Фото №1 - «Магаззино»: чем грешат нижегородские магазины
Фото
Getty Images

Что накопали в нижегородских продовольственных сетях дотошные «ревизоры», рассказал Woman’s Day ведущий Александр Молочко.

«Как правило, мы проверяем пять торговых точек: крупный сетевой супермаркет, предприятие местной сети, «магазин-легенду» (который существует очень давно), магазин шаговой доступности и рынок. Прежде чем определиться с выбором конкретных предприятий, изучаем общую картину торговли в городе. Смотрим отзывы в соцсетях, кто-то пишет нам предметно на канал. Также интересуемся мнением людей на местах».

Уведомляете ли вы торговые точки о своем визите?

«В магазин мы приходим без предупреждения и сваливаемся буквально как снег на голову. Не скажу, что везде нам рады, но в большинстве случаев препятствий не чинят. В Нижнем Новгороде, правда, два раза приезжали сотрудники охраны, вызванные продавцами, дабы нас выдворить. Но разобравшись, что к чему, стражи порядка так ни с чем и уехали, поскольку мы закон не нарушаем. В магазин с камерой мы заходим уже «подготовленными». Наш визит предваряет «агент» – человек из команды, который заходит туда как обычный покупатель. Он все осматривает, изучает, делает покупку и вкратце обрисовывает нам картину. А мы уже изучаем все досконально. Как правило, снимаем открыто, хотя бывают моменты, когда приходится пользоваться и скрытой камерой».

Доверяй, но проверяй

С чего начинаете проверку и чем грешат торговые сети чаще всего?

«Начинаем с входа. Проверяем чистоту в торговом зале, опрятность и вежливость персонала, свежесть продуктов, условия и сроки хранения и т. д. Как правило, самые серьезные нарушения – просроченные товары, несоблюдение условий и сроков хранения и санитарных правил. Встречаются продавцы, которые работают без перчаток, головных уборов. А некоторые торговые работники вообще не знают элементарных санитарных правил и норм. Что касается нижегородских рынков, то они оставляют желать лучшего, хотя продавцы там более приветливы, чем в магазинах. На рынках своя специфика: каждый продавец отвечает за свой прилавок. Встречаются прилавки просто идеальные, а бывают и неряшливые. К примеру, стоят рядом два продавца, продают одну и ту же говядину. У одного мясо как на картинке, кусочки аккуратные, ровные, прилавок чистый, а рядом у соседа куски какие-то истерзанные, лотки и прилавок грязные. Неприятно смотреть, не то что покупать. Как показывает практика, самые добросовестные – «легендарные магазины», они стараются держать марку, и у них это неплохо получается».

Проверяете ли вы обвес и обсчет покупателей?

«Мы обязательно делаем контрольную закупку, после чего проверяем вес товара и его качество. И меня приятно удивило, что на рынках нас ни разу не обвесили, ни в одном из городов, по которым мы проехали. Вес либо точный, либо чуть выше. Кроме того, у нас бывают и ночные выезды в магазины с круглосуточным графиком работы. В них мы проверяем, не продают ли там алкоголь в ночное время. Оказывается, во многих городах, увы, продают, и довольно спокойно, причем даже не спрашивая паспорта».

Можете ли вы определить специфику нижегородской торговли?

«В Нижнем, как и во всех магазинах страны, нарушения одни и те же: просроченная продукция, несоблюдение санитарных правил, антисанитария в труднодоступных местах. Сотрудники магазинов почему-то считают, что достаточно помыть пол в зале, а за его пределами, в подсобных помещениях, это делать вовсе не обязательно».

Фото №2 - «Магаззино»: чем грешат нижегородские магазины
Фото
Getty Images

Чем запомнился вам визит в Нижний Новгород?

«Сам по себе город красивый, нижегородцы – народ приветливый. Что касается непосредственно торговых предприятий, которые мы проверяли, то больше всего не понравилось, что их сотрудники не хотят признавать своих ошибок. Стараются переложить вину друг на друга, на соседей. Прежде я с подобным не сталкивался. Люди либо молча признавали свои ошибки, либо активно пытались себя оправдать. А в Нижнем все почему-то пытались перевести стрелки на других: «А вы в тот супермаркет зайдите, там еще хуже!» или: «Почему вы пришли к нам на рынок? Посмотрите лучше супермаркеты». То есть люди не хотят смотреть за собой, не видят бревна в своем глазу, зато зорко следят за соринкой в чужом. Примечательно, что пока все хорошо на предприятии, начальство находится рядом, но как только мы находим грубые нарушения, руководство резко куда-то исчезает. Бывали случаи, когда холодильники обматывали цепями и вешали замки, чтобы я не мог их открыть. Но меня подобные препоны не останавливают: я все равно дождусь удобного момента и выясню все, что мне надо».

Особый случай

«В некоторых магазинах я вообще не находил на прилавках продуктов с истекшим сроком годности, но встречались и моменты из ряда вон выходящие. В одной из торговых точек Нижнего Новгорода мы обнаружили такое немыслимое количество просроченных продуктов, что это больше походило на склад неликвида, а не на магазин. Я честно такое видел впервые! Причем люди покупают этот товар, не глядя на этикетки. К моему ужасу, появившийся директор магазина сам не знал даже элементарных санитарных правил, не говоря о персонале. Что в таком случае хорошего можно ждать в этом магазине?»

Советы от Александра Молочко

  • Обязательно обращайте внимание на сроки годности продуктов! Смотрите за целостностью герметичной упаковки: если она нарушена – срок годности моментально уменьшается.
  • Особое внимание обращайте на продукты в нарезке. Там должна стоять не только дата нарезки, как это зачастую бывает, но и дата производства. На этикетке треугольника сыра, к примеру, обязательно должна быть дата упаковки и дата изготовления самого сыра. Если этой даты нет, продавец по просьбе покупателя обязан показать вам этикетку и документы на этот продукт. Ведь сыр может быть изготовлен два года назад, а нарезан только сегодня.
  • Обращайте внимание на качество продуктов. Если вы купили якобы свежее мясо, а дома на кухне от него зловонный запах, возвращайте его в магазин или обращайтесь в Роспотребнадзор.
  • Бывают случаи, когда на кассе цена товара оказывается выше той, которая указана на ценнике в торговом зале. Кассир или администратор начинают объяснять, что цена уже изменилась, просто они не успевают переписывать ценники. Это отговорка и проблема магазина, а не ваша. Вам обязаны продать по той цене, которая заявлена на ценнике. Иначе это мошенничество.