Образ Ива Сен-Лорана

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Сен-Лоран. Стиль – это я» (реж. Бертрано Бонелло)

Кутюрье в фильме сыграл его соотечественник Гаспар Ульель, известный по картине «Ганнибал: Восхождение».

Высокий, худощавый, с вьющимися волосами и большими очками в пластиковой оправе – таким Гаспар похож на настоящего Ива. Лоран получился утонченным, манерным и очень стильным – расстегнутый воротник, шелковый шарф, галстук в горошек, брюки-клеш, яркие пиджаки.

Ив талантлив, но в то же время очень несчастен. Своей главной драмой он видит отсутствие конкурентов. А счастьем – возможность заниматься любимым делом.

Удивляющая работоспособность сочеталась с не менее удивительными загулами. Большая роль в фильме уделяется «пилюлям» – тем, что дал доктор по просьбе Ива для «вдохновения»… Рекомендацию доктора «не злоупотреблять» и не принимать со спиртным Ив успешно игнорирует!

В фильме Бертрано Бонелло Лоран все время в облаке дыма. Трудно вспомнить момент, в котором бы он не курил... Ив курит, пьет до потери сознания. Бутылка коньяка всегда на его столе.

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Ив Сен-Лоран» (реж. Джалиль Леспер)

В роли Ива – утонченный Пьер Нинэ («Люблю смотреть на девушек», «Как братья»).

В отличие от последнего фильма, в котором показан «золотой век» карьеры Ива, тут зритель наблюдает образ Ива в развитии. Начиная с совсем молодого 21-летнего Лорана, который возглавил величайший дом моды после смерти Кристиана Диора. Вспоминая мальчишку в черном пиджаке с туго затянутым галстуком, Пьер Берже (спутник Ив Сен-Лорана) говорит о нем: «Семинарист».

Позже из застенчивого и угловатого парня Ив превращается в импозантного руководителя собственного дома моды.

Но вскоре признается, что затянул петлю у себя на шее… Невозможно выпускать столько коллекций в год! В то же время он говорит: «Я умру, если не буду рисовать».

Ив растерян, раним, ведом. Заметив его пристрастие к наркотикам, Пьер ограждает его от мира на три месяца. И Лоран повинуется. Влияние Берже на него бросается в глаза: Пьер может запросто запретить ему идти на вечеринку или, не дрогнув, назвать его интервью бредом.

Сюжет

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Сен-Лоран. Стиль – это я» (реж. Бертрано Бонелло)

Фильм сосредоточился на золотых годах дизайнера, когда он крутил роман с любовником Карла Лагерфельда Жаком.

Из-за этого Берже уже заранее бойкотировал фильм. Бертрано Бонелло («Дом терпимости», «Порнограф») проигнорировал почти все этапы в карьере модельера, сосредоточившись на его внутренних переживаниях.

С Жаком Ив знакомится в клубе. В то время история Ив – Пьер уходит на второй план. О том, что их связывает нечто большее, чем партнерство, говорит лишь одна откровенная сцена в начале фильма.

Зато Жаку посвящены все тревоги Ива. Впрочем, некоторые сцены изображены даже чересчур натуралистично…

Само же повествование кажется «рваным»: примерно с середины фильма начинают врезаться сцены о старости модельера.

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Ив Сен-Лоран» (реж. Джалиль Леспер)

Этот фильм кажется более содержательным: тут и переезд Ива из Алжира в Париж, и его работа с Кристианом Диором, которого молодой Лоран называет «господин Диор». И его лечение в психиатрической клинике, в одной фразе Нинэ даже проскальзывает главный страх настоящего Сен-Лорана – облысеть.

Но многие факты режиссер оставляет без объяснения. Например, как модельер оказался в психиатрической больнице, для зрителя остается загадкой. Хотя на самом деле причина была проста: у Ива началась нервная депрессия после призыва в армию.

Часть событий в фильме вертится вокруг самого Пьера Берже.

Как ловко он находит деньги на открытие дома моды Сен-Лорана и как руководит им.

Жак же здесь – лишь мимолетное увлечение Ива, в то время как «Пьер – человек всей его жизни».

Достоверность

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Сен-Лоран. Стиль – это я» (реж. Бертрано Бонелло)

Письму Ива к Энди Уорхолу посвящена отдельная сцена в фильме. Но самом же деле Бертрано Бонелло признался, что эта переписка является выдуманной.

Или еще пример. В истории Бонелло Ив видел галлюцинации в виде змей. Но ни друзья, ни родные модельера об этом никогда не говорили.

«В доме Сен-Лорана в Марракеше была нарисована огромная змея, так что я просто позаимствовал этот символ для фильма», – говорит режиссер.

А вот факт, что всех своих бульдогов Ив называл Мужиками – Мужик II, Мужик III, – чистая правда.

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Ив Сен-Лоран» (реж. Джалиль Леспер)

История Джалиля получилась более правдоподобной. Может, потому что Пьер распахнул для режиссера двери модного дома.

Для этих съемок фонд Берже предоставил 77 оригинальных нарядов из своей коллекции, и показ мод был снят в стенах того самого отеля InterContinental (сейчас отель Westin).

Некоторые сцены Сен-Лорана за работой были сняты в штаб-квартире империи Берже на авеню Marceau в Париже.

О фишках

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Сен-Лоран. Стиль – это я» (реж. Бертрано Бонелло)

В одной из сцен экран разделяется на две части: слева в стремительном монтаже проносятся политические события, а справа сменяют друг друга новые весенне-летние и осенне-зимние коллекции кутюрье.

К этой фишке в фильме прибегают несколько раз. Позже экран поделится на четыре, шесть частей.

Удивляет и монтаж сцены, в которой Ив и Жак встречаются в клубе. И хотя они находятся всего-то в паре метров друг от друга, камеру направляют поочередно то на одного, то на другого.

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Ив Сен-Лоран» (реж. Джалиль Леспер)

Фокусов с дроблением экрана и других причуд монтажа в фильме нет. Самое любопытное, пожалуй, то, что рассказ ведется от имени Пьера Берже.

О роли

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Сен-Лоран. Стиль – это я» (реж. Бертрано Бонелло)

Гаспар Ульель:

«Когда я узнал о проекте, моим первым желанием было узнать все про этого человека и его жизнь, и в какой-то момент я понял, что просто тону во всех этих фактах. Тогда я начал искать пространство, где мог бы фантазировать о нем и буквально изобретать его заново. Опираясь на сценарий и факты, я создал своего персонажа».

Ив Сен-Лоран: два фильма, один герой
Фото
кадр из фильма

«Ив Сен-Лоран» (реж. Джалиль Леспер)

Пьер Нинэ:

«Раньше я думал, что буквы YSL – это размер одежды. Я узнал, что в жизни Ива было много разочарований. Но он всегда мог найти способ направить свою боль в творчество. Это самое прекрасное, что я открыл в нем.

Я должен был готовиться к съемкам пять месяцев. Я встречался с его ближайшими коллегами и близкими, в том числе с Пьером Берже, его другом и партнером. Когда он смотрел фильм впервые, он плакал. И на премьере тоже. И если на экране Пьер хоть на секунду узнал своего старого друга, для меня это значит очень многое».