Почему работодатели больше не хотят вкладываться в сотрудника

Если несколько лет назад индивидуальность сотрудника легко могла быть принесена в жертву интересам компании, то сегодня все больше людей стремятся с помощью работы удовлетворить свои потребности в личностном росте, самореализации и удовольствии от деятельности.

Светлана Курако

Маркетолог, эксперт по развитию бизнеса, основатель технологии Bisiness boom

Это приводит к неожиданным сложностям — например, стандартные методы поощрения и инвестиции в людей не приносят ожидаемых результатов. Попробуем разобраться, в чем причина этого явления и почему ограничение вложений в сотрудника приносит больше пользы, чем их увеличение.

Фото
Westend61/ Westend61/Getty Images

Что такое работа для современного человека

В первую очередь это деятельность, которая позволяет обеспечить постоянный доход и дает чувство удовлетворения от выполненных задач. Раньше в этом списке доминировали деньги, а радость от самореализации считалась приятным бонусом. Сегодня же ситуация кардинально изменилась.

Люди больше не воспринимают себя как набор умений и навыков, которые они продают за определенную сумму. Их интересует возможность реализовываться как личность, поэтому предпочтение отдается работе, которая позволит этого достичь. Сотрудники все реже готовы жертвовать собой ради компании, а это значит, что при появлении более привлекательного предложения они, не задумываясь, сменят место. И все надежды работодателя на преданность корпоративным идеалам снова не оправдаются.

К сожалению, вовлеченность работника в жизнь компании — это модный тренд, который легко реализуется только на тренингах и семинарах. В реальности же очень малый процент сотрудников живет ради работы. Большинство из них трудятся, чтобы жить: пользоваться благами, обеспечивать себе определенный уровень комфорта и т. д. И попытки работодателей искусственно навязать сотрудникам некий смысл их труда оказываются провальными.

Фото
Westend61/ Westend61/Getty Images

Инвестиции в работников: целесообразность и окупаемость

Чего хотят люди? Получать удовольствие от деятельности, чувствовать себя особенными, доказывать уникальность своей личности даже при решении стандартных задач — или просто зарабатывать достаточно, чтобы купить себе то или иное времяпрепровождение. Владелец же готов платить за то, что человек с умением решать определенные задачи будет его применять на пользу предприятию. И в его интересах стимулировать заинтересованность сотрудников, повышать их квалификацию и профессионализм.

Вот только если работник не нашел смысл в качественном выполнении своих обязанностей самостоятельно, то он будет трудиться только ради денег. Его не волнует ни судьба компании, ни последствия внезапного увольнения — в центре внимания только собственные желания и потребности. Тем более такому человеку не будет важно, сколько денег вложил владелец в его обучение. Другими словами, ни мотивационные мероприятия, ни инвестиции в профессиональный рост работников не окупятся.

Хотя получение сотрудником степени МВА за счет компании и потеряло смысл, существует множество качественных и актуальных курсов во многих областях. Кроме того, можно покупать книги в офис, подписываться на тематические журналы. Это более эффективный и дешевый способ следить за трендами в своей области. И в это стоит инвестировать. Успешным будет и вариант, когда одну половину обучения оплачивает работодатель, а другую — сам работник. Тогда человек относится к обучению более ответственно, ведь в него вложены его собственные деньги.

Фото
Westend61/ Westend61/Getty Images

Люди работают не только ради денег. Они хотят видеть цели и достигать их, получать удовольствие от того, чем занимаются.

Во что вкладывать и на чем экономить

Современные реалии доказывают: пора перестать искать для работника объяснение ценности его труда. Нужно дать ему возможность понять ее самостоятельно. А это больше зависит не от денежных вливаний, а от грамотного и рационального распределения задач. У сотрудника должны быть проекты, которые позволяют реализовать его амбиции. Многие люди уходят со стабильных мест в новые компании, которые предлагают меньше денег, но больше карьерных возможностей и перспектив роста. Это мотивирует работников не хуже (а иногда и гораздо эффективнее) денег. Поэтому вместо того, чтобы вкладывать в вовлеченность, обеспечьте разнообразие задач, позвольте сотрудникам проявлять инициативу, не решайте за них, а дайте возможность выбирать, обучаться в процессе.

Фото
Westend61/ Westend61/Getty Images

Люди работают не только ради денег. Они хотят видеть цели и достигать их, получать удовольствие от того, чем занимаются. Мы проводим на работе больше половины своего времени, и если она становится только способом прокормить себя, такая жизнь превращается в пытку. Сохранить энтузиазм с таким настроем крайне сложно. Потому люди сильнее тянутся к проектам, близким им по ценностям, а также к работе, которая им нравится.

Не стоит пренебрегать и личными качествами людей. Если ответственность и исполнительность у сотрудника в крови, материальное поощрение или инвестиции в его профессионализм позволят тому работать еще эффективнее. Но перекроить человека, настроенного получить как можно больше при минимуме усилий, вряд ли получится. Поэтому нужно искать золотую середину между разумными вложениями и возможностью повысить производительность работников более экономными средствами.

Комментарии

0