Реклама

Женщины революции: кто вдохновлял Ленина и Троцкого

На телевидении выходят сериалы, рассказывающие о драматических событиях 1917 года. В центре сюжетов – лидеры революционного движения. Но и лидеров есть личная жизнь. Ведь говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

Надежда Крупская, жена Ленина, и Инесса Арманд, подруга и соратница Ленина

Сериал «Демон революции», «Россия 1»

Актрисы – Дарья Екамасова и Виктория Исакова.

— Судьбы женщин, так или иначе вовлеченных в революционную борьбу, очень драматичны, ведь каждой из них приходится чем-то жертвовать, – рассказывает один из авторов сценария проекта Кирилл Журенков. — Есть банальное выражение «простое женское счастье», так вот эти героини были его во многом лишены. Если представить альтернативную историю, и Ленин не стал бы делать революцию, возможно, они с Крупской прожили бы намного более счастливую жизнь. Впрочем, революция их и познакомила – как отделить одно от другого? Как именно революция свела и Ленина с Арманд. Она читала его работы, очень им восхищалась, и когда они познакомились, это было знакомство с политическим деятелем. У историков расходятся версии о том, какими были их отношения, но мы с моим соавтором Надеждой Воробьевой читали письма Арманд и Ленина, и они производят впечатление: их писали люди, которые очень близки друг другу. «Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью…» – пишет Арманд. По-моему, это о многом говорит. Но и мы не можем утверждать на 100%, у кого с кем был роман, поэтому постарались эти отношения отразить максимально деликатно.

Женщины Ленина в сериале «Демон революции»: Надежда Крупская (Дарья Екамасова) и Инесса Арманд (Виктория Исакова)
Фото
канал «Россия 1»

Есть разные типы любви. У Крупской с Лениным было нечто большее, чем просто влюбленность, или привычка, или совместная революционная борьба. На сочетании всего этого рождалось такое сильно чувство, которое помогло им прожить вместе до самой смерти Ленина, и он не ушел к Инессе.

Крупская и Арманд были знакомы. Нам часто в разных источниках встречались замечания о том, что они проводили время вместе, гуляли втроем, Инесса играла им с Лениным Бетховена, показывала Крупской письма своих детей и рассказывала о них. Открытого конфликта у них не было никогда. Они глубоко уважали друг друга. Что говорит об исключительности этих людей, которые в тяжелых жизненных ситуациях сохраняли достоинство.

Для образа Ленина мы хотели найти характеристики, которые еще не звучали в кино. Они с Крупской непросто жили в изгнании в эмиграции, денег было немного и в совместном ведении хозяйства они друг другу помогали. Ленин спокойно мог помыть посуду или купить шоколада для небольшого пикника. Что касается того, чье женское влияние на Ленина было сильнее… На него было трудно воздействовать. Женщины, любившие его, могли выполнять его поручения, урезонить кого-то из соратников, поспорить с ним самим. Но глобально повлиять на Ленина мог только он сам. Он был политиком генетически. У него имелась цель, он знал, как к ней идти и никто не мог его сдвинуть. Мы старались так создать его образ в фильме, чтобы в нем осталась загадка: ни для кого он не был окончательно понятен.

– Испокон веков общество выбирало своей официальной моделью патриархат, – добавляет Дарья Екамасова, сыгравшая Крупскую. – Ум, эксцентричность, «слабость» и спокойствие были качествами мудрых жен сильных мужчин. Они как бы всегда оставались в тени, но имели абсолютную власть над своими мужчинами. Надежда Крупская не была таким серым кардиналом. Владимир Ильич воспринимал ее как товарища, первого помощника и самого близкого человека, которому он доверял. Крупская была единственным человеком в его окружении, которая могла прямо сказать: «Володя, ты не прав».

У них были удивительные отношения, построенные в первую очередь на дружеском уважении. Честно признаюсь, в детстве я Крупскую немного боялась. В учебниках истории часто используются ее старые фотографии, когда она уже тяжело болела. Эти фотографии и события, происходящие тогда, наложили для меня непосредственный отпечаток на образ Надежды Константиновны. Когда я готовилась к роли, узнала много интересного о ее молодости и становлении как личности.

При подготовке мы не добивались портретного соответствия. Скорее я пыталась передать ее нутро через поведение, реакции, манеры. Мне было очень интересно, потому что это, наверное, первая моя роль, когда с персонажем у меня нет ни малейшего сходства. В Миронова (он сыграл Ленина. – Прим. «Антенны») влюбилась навсегда. Он редкий, талантливый человек, который завораживает своими профессионализмом и энергией. Вообще, атмосфера на площадке была прекрасная, дружная, добрая какая-то.

Наталья Седова, жена Троцкого

Сериал «Троцкий», Первый канал

Актриса – Ольга Сутулова.

– О Наталье Седовой известно не так много, – рассказывает Ольга. – Сохранились дневники, их очаровательная переписка с Троцким – они так мило в ней ругались. Так что материалов, которые позволили нам с Константином Хабенским придумать взаимоотношения персонажей, оказалось достаточно. Не конкретные исторические факты или события, скорее передать настроения героев, эмоции, то, на чем строились отношения.

Мне казалось, неправильно играть настоящую Седову со всеми историческими подробностями. Гораздо интереснее было представить образ женщины начала ХХ века. Седова из богатой семьи, позволила себе уехать учиться в Европу. В ней присутствовал некий дух свободы, который она пыталась во что-то воплотить. Но женщине в то время было сложно по-настоящему себя проявить. Поэтому Троцкий для Натальи – отчасти способ реализовать себя.

Надеюсь, что в моей интерпретации она получилась прежде всего женщиной. Мы не брали ту часть ее биографии, когда она работала главой отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в Народном комиссариате просвещения. Зато в фильме есть жизнь женщины: любовницы, возлюбленной, матери, которая должна жертвовать своим счастьем и счастьем своих детей ради мужа, поддерживать его в самых страшных ситуациях.

Ольга Сутулова в роли жены Троцкого Натальи Седовой
Фото
Первый канал

В их отношениях с Троцким мне ничего странным не кажется. В том числе и идея свободной любви. Это было в духе того времени. Скажу более. Я не верю в физическую измену. Это такая ерунда! Не знаю, можно ли восхищаться человеком на протяжении 50 лет. Я таких примеров не встречала. Думаю, их союз скорее держался на чувстве близости, родства, необходимости быть вместе. Наталья была для Троцкого верным соратником. При этом она не прощала ему слабости, тем самым помогая быть сильным.

Костюмы для моей героини и для других персонажей шила с нуля наш художник Екатерина Дыминская из старинных и современных тканей. Какие-то детали для платьев, например кружева, она покупала в антикварных магазинах и на блошиных рынках в Европе. Когда надеваешь наряд начала ХХ века, тут же меняются походка, пластика. Но я не очень люблю костюмированные роли. Все ахают: ты так прекрасна в этом платье! Но весело только первые четыре часа, а потом начинаются адовы муки. Тебя буквально по уши затягивают в это платье, застегивают на 400 пуговичек. На голове килограммовый парик и шляпка-тазик с гвоздиками. Пытаться в течение дня удержать все это великолепие – то еще удовольствие. Я люблю шляпки в обычной жизни, но точно не такие огромные, когда в кадре лица не видно.

Задачи добиться портретного сходства с Седовой не было. И все же в картине должна быть героиня если не красавица, то достаточно привлекательная, чтобы взгляд зрителя отдыхал на ней в перерывах между политическими манифестациями. Марина Красновидова, лучший, на мой взгляд, художник по гриму в России, потрясающе «состарила» меня без пластики. Мы страшно хохотали, когда она делала грим, называли его «катарактой».

Январь 1937 года. Слева направо: Наталья Седова, Фрида Кало, Лев Троцкий и Макс Шехтман
Фото
Getty Images

– Описывая личную жизнь Троцкого, есть опасность уйти в желтуху, сеть пестрит приписываемыми ему подвигами, – говорит автор сценария Олег Маловичко. – Мы опирались только на документально подтвержденные романы, на те отношения, в которых он раскрывался как личность. Есть известная фраза, что за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Троцкому в этом отношении повезло, с ним были великие женщины. Это его жена Наталья Седова, это художница Фрида Кало (последний роман Троцкого после 40-го года) и это Лариса Рейснер, женщина, приковавшая к себе взоры поэтов, политиков. С Ларисой они сошлись как две вспышки. Это были не длительные отношения, но, как нам показалось, интересные.

Что касается его жены Натальи, это самый важный человек в его жизни. Без нее Троцкий не осуществился бы. Всякий яркий человек, сталкиваясь с другой яркостью, или поглощает ее, или убивает. Поэтому роман с Рейснер был обречен, роман с Фридой, продолжись он, тоже был обречен. Но именно комфортность Седовой, в хорошем смысле мягкость, способность к всепрощению Троцкого давали ему ту среду, когда он понимал: все против него, но есть человек, который всегда с ним и всегда будет его оправдывать. Есть человек, к которому он всегда может прийти и обнять. И этим человеком стала для него его жена. Вот такой образ мы пытались создать. Ведь если такая женщина его любит, значит, есть в нем что-то правильное и хорошее, светлое.

Пара фраз

Ваша любимая женщина в истории?

Ирина Безрукова, актриса:

– Мать Тереза, потому что она жила заботой не о себе, а о других, самоотверженно. Каждый ее день был подвигом, а она – примером проявления материнской любви.

Глюк'oZa, певица, актриса:

– Из зарубежных – Клеопатра, из наших – Екатерина, и Первая, и Вторая, потому что они и правда оставили след. Кстати, на Хеллоуин или для костюмированной вечеринки можно накрасить глаза как у Клеопатры, отличный образ получится.

Юрий Грымов, режиссер:

– Лиля Брик, потому что она странная.

Елена Замолодчикова, двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике:

– Лариса Латынина, потому что она одна из самых великих спортсменок в истории. До 2012 года, до третьей Олимпиады Майкла Фелпса, имела наибольшую коллекцию олимпийских медалей за всю историю спорта – 18 штук (9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые).

Максим Матвеев, актер:

– Елена Троянская, потому что она была настолько прекрасной, что мужчины устраивали из-за нее войны.

Юрий Поляков, писатель:

– Анна Ахматова, потому что она одна из лучших поэтов в нашей литературе, родоначальница женской лирики в XX веке. Она писала: «Я научила женщин говорить! Но, Боже, как их замолчать заставить!»

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • да тогда женщины были женщинами а сейчась имподавай замки за границой опшоры шверцарских банках