— Когда мы только задумывали снимать «Вий» (фильм стал самой кассовой лентой 2014го года. — Прим. «Антенны»), уже знали, что это будет не одна картина, а несколько, – рассказывает продюсер Алексей Петрухин. — Первый фильм был сделан по мотивам одноименной повести Гоголя, но также в сюжете мы задействовали новых независимых персонажей. В частности, им стал картограф Джонатан Грин, который совершал научное путешествие из Трансильвании до Московии. И в фильме история Гоголя была показана глазами этого военного картографа.

Как снимали новый «Вий» со Шварценеггером и Джеки Чаном
Фото
кинокомпания «Русская Фильм Группа»

Мы предполагали, что дальше Грин отправится за приключениями в Китай и когда-нибудь в Индию. Ну, а уверенности в этом нам придавал тот факт, что свой Вий существует во всех мифологиях. В Китае это царь всех драконов, который дремлет в подземельях, охраняет границу между царством живых и мертвых. А обыватели видят лишь его ресницы, они прорастают сквозь землю в виде… чайных листьев. Эту легенду знают в Поднебесной так же хорошо, как у нас – «Вия» Гоголя…

«Берите билеты, я вылетаю»

Как снимали новый «Вий» со Шварценеггером и Джеки Чаном
Фото
кинокомпания «Русская Фильм Группа»

В новой части, которая называется «Тайна Печати дракона: путешествие в Китай», наш Грин отправляется на Восток для составления карт по указу Петра Первого и, конечно же, опять попадает в страшно интересную историю. Мы сразу нацелились заполучить в картину Джеки Чана, так как ни одного актера так хорошо не знают и не любят в Китае, как его… Задача казалась невыполнимой. Чана охраняет огромное количество агентов, юристов, предъявляющих требования, которые не каждому создателю голливудского фильма с миллионными бюджетами под силу выполнить. Но благодаря нашему Министерству культуры и китайским партнерам нам удалось встретиться с Чаном. Конечно, для него знакомство носило скорее дежурный характер: мол, раз высокопоставленные люди просят, то надо встретиться с русскими парнями. И у меня было минуты три, за которые все же удалось зацепить внимание актера. Он захотел встретиться с режиссером. Ну, а после его знакомства с Олегом Степченко мы уже окончательно стали партнерами. Это стало победой! Но тут же возник вопрос: кого поставить в противовес Джеки Чану? Если бы роль его соперника досталась какому-то малоизвестному артисту, то Джеки бы просто задавил его своей актерской мощью, харизмой и можно было бы не смотреть фильм до конца, так как сразу понятно, кто одержит победу.

И Джеки сам предложил: «А может, Арни?» И Шварценеггер согласился, хотя у меня было секунд 30 на презентацию проекта. Но вот его голливудские агенты были сильно против. Сначала они попросили 15 миллионов долларов гонорара, потом снизили число до 10, которых у нас тоже не было, а затем снова подняли уже до 20 миллионов. Ссылались на его сильную занятость. Плюс ему профсоюзы (когда американский артист снимается за рубежом, то съемки согласовываются с местным профсоюзом актеров. — Прим. «Антенны») выставили неподъемные условия… И тогда мы вместе с Джеки сам ему позвонили. Арнольд ответил: «Не знаю, что вы мучаетесь. Берите билеты. Я вылетаю». И в Китае они вдвоем с Чаном три недели отработали на съемочной площадке, став сопродюсерами картины.

Звезды без дублеров

1/2
Фото:
кинокомпания «Русская Фильм Группа»

В некоторых сценах мы пытались беречь актеров и предлагали дублеров. Ну зачем Арни находиться на площадке, если в кадр, скажем, попадает только его плечо или он должен где-то там пройтись на заднем плане. Но Шварценеггер нам это запретил. Говорит: «Дублер ходит не так, как я. Сидит не как я». И, несмотря на возраст, он сам снимался абсолютно во всех сценах. То же и с Джеки – почти все трюки он делал сам.

Вообще, это были потрясающие дни – на подъеме. И наши актеры, и американцы, и китайцы – все жили одной семьей. С китайцами была некая проблема в коммуникации. Не все знали английский, но язык жестов же никто не отменял. И общее дело, атмосфера всех поглотила.

Помню съемочные дни, когда на площадке собиралось по 500 человек массовки и все хотели хоть одним глазком, хоть издалека увидеть Джеки Чана. И даже если у него не было смены, он приезжал. Фотографировался с людьми, раздавал автографы. Это было очень важно для настроения на съемочной площадке, и Джеки это чувствовал.

И еще случалось, когда известные китайские актрисы шли к нам в проект, откладывая другие съемки, лишь узнав, что им предстоит работать с Шварценеггером и Чаном. Мы опять же не могли удовлетворить полностью требования их агентов по гонорарам, но для самых актеров вопрос оплаты уже становился вторичным, и все принимали наши условия.

Горы – из «Аватара», пираты – из Карибского моря

Первый «Вий» стал нашей визитной карточкой. Его, конечно, в первую очередь хотели посмотреть Арни и Джеки – им было важно знать, в продолжении какого фильма они снимаются. И когда мы договаривались о местах съемок второй части, то нас просили посмотреть кино и после этого позволяли снимать там, куда попасть обычно очень трудно.

Нас без проблем пустили в замки Чехии, в государственные музеи в Праге. В Китае же для съемок мы построили целую деревню с традиционными домами с загнутой крышей, узкими мощеными улочками. Нам было важно воссоздать Китай без «глянцевого новодела» – высоток и рекламных щитов.

Как снимали новый «Вий» со Шварценеггером и Джеки Чаном
Фото
кинокомпания «Русская Фильм Группа»

Проблема возникла лишь со съемками в национальном парке в провинции Хунань. Мы снимали те же горы, что появляются в «Аватаре». И передвигаться там можно лишь на пароме, плюс не допускается провоз техники. Но в итоге и там смогли организовать съемку… Или в фильме есть план из пустыни, всего минутка: верблюды тянут по песку карету. Но опять же ради этого заявочного плана мы организовывали экспедицию с провизией, водой, животными. Разбивали на одну ночь палаточный лагерь.

В итоге вторая часть картины получилась еще более динамичной, чем первая. В фильме много красивых зрелищных сцен. Одним словом, это наши «Пираты Карибского моря». Графику рисовали люди, которые работали на том голливудском проекте. И два актера оттуда у нас снялись! Клебба Мартин, игравший там пирата Марти (рост актера всего 124 см. — Прим. «Антенны»), и британский великий актер Кристофер Файрбенк. Мы даже сделали такой отсыл: в одной из наших сцен, завидев корабль, герой Мартина кричит: «Прощай, «Черная Жемчужина»!" Так называлось судно в «Пиратах Карибского моря».

Из барышни – в амазонку!

Как снимали новый «Вий» со Шварценеггером и Джеки Чаном
Фото
кинокомпания «Русская Фильм Группа»

— Если говорить о том, что было самым трудным, то это, однозначно, работа в 40-градусную жару, – комментирует актриса Анна Чурина, сыгравшая в фильме миссис Дадли. — Мы снимались в камзолах, кринолинах и корсетах, и казалось, что еще вот-вот – и ты потеряешь сознание от «бани», в которой находишься 12 часов подряд.

Я, как и в первой части, играю миссис Дадли. В первом «Вии» моя героиня появляется лишь эпизодически. Она забеременела, а жених от нее сбежал. Во второй части эта история получила продолжение. Дадли отправляется на поиски возлюбленного, ведь у нее подрастает сын, который должен знать отца. И если раньше я просто ходила в красивых платьях, то тут моя миссис Дадли из «кринолиновой барышни» превращается в «амазонку»: дерется, убегает от погони…

Могу сказать, что мне пришлось специально учиться стрельбе и фехтованию, а от актеров всегда требовалась хорошая физическая форма. Большинство трюков мы выполняли сами, без каскадеров. Помню, как снимали сцену с навесным мостом над пропастью. По сюжету мост разлетается в щепки, и мы с криками летим в пропасть. За кадром нас удерживали от реального падения тросы. А если добавить к жесткому креплению еще мой корсет, то ощущение было такое, что еще чуть-чуть – и ребра затрещат!

Как снимали новый «Вий» со Шварценеггером и Джеки Чаном
Фото
кинокомпания «Русская Фильм Группа»