Почему весь мир следит за премией "Оскар"? Хороший вопрос. Ежегодно на планете снимается больше пяти тысяч фильмов. Преимущественно в Индии и Китае, которые не зависят от мнения американской киноиндустрии. Европейские фестивали награждают режиссеров за "кино не для всех" и делают ставку на особое видение (отличное от Голливуда). И все равно "Оскар" - премия номер один.
Потому что янки начали раньше других. И с гордостью пишут - 87-я церемония... Поэтому весь мир согласился, что они законодатели мод. Авторитеты. Смотрим, отмечаем тенденции. Это не значит, что весь мировой кинематограф пойдет по пути, указанному на "Оскаре-2015". Точно так же, как мы привыкли восхищаться коллекциями кутюрье на неделях высокой моды, а носим все равно джинсы. Но некоторые тренды Голливуда стоит принять во внимание.
Байопик будет жить еще долго
Кино игровое становится все ближе к документальному. Уже много лет в числе главных претендентов на «Оскар» фигурируют фильмы, основанные на реальных событиях. «Бердмэн» тоже из их числа. В его основе – история жизни актера Майкла Китона, хоть он и отрицает это из скромности. Еще пять номинантов на лучший фильм года тоже байопики. Голливуд больше не фабрика грез, теперь здесь штампуют реализм. И вот почему.
1. Капиталистический подход к любой работе заключается в том, чтобы делать ставку на конвейер. Если байопики хорошо покупаются, значит, будем штамповать их пачками. К тому же метод реконструкции событий – самый простой и незатратный: все снимается на натуре, декорации почти не нужны. И уже давно не секрет, что даже номинация на «Оскар» повышает интерес к фильму на 20 процентов. Значит, прибыль выше. Все как предсказал Карл Маркс.
2. Сценаристы ушли в сериалы. Нет, серьезно. Посмотрите, какие шедевры делают сейчас в многосерийном формате. Тут вам и сказочная романтика, и детективы, и навороченная мистика. Ведь умудряются придумывать крючки, чтобы держать зрителя в напряжении неделю: от серии до серии. Кино по части сюжетов давно проигрывает – со времен забастовки сценаристов. Которые предупреждали: нам мало платят, уйдем в сериалы, где за сезон можно заработать на «Феррари».
3. Киноакадемия страшно консервативна. Нельзя сказать, что в Голливуде совсем нет чудесных комедий, сказок или мелодрам. Просто отборочная комиссия «Оскара» их не замечает. Спроси любого из 7 тысяч академиков в неформальной обстановке – он скажет, что тащился от «Малефисенты» (например). Но когда доходит до работы – все, только сурьез. Потому что если все академики проголосуют за сказку, то чем они будут отличаться от обычного зрителя, который тоже тащится от рогатой Анджелины? Ничем. Снобизм в чистом виде.
В прошлом году мы искренне надеялись, что Голливуд поймет: зритель уже перекормлен байопиками. И скоро их станет меньше. Но увы. Придется потерпеть еще пару лет. Или даже все три.
Плохих русских станет больше
Конечно, они не могли дать золотую статуэтку Звягинцеву. Санкции – они ведь в головах, в том числе и у киноакадемиков. Фильм «Левиафан» попал в номинанты потому, что в нем много плохих русских. Для нынешней Америки, где кино возвращается к жанру пропаганды, это вполне понятная тенденция. Они и «Тимбукту» запихнули в шорт-лист по той же причине: там исламские террористы. Образ врага, ага.
Но дальше сработал тормоз: нельзя давать «Оскар» русскому режиссеру. Это неправильный месседж в мировом масштабе. Русский режиссер в США не должен стать победителем. Особенно сейчас, когда кризис и санкции. Снял бы «Левиафана» украинец – несли бы на руках до самой сцены...
Во времена холодной войны именно Голливуд вбивал в головы юным американцам стереотип: советские – это плохо. И про медведей на Красной площади тоже. Газеты тоже старались, но кто из молодежи читает газеты? Теперь вот интернет клевещет. Массово. И кино не отстает. Поэтому фильмов про плохих русских снимут еще вагон. В ближайшее время.
Возвращение джедаев
В числе вечных номинантов, похоже, прописался Бредли Купер – четыре попытки и ни одной статуэтки. Нет, бесспорно, британец Рэдмейн сыграл блестяще. Но, давайте по-честному, выше головы не прыгнул. Кто скажет, что Купер сыграл хуже? Или Китон – разве он был менее убедителен?
Просто в жюри «Оскара» слишком много завистливых. Они травили Леонардо Ди Каприо, мариновали Тома Круза. Теперь вот черед голубоглазого брюнета, кумира миллионов женщин. Типа, ему и так хорошо, зачем еще «Оскар».
Но тут ведь почему обидно? Когда Лео Месси проиграл чемпионам мира по футболу сборной Германии, все видели: немцы реально сильнее. А голосование киноакадемиков – тайное. Остается осадочек.
Поэтому ждем в ближайшее время новых попыток непризнанных талантов. Ди Каприо отдохнул и сейчас появится сразу в трех фильмах. Купер даже отдыхать не будет: уже готовит себе две картины как продюсер. Круз, опять же, очередной камбэк снимает. Эти парни явно хотят поставить на камин золотого рыцаря. Надеемся, что хоть эти джедаи сделают что-то особенное и их фильмы удивят в текущем году.
Большие режиссеры устали
Это очень заметно. Когда самый известный среди претендентов на «Оскар» – мексиканец Иньярриту... Как-то невольно возникает вопрос: а взрослые дома есть? Где Спилберг? Чем занят Скорсезе? Куда пропал Вуди Аллен?
Нет, все понятно: дорогу молодым и независимым. Мы сами эту тенденцию предсказывали год назад. Но чтобы настолько...
Проблема молодых талантов (по голливудским меркам) – в их нестабильности. Вот сейчас превозносят Алехандро. До этого хвалили Альфонсо и Квентину раздавали щедрые авансы. А чем порадовали Куарон и Тарантино после «Оскаров»? Правильно, ничем. Мало кто из экспериментаторов смог повторить успех. Вот и нынешний лауреат пропадет из виду быстрее, чем падающая звезда.
У мастеров же есть важное качество: они часто снимают шедевры. Просто в нынешнем формате Голливуда большим режиссерам снимать не интересно. Но хочется верить, что они еще тряхнут стариной.
Космос и комиксы – братья навек
Во всяком случае, надолго. Модная фишка: давайте нарисуем фильм на компьютере. Здесь вполне понятная тенденция: режиссерам дали в руки новые технологии. Не нужно выдумывать, как снять битву в поясе астероидов при помощи картофелин и жеванной бумаги. Масштаб и достоверность, кто ж откажется?!
Но! «Интерстеллар» и «Гравитация» – пример того, как это используется для усиления смысла фильма. Для создания трехмерности каждой мысли. А в остальном сплошные мстители и стражи Галактики. Продукт, который лепится, не приходя в сознание. И смотрится так же.
Что-то подсказывает, что именно таких штамповок станет больше. Потому что это проще и выгоднее (см. стр. 1). И даже не стоит надеяться на «Звездные войны. Эпизод 7». Реанимация этого космического зомби пройдет по стандарту комиксов. Вот увидите!