Найти работу соискателю – цель вторичная, хотя в идеале довольны должны остаться оба: и работодатель, и соискатель.
Найти работу соискателю – цель вторичная, хотя в идеале довольны должны остаться оба: и работодатель, и соискатель.

Зачем нужны посредники?

При поиске работы все средства хороши. Однако каждый соискатель имеет собственное мнение о том, какой способ поиска подходит лично ему: по объявлению, в интернете, прямой контакт с работодателем, через знакомых, или через кадровое агентство. Последний способ почему-то вызывает у соискателей серьезные сомнения.

Распространенное мнение соискателей: «Обращаться в кадровое агентство — пустая трата времени». Но чаще всего, они говорят о неудачных попытках трудоустройства, которые происходили несколько лет назад, когда заявок от работодателей в кадровые агентства поступало не так много. Сегодня у работодателей спрос на услуги профессиональных рекрутеров очень высок. Видя интересные предложения о работе от кадровых агентств, «подтягиваются» и соискатели.

Схема работы кадрового агентства такова: поступает заказ от работодателя на поиск сотрудника. И агент начинает поиск кандидатов, проводит первое собеседование, по результатам которого принимает решение, стоит ли направлять этого кандидата на собеседование к работодателю. В случае, если предложенного кандидата берут на работу, агентство получает комиссионные, размер которых зависит от уровня закрытой вакансии.

Из-за непонимания, чьи именно интересы первичны, между соискателем и агентством возникает и масса недоразумений

В этой схеме важно понимать: услуги агентства оплачивает работодатель, поэтому главная цель – найти такого сотрудника, который бы устроил того, кто платит деньги. Найти работу соискателю – цель вторичная, хотя в идеальном случае довольны должны остаться оба: и работодатель, и соискатель.

Из-за непонимания, чьи именно интересы первичны, между соискателем и агентством возникает и масса недоразумений. Вы можете быть прекрасным человеком и хорошим профессионалом, но не подходить на ту вакансию, закрыть которую агентству в данный момент требуется. Задача агента не «продать» вас работодателю, а найти человека, который бы наилучшим образом удовлетворял требованиям заказчика.

Однако услуга «продажи» соискателей на рынке тоже существует, и оказывают ее агентства по трудоустройству. Здесь схема работы обратная: заказчиком работы выступает соискатель, и агенту нужно подобрать вакансию, которая бы его устроила. Оплачивает услуги агентства по трудоустройству сам соискатель.

Неоспоримые достоинства кадровых агентств

Пять достоинств кадровых агентств

Обратившись в агентство, вы можете не переживать о том, правда ли работодатель — надежная компания.
Обратившись в агентство, вы можете не переживать о том, правда ли работодатель — надежная компания.

Трудоустройство без обмана. Обратившись в агентство, вы можете не переживать о том, правда ли работодатель — надежная компания, правда ли, что вам будут платить «белую» зарплату. Проверить добросовестность работодателя — задача кадрового агентства. Ни одно приличное агентство не свяжется с шарлатанами.

Прекрасная координация. Если вы ценный специалист, то услуги кадрового агентства позволят вам «полениться»: не искать вакансии в газетах и на сайтах, не звонить работодателям, не рассылать резюме. Вашей задачей будет только приходить на собеседования. Но учтите, что если у вас за плечами пока нет опыта руководства парочкой крупных компаний, то таких собеседований может быть очень и очень много.

Ваш имидж в руках профессионалов. Соискателям порой кажется, что рекрутер не сможет грамотно представить потенциального сотрудника работодателю. На самом деле, если рекрутер уверен, что вы - именно тот человек, который нужен его заказчику, он станет для вас лучшим «имиджмейкером». Ваш агент сильно заинтересован во взаимной любви работодателя и сотрудника, поэтому, рассказывая о вас работодателю, он, как скульптор, отсечет все лишнее и подчеркнет достоинства.

Это прекрасный источник информации о компании. Перед тем, как отправить вас на собеседование к работодателю, рекрутер должен будет вас к нему подготовить. А, значит, вы сможете получить информацию о внутренней политике компании, перспективах и возможностях, о том, выполняет ли компания свои обязательства перед сотрудниками. Можно задать все вопросы, которые не всегда удобно и корректно задавать напрямую работодателю. У вас также есть возможность подготовиться к встрече с руководителем компании, вместе с консультантом агентства откорректировать резюме и продумать, как лучше представить ему себя.

Если рекрутер уверен, что вы - именно тот человек, который нужен его заказчику, он станет для вас лучшим «имиджмейкером».

Работа над ошибками. В стандарты работы многих крупных агентств входит обязательная обратная связь с соискателями. Если рекрутер, который беседует с кандидатом, в ходе интервью понимает, что по каким-то причинам не готов представлять данного соискателя клиенту, он тактично объясняет ему, в чем его основные ошибки, какие стороны нуждаются в развитии. А соискатель таким образом получает возможность узнать свою реальную стоимость на рынке труда, востребованность специалистов его уровня и общую ситуацию на рынке вакансий.

Но есть и недостатки

И пять недостатков

Почти все соискатели, описывая свое взаимодействие с кадровыми агентствами, используют слово «волокита».
Почти все соискатели, описывая свое взаимодействие с кадровыми агентствами, используют слово «волокита».

Кот в долгом ящике. Почти все соискатели, описывая свое взаимодействие с кадровыми агентствами, используют слово «волокита». Люди боятся многочисленных собеседований, длительных процедур тестирования и... отсутствие результата. Это действительно так: вас могут собеседовать на несколько разных позиций, в разных компаниях, с которыми работает агентство. При этом вы будете разговаривать с разными сотрудниками, которые будут спрашивать вас об одном и том же. Если при этом окажется, что вы не подходите ни на одну вакансию, то к работодателю вы так и не попадете.

Субъективизм рекрутеров. Сотрудник кадрового агентства все-таки внешний человек, по отношению к компании, для которой он ищет сотрудников. Поэтому всей информацией о том, какой кандидат нужен, он может и не владеть. Ведь это не только формальные требования к образованию, опыту работы и деловым качествам, но и некая «общая адекватность» кандидата, которая в каждой компании понимается по-своему. И рекрутеры в агентствах могут отсеивать тех, кто на самом деле стал бы идеальным кандидатом, просто потому, что неправильно понимают требования заказчика.

Непрофессионализм рекрутеров. К сожалению, в российской практике жалобы на непрофессионализм и низкий культурный уровень сотрудников кадровых агентств стали частым явлением. Конечно, далеко не все рекрутеры таковы, однако обычно нам достаточно один раз столкнуться с хамством и непрофессионализмом, чтобы репутация хедхантеров в наших глазах была окончательно и бесповоротно испорчена. Для многих менеджеров по персоналу кадровые агентства – это первая ступенька в карьере, и все свои шишки они набивают именно там. Что не может не сказываться на соискателях.

Неполный спектр вакансий. Многие кадровые агентства специализируются на определенных областях (только строительство, только медицина или только банковская сфера). И это еще полбеды, можно просто выбрать агентство соответствующего профиля. Вторая половина беды заключается в том, что разные компании предпочитают отдавать внешним провайдерам вакансии разных уровней. Например, менеджеров среднего звена подбирает агентство, а низовой персонал – сами. Или наоборот. Поэтому может оказаться, что вакансий в самой компании больше, чем в агентстве, и именно среди них может оказаться работа вашей мечты.

Высокая стоимость услуг. Поскольку услуги кадровых агентств оплачивают компании-работодатели, этот минус касается, в основном, их. Однако и на качестве работы с соискателями он тоже сказывается. Агентства больше заинтересованы в том, чтобы закрывать более выгодные для них вакансии, и к «второстепенным» могут относиться спустя рукава. А вдруг именно эта вакансия окажется «вашей»?