицы Каталонии и оттенил ее холодную бледность самой «породистой» испанской парой современного кинематографа – Хавьером Бардемом (Javier Bardem) и Пенелопой Крус (Penelope Cruz). Это парадоксальное сочетание оказалось настолько удачным, что для второй титульной героини, Кристины, которую сыграла Ребекка Холл (Rebecca Hall), места на экране почти не осталось, и заявленный в аннотации к фильму квартет превратился в сногсшибательное трио. Сюжет, построенный вокруг произошедшего в Барселоне романтического приключения двух американских туристок, Вики и Кристины, и одного испанского художника, забавен сам по себе, а включение в сюжетную линию бывшей жены героя, эксцентричной и гиперактивной художницы, делает его еще более забавным. Но в целом фильм хорош не столько своей неровной любовной линией, сколько парной игрой Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус, разнесенных природой и режиссерским замыслом на полярные точки женственности и случайно столкнувшихся в одном городе, на одной вилле, рядом с одним мужчиной. Какую роль сыграла тут Барселона? Далеко не последнюю.

Как бы ни впечатляла художников и поэтов Барселона, до колыбели Ренессанса Флоренции ей далеко. Неудивительно, что родина литературного итальянского языка, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Данте внезапно оказалась вторым домом для самого умного, утонченного и харизматичного злодея современного кино Ганнибала Лектора. Часть действия фильма «Ганнибал» (Hannibal), снятого именитым Ридли Скоттом, происходит во Флоренции. Великолепная, выдержанная игра Энтони Хопкинса (Anthony Hopkins), список съемочных площадок, в который в числе прочих вошли капелла Пацци Медичи, палаццо Веккьо и собор Санта-Мария дель Фьоре, и сочиненная специально для фильма микроопера «Новая жизнь Данте» вместе создают вышитую в стиле барджелло художественную ткань фильма, и адресованное Клариссе Старлинг приглашение на самый страшный в ее жизни ужин завернуто именно в нее. Оговоримся: это кино стоит смотреть только хладнокровным барышням, нервные особы насладиться дуэтом Джулианны Мур (Julianne Moore) и Энтони Хопкинса вряд ли смогут: фильм содержит сцены насилия.

Головокружение Хичкока
После провала «Головокружения» в прокате творческий союз Альфреда Хичкока и актера Джеймса Стюарата распался.
Фото
Кадр из фильма «Головокружение»
Головокружение Хичкока
После провала «Головокружения» в прокате творческий союз Альфреда Хичкока и актера Джеймса Стюарата распался.
Фото
Кадр из фильма «Головокружение»

Хичкок против Бекмамбетова

Эпитет «головокружительный» вполне подходит яркому Сан-Франциско. Так считали не только секс-меньшинства, хиппи и богема всего света, но и бывший сыщик Джон Фергюсон, главный герой хичкоковского «Головокружения» (Vertigo), закоренелый холостяк и одиночка, патологически боящийся высоты. Как его занесло следить за склонной к суициду женой бывшего коллеги, известно лишь Богу и французским романистам Пьеру Буало и Тома Насержаку, авторам оригинального сценария фильма. А вот о том, что с ним случилось потом, узнали миллионы зрителей по всему миру. Лента 1958 года стала признанным шедевром мирового кинематографа и жанровым эталоном психологического триллера. Художественные фразы и приемы из него украсили и «Основной инстинкт» Верховена, и «Окончательный анализ» Джоану, и «Черную орхидею» Брайана Де Пальмы, а взгляды, объятия и диалоги героев сформировали стандарт американских фильмов про любовь и таинственную смерть. От начала и до конца это кино – настоящее испытание для вестибулярного аппарата, головокружительно рассказанная история в исполнении вскруживших немало голов Джеймса Стюарта (James Stewart) и Ким Новак (Kim Novak). И его обязательно надо посмотреть, чтобы решить, от чего же вертиго сильнее – от любви, от высоты или от Сан-Франциско.

От киноленты «Фантом» начинающего режиссера Криса Горака (Chris Gorak) тоже может закружиться голова. Однако в данном случае неприятный эффект дезориентации возникает от того, как режиссер и продюсеры «раскроили» место действия фильма. Герои, двое молодых американских digital-спецов, которых играют Эмиль Хирш и Макс Мингелла, приезжают в столицу нашей родины за перспективами и карьерой, но внезапно остаются не у дел. Их неприятности усугубляются после того, как десант злобных инопланетных захватчиков, по ошибке промахнувшихся мимо своей излюбленной цели – США, внезапно атакует Россию. Выбираться из этой передряги ребятам приходится в компании двух симпатичных американок с «Красного Октября» и одного противного пижонистого коллеги. Сбежать из полуразрушенной Москвы непросто, но нашим героям помогает невидимый телепортер. Во всяком случае, иначе объяснить их магические перемещения с «Маяковской» на «Библиотеку имени Ленина» и с Красной площади на Ленинский проспект никак нельзя. Хаотичность метаний ключевых актеров только подчеркивает их плохая игра, невнятная фабула и провисы сюжета. Однако это проходное в общем-то кино, безусловно, порадует веселую компанию любителей пеших прогулок по Москве и фанатов Гоши Куценко: Гоша и его «тюнингованая» лошадь на фоне грандиознейших в истории кино руин Белокаменной делают этот фильм вполне достойным однократного просмотра.

небо над берлином
Мир в восприятии ангелов Вендерса – черно-белый.
Фото
Кадр из фильма «Небо над Берлином»
А теперь не смотри
У фильма «А теперь не смотри» много общего со «Смертью в Венеции» Лукино Висконти.
Фото
Кадр из фильма «А теперь не смотри»

Нестареющая классика

Снятый к 750-летию Берлина фильм «Небо над Берлином» (Der Himmel über Berlin) Вима Вендерса (Wim Wenders) не нуждается в особом представлении – эта картина давно заняла свое место в списке мировых шедевров кинематографа. Это поэтическое признание в любви человечеству, вдохновленное стихами Райнера Марии Рильке и визуализированное руками классика французской операторской школы Анри Алекана. Небесная история о тяжести человеческого бытия и невыносимой привлекательности любви, воплощенная в кинематографическую притчу о двух ангелах и циркачке, призвана напомнить нам о ценности жизни во всех ее проявлениях, от чашки кофе до новой шляпы. Фильм представляет собой цельное произведение, сшитое из разнофактурных цветных и черно-белых фрагментов человеческого и ангельского восприятия мира нитью интеллектуальной тоски о непреодолимости внутренних и внешних границ. Фильм входит в список картин, обязательных к просмотру, у любителей медленного атмосферного кино, построенного на диалогах.

Фильм «А теперь не смотри» (Don't Look Now) с Дональдом Сазерлендом (Donald Sutherland) и Джули Кристи (Julie Christie) выдержан в чуть более плотном темпе. Картина, которой бы больше подошло название новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции», повествует о тонком предчувствии смерти, переданном через неровные взаимоотношения семейной пары, осложненные смертью ребенка. Сравнительно невысокая популярность этого фильма в России, возможно, объясняется прихотью критиков, упорно относящих ленту к категории ужасов и регулярно вносящих ее в рейтинг самого страшного кино. Жанр «А теперь не смотри» можно определить точнее – мистический мелодраматический триллер. Было бы лукавством утверждать, будто фильм вовсе не страшен: отдельные эпизоды жутковаты, некоторые же попросту пугают. Но режиссура Николаса Роуга, знающего толк в операторской работе, актерская игра и общая фактура произведения делают его привлекательным даже для слабонервных натур: уж больно красивое кино.

залечь на дно в Брюгге
Колин Фаррелл в фильме «Залечь на дно в Брюгге» выступает в своем привычном амплуа сорвиголовы.
Фото
Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге»
Трудности перевода
Скарлетт Йоханссон играет в «Трудностях перевода» выпускницу факультета философии.
Фото
Кадр из фильма «Трудности перевода»

Колин Фаррелл против Билла Мюррея

Для кинематографистов привлекательность города не зависит от его размера. Лучшей иллюстрацией этого утверждения является дебютная полнометражка драматурга Мартина Макдона (Martin McDonagh) «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges), действие которой разворачивается в маленьком бельгийском городке Брюгге. Сюжетная фабула проста: тихая провинциальная гавань становится лучшим укрытием для двух наемных убийц, роли которых исполнили Колин Фаррелл (Colin Farrell) и Брендан Глисон (Brendan Gleeson). Смертная скука одного и радость от спокойного отпуска второго прекращаются ровно в тот момент, когда выясняется, что их жесткий и принципиальный босс, которого сыграл Рейф Файнс (Ralph Fiennes), сослал их в глушь с вполне определенной целью. Развитие сюжета происходит очень последовательно, на уровне, достойном всяких похвал. «Залечь на дно в Брюгге» – прекрасный образец британской криминальной комедии в лучших традициях жанра.

Вторая полнометражная работа умницы и «золотой девочки» Софии Копполы (Sofia Coppola) – «Трудности перевода» (Lost in Translation) – тоже выстроена вокруг отношений двух скучающих героев: стареющего актера и молоденькой супруги модного фотографа. Вот только действие разворачивается не в провинциальном Брюгге, а в одном из крупнейших мегаполисов мира – Токио. Актерский дуэт Билла Мюррея (Bill Murray) и Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), герои которых одновременно переживают кризис в семейных отношениях, прекрасно отрабатывает сюжетное послание, иллюстрируя непреодолимое, как языковой барьер, отчуждение между супругами и общее ощущение одиночества в толпе, особенно очевидное в многомилионном городе. Эта драма отчуждения неплохо срежиссирована: ценители найдут в ней сходство с работами Антониони и Вендерса, однако назвать ее оригинальной язык не повернется. Скорее это крепкая работа, сделанная с мастерством, но без особого вдохновения.