Почему весь мир следит за премией "Оскар"? Хороший вопрос. Ежегодно на планете снимается больше пяти тысяч фильмов. Преимущественно в Индии и Китае, которые не зависят от мнения американской киноиндустрии. Европейские фестивали награждают режиссеров за "кино не для всех" и делают ставку на особое видение (отличное от Голливуда). И все равно "Оскар" - премия номер один.

Потому что янки начали раньше других. И с гордостью пишут - 87-я церемония... Поэтому весь мир согласился, что они законодатели мод. Авторитеты. Смотрим, отмечаем тенденции. Это не значит, что весь мировой кинематограф пойдет по пути, указанному на "Оскаре-2015". Точно так же, как мы привыкли восхищаться коллекциями кутюрье на неделях высокой моды, а носим все равно джинсы. Но некоторые тренды Голливуда стоит принять во внимание.

Байопик будет жить еще долго

1/5
Фото:
кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга»

Кино игровое становится все ближе к документальному. Уже много лет в числе главных претендентов на «Оскар» фигурируют фильмы, основанные на реальных событиях. «Бердмэн» тоже из их числа. В его основе – история жизни актера Майкла Китона, хоть он и отрицает это из скромности. Еще пять номинантов на лучший фильм года тоже байопики. Голливуд больше не фабрика грез, теперь здесь штампуют реализм. И вот почему.

1. Капиталистический подход к любой работе заключается в том, чтобы делать ставку на конвейер. Если байопики хорошо покупаются, значит, будем штамповать их пачками. К тому же метод реконструкции событий – самый простой и незатратный: все снимается на натуре, декорации почти не нужны. И уже давно не секрет, что даже номинация на «Оскар» повышает интерес к фильму на 20 процентов. Значит, прибыль выше. Все как предсказал Карл Маркс.

Настоящий детектив сериал фото
Фото
кадр сериала «Настоящий детектив»

2. Сценаристы ушли в сериалы. Нет, серьезно. Посмотрите, какие шедевры делают сейчас в многосерийном формате. Тут вам и сказочная романтика, и детективы, и навороченная мистика. Ведь умудряются придумывать крючки, чтобы держать зрителя в напряжении неделю: от серии до серии. Кино по части сюжетов давно проигрывает – со времен забастовки сценаристов. Которые предупреждали: нам мало платят, уйдем в сериалы, где за сезон можно заработать на «Феррари».

3. Киноакадемия страшно консервативна. Нельзя сказать, что в Голливуде совсем нет чудесных комедий, сказок или мелодрам. Просто отборочная комиссия «Оскара» их не замечает. Спроси любого из 7 тысяч академиков в неформальной обстановке – он скажет, что тащился от «Малефисенты» (например). Но когда доходит до работы – все, только сурьез. Потому что если все академики проголосуют за сказку, то чем они будут отличаться от обычного зрителя, который тоже тащится от рогатой Анджелины? Ничем. Снобизм в чистом виде.

В прошлом году мы искренне надеялись, что Голливуд поймет: зритель уже перекормлен байопиками. И скоро их станет меньше. Но увы. Придется потерпеть еще пару лет. Или даже все три.

Плохих русских станет больше

Андрей Звягинцев на Оскаре
Фото
Getty

Конечно, они не могли дать золотую статуэтку Звягинцеву. Санкции – они ведь в головах, в том числе и у киноакадемиков. Фильм «Левиафан» попал в номинанты потому, что в нем много плохих русских. Для нынешней Америки, где кино возвращается к жанру пропаганды, это вполне понятная тенденция. Они и «Тимбукту» запихнули в шорт-лист по той же причине: там исламские террористы. Образ врага, ага.

Но дальше сработал тормоз: нельзя давать «Оскар» русскому режиссеру. Это неправильный месседж в мировом масштабе. Русский режиссер в США не должен стать победителем. Особенно сейчас, когда кризис и санкции. Снял бы «Левиафана» украинец – несли бы на руках до самой сцены...

Во времена холодной войны именно Голливуд вбивал в головы юным американцам стереотип: советские – это плохо. И про медведей на Красной площади тоже. Газеты тоже старались, но кто из молодежи читает газеты? Теперь вот интернет клевещет. Массово. И кино не отстает. Поэтому фильмов про плохих русских снимут еще вагон. В ближайшее время.

Возвращение джедаев

Снайпер
Брэдли Купер в фильме «Снайпер»
Фото
кадр из фильма «Снайпер»

В числе вечных номинантов, похоже, прописался Бредли Купер – четыре попытки и ни одной статуэтки. Нет, бесспорно, британец Рэдмейн сыграл блестяще. Но, давайте по-честному, выше головы не прыгнул. Кто скажет, что Купер сыграл хуже? Или Китон – разве он был менее убедителен?

Просто в жюри «Оскара» слишком много завистливых. Они травили Леонардо Ди Каприо, мариновали Тома Круза. Теперь вот черед голубоглазого брюнета, кумира миллионов женщин. Типа, ему и так хорошо, зачем еще «Оскар».

Но тут ведь почему обидно? Когда Лео Месси проиграл чемпионам мира по футболу сборной Германии, все видели: немцы реально сильнее. А голосование киноакадемиков – тайное. Остается осадочек.

Поэтому ждем в ближайшее время новых попыток непризнанных талантов. Ди Каприо отдохнул и сейчас появится сразу в трех фильмах. Купер даже отдыхать не будет: уже готовит себе две картины как продюсер. Круз, опять же, очередной камбэк снимает. Эти парни явно хотят поставить на камин золотого рыцаря. Надеемся, что хоть эти джедаи сделают что-то особенное и их фильмы удивят в текущем году.

Большие режиссеры устали

Бердмэн
Алехандро Иньярриту и Эмма Стоун празднуют победу «Бердмэна»
Фото
Getty

Это очень заметно. Когда самый известный среди претендентов на «Оскар» – мексиканец Иньярриту... Как-то невольно возникает вопрос: а взрослые дома есть? Где Спилберг? Чем занят Скорсезе? Куда пропал Вуди Аллен?

Нет, все понятно: дорогу молодым и независимым. Мы сами эту тенденцию предсказывали год назад. Но чтобы настолько...

Проблема молодых талантов (по голливудским меркам) – в их нестабильности. Вот сейчас превозносят Алехандро. До этого хвалили Альфонсо и Квентину раздавали щедрые авансы. А чем порадовали Куарон и Тарантино после «Оскаров»? Правильно, ничем. Мало кто из экспериментаторов смог повторить успех. Вот и нынешний лауреат пропадет из виду быстрее, чем падающая звезда.

У мастеров же есть важное качество: они часто снимают шедевры. Просто в нынешнем формате Голливуда большим режиссерам снимать не интересно. Но хочется верить, что они еще тряхнут стариной.

Космос и комиксы – братья навек

1/2
Фото:
кадр из фильма «Стражи Галактики»

Во всяком случае, надолго. Модная фишка: давайте нарисуем фильм на компьютере. Здесь вполне понятная тенденция: режиссерам дали в руки новые технологии. Не нужно выдумывать, как снять битву в поясе астероидов при помощи картофелин и жеванной бумаги. Масштаб и достоверность, кто ж откажется?!

Но! «Интерстеллар» и «Гравитация» – пример того, как это используется для усиления смысла фильма. Для создания трехмерности каждой мысли. А в остальном сплошные мстители и стражи Галактики. Продукт, который лепится, не приходя в сознание. И смотрится так же.

Что-то подсказывает, что именно таких штамповок станет больше. Потому что это проще и выгоднее (см. стр. 1). И даже не стоит надеяться на «Звездные войны. Эпизод 7». Реанимация этого космического зомби пройдет по стандарту комиксов. Вот увидите!