Секрет хорошего письма

«Резюме направлять по адресу» - знакомая строчка, неправда ли? Воодушевившись новыми карьерными перспективами, мы прикрепляем свое резюме к… А к чему, собственно говоря, его прикреплять?

«Здравствуйте! Направляю вам свое резюме, надеюсь, у вас есть для меня что-нибудь интересное». – вы понимаете, о чем и кому адресовано это письмо? Хотя когда мы начинаем искать работу, сами можем рассылать такие письма сотнями. Сотни писем, оставшиеся без ответа. WDay.ru задается вопросом, как привлечь внимание к своему резюме?

Если мы отсылаем резюме по почте, логично было бы снабдить его неким вводным текстом – сопроводительным письмом. В нем нужно кратко рассказать, почему вы думаете, что вы с работой идеально друг другу подходите. Этакая краткая выжимка из резюме, написанная в деловом стиле грамотным языком.

Сопроводительное письмо помогает соискателю вписаться в рамки вакансии. Например, в объявлении о вакансии указан возраст от 22 до 38 лет, а вам на пару лет меньше или больше. Зато все остальное (опыт, образование и т.п.) полностью отвечает ожиданиям работодателя. Напишите об этом, укажите, сколько вам лет и подчеркните, что вы полны сил и энергии, охотно работаете в молодежном коллективе (разумеется, только если все это - правда). Или еще: нужен опыт от 5 лет, у вас - чуть меньше 4-х после окончания института, но в студенческие годы вы участвовали в аналогичных проектах как волонтер или фрилансер. На самом деле, говорит Анастасия Корочкина, руководитель отдела подбора персонала ГК “Алкогольные заводы “Гросс”, если сотрудник нужен «еще вчера», то требования вакансии переходят в категорию «желательных», и ваши шансы существенно возрастают. Тем более, что ваше резюме может пригодиться на другую позицию.

Сопроводительное письмо не может быть универсальным для всего спектра интересующих вас вакансий. Так как адресатом письма являются разные люди и разные организации, то текст письма, в соответствии с каждой запрашиваемой вакансией, должен немного видоизменяться. Анастасия Корочкина говорит, что письма, написанные под копирку, видно сразу, и обычно таких кандидатов рассматривают неохотно, отдавая предпочтение соискателям, которые пишут «адресные» сопроводительные письма. Работодателю всегда приятно понимать, что кандидат осознано хочет работать именно в его компании и готов приложить усилия, например, составив сопроводительное письмо под него.

Большинство соискателей искренне полагают, что главное - грамотно составленное резюме, а сопроводительное письмо можно ограничить краткой припиской: «Меня очень заинтересовала опубликованная Вами вакансия!» или «Рассмотрите меня в качестве кандидата». Такие письма бессмысленны, так как факт обращения уже показывает ваш интерес. Другая крайность - большое письмо о «себе, любимом», которое очень мало соотносится с требованиями вакансии. Бывает, что в сопроводительных письмах упоминают супругов, пишут о хобби и прочих предметах, не имеющих значения в данном контексте.

Итак, что же нужно написать:

  1. Обратиться лично к человеку, которому письмо адресовано. Если вы не знаете, как его зовут, можно написать должность: «уважаемый менеджер по персоналу». Выглядит смешно, но, как показывает практика, гораздо более привлекательно для сотрудника HR-службы, чем безликое «здравствуйте!», считает Анастасия Корочкина.
  2. Не нужно длинных вступлений: вы пишите для того, чтобы вашу кандидатуру рассмотрели на должность Х в компании Y. Так и напишите. Еще в первом же абзаце хорошо бы написать, как вы узнали о вакансии. Например, «Меня заинтересовало ваше объявление о вакансии менеджера по рекламе на сайте headhunter.ru. Я бы хотела предложить свою кандидатуру на эту позицию».
  3. А дальше стоит описать, почему именно вы на этой должности будете самым лучшим сотрудником. Не углубляясь при этом в ненужные подробности и не копируя строчки в резюме. Можно написать так: «Я полагаю, что мой опыт работы менеджером по рекламе и высшее экономическое образование могут быть востребованы на этой должности, а хорошее владение двумя иностранными языками поможет в работе с иностранными клиентами». В этих трех строчках – выжимка из вашего резюме: образование, опыт работы и дополнительные навыки и умения.
  4. Если вы пишете письмо напрямую в компанию, а не в кадровое агентство, можно написать, почему вы хотите работать именно там. Продолжая нашу линию, если вы отправляете резюме, например, в Яндекс, напишите, что вам нравится тамошняя атмосфера и вам импонирует продавать рекламу именно в Яндексе, потому что вы пользуетесь им каждый день, и по достоинству цените его удобство и возможности.
  5. Ну и наконец, в заключении будет неплохо поблагодарить читателя за внимание к вашему письму. И хорошо бы в подписи указать ваше имя и контакты: это правило хорошего тона, да и найти ваше резюме потом будет проще.

Что писать не нужно:

  1. Все то же самое расписывать на три страницы. Длинные письма мы читать не любим, и обычно устаем к середине.
  2. Не стоит слишком оригинальничать. Живой язык и текст «от души» - это хорошо, но соблюдение делового этикета важнее
  3. Вставлять фразы типа «надеюсь стать вашим сотрудником» или «не мог бы я пригодиться вашей компании». Не надо умолять, работа – это партнерское соглашение, поэтому и вести себя надо по-партнерски.
  4. Не стоит с места в карьер писать, почему вы уволились с предыдущего места работы. Если дело дойдет до собеседования, то вас об этом непременно спросят. Зачем же отвечать на еще не заданный вопрос?
  5. Не отправлять письмо с ошибками, орфографическими, грамматическими и стилистическими.

А для большей наглядности редакция WDay.ru попросила Анастасию Корочкину разобрать по косточкам письмо от одного из ее соискателей.

“Добрый день!Меня зовут Ольга Иванова.Отправляю вам свое резюме на вакансию ассистента менеджера по персоналу.

Последний год я работала начальником отдела (6 человек), который формировала с нуля. Мой отдел на протяжении года показывал лучшие результаты в компании.Поэтому, беру на себя смелость утверждать, что имею практический опыт в подборе и управлении персоналом.Давно увлекаюсь психологией и методиками скорейшего раскрытия потенциала человека.Считаю HR направление, одним из самых динамично развивающихся направлений сегодня. От простого советского кадрового администрирования к эффективному раскрытию потенциала работника, выявлению мотиваций и, соответственно, повышению эффективности работы сотрудника!Очень хочу работать в этом направлении и стремлюсь к карьерному росту.Я владею актерскими навыками, навыками собеседования и переговоров. Быстро «схожусь» с людьми.Хорошо владею компьютером, навыками деловой переписки, быстро обучаюсь.Эффективно работаю с большими объемами информации. Организованна, активна.2 года работала помощником руководителя компании, поэтому хорошо владею всеми необходимыми навыками.Английский язык разговорный. ”

Орфография и пунктуация – авторские.

“В первой же строчке письма отсутствует обращение. Это нестрашно, резюме этой девушки я все равно посмотрю, но было бы приятнее, если бы она написала, кому пишет. Тем более, что свое имя я указывала в объявлении.

Хорошо, что девушка представилась – сразу понятно, как к ней обращаться в ответе, да и просто соответствует этикету. В моей практике бывают случаи, когда приходят письма от “Королевы эльфов” queenofelves@mail.ru. Такие письма обычно всерьез не рассматривают.

В письме упомянуты все нужные пункты: вакансия, на которую она претендует, опыт работы, основные навыки и личностные качества. Девушка постаралась приблизить к требованиям вакансии свой опыт работы, чтобы показать, что она сможет из него вынести на новом месте.

Но на собеседование я ее не приглашу. Дело в том, что это письмо слишком личное: Ольга сразу показала, что она – холерик, молодая восторженная девушка, которая будет активно демонстрировать характер на рабочем месте. Это ни хорошо, ни плохо, просто лично я с такими людьми схожусь с трудом, а работать она будет в моем отделе. Если вы хотите понравиться максимальному количеству сотрудников кадровых агентств и служб персонала, лучше не демонстрировать в письме свои эмоции и взгляды на развитие отрасли (как в этом письме):, вдруг они не совпадают со взглядами читающего. То же касается терминологии: не уверены в себе – не пишите. «Методик скорейшего раскрытия потенциала человека» не существует, профессионалы говорят о программах адаптации и личностного роста. С другой стороны, среди тех, кто все-таки позовет эту девушку на собеседование, вполне вероятно окажется тот, кому она подойдет именно по складу характера. Менеджеры по персоналу часто обмениваются интересными «зацепившими» резюме, а грамотно составленное письмо может побудить менеджера кинуть резюме коллеге, который ищет похожего специалиста. Кто ищет, тот найдет.”

Комментарии

3
под именем
  • Все комментарии
  • Вот видео урок в котором рассказываться как вставить фото в тело письма так, чтоб оно было не во вложении а в самом теле... Думаю кому-то может пригодиться. www.spodarev.com.ua/l_img_v_tele_pisma.html (http://spodarev.com.ua/l_img_v_tele_pisma.html)
  • не могу не поделиться - глаза режет) статья, в которой говорится о грамотном синтаксически и орфографически письме, все время "пишИте" (повелительное наклонение, не используется в фразах типа "если вы пишИте") вместо "пишЕте"... Ну и так, по мелочи... В любом случае, воспринимать всерьез материал уже не получается...)
  • Это мение с "той стороны" :) Они всегда привыкли считать себя центром вселенной. В условиях же более приближенным к земным нам на глаза попадается описание вакансии (вместе с требованиями и "компенсациями") строк на 10 в самом лучшем случае. А название компании, которая его разместила, вы видите первый раз в жизни (если оно вообще там есть, часто его скрывают, либо это вообще рекрутинговое агенство). И уверения в том, что вы "всю жизнь мечтали работать в вашей компании" конечно потешат самолюбие HR'а. Но будут откровенным враньем, странно, что они не отдают себе в этом отчета. А требования (разные - дресс-код, рабочее время), а атмосфера в коллективе? Может у яндекса и красивый сайт, а сидят они все в одной большой комнате друг у друга на голове, получают копейки фикса и маленький процент от редких продаж. Вы уже хотите туда? То же касается и собственно вакансии. Многие немаловажные детали остаются за скобками. Допустим, там стоит "управление проектами". А какими? Какие еще есть работники, какую часть работы по проектам они выполняют? Какого масштаба проекты - на мелкие фирмы и 2 тысячи долларов или на серьезный корпоративный или гос- сектор с сотнями тысяч баксов себестоимости. Это совершенно разные вещи, требующие совершенно разных навыков, умений, усилий и... компенсации :) Последнее - тоже немаловажная составляющая. Указывают ее тоже не всегда, а если указывают - вилка бывает достаточно серьезная. Сколько они будут готовы предложить вам? Предложения бывают достаточно неадекватные. А вы уже "я согласный, выберите меня!". Есть еще один момент - большинство рекрутинговых агенств, например, не принимают резюме в прикрепленных файлах. Только в теле письма. Как в таком случае должно выглядеть "сопроводительное письмо"? Вообще, мне кажется, что для усиления акцентов на какие-то важные моменты или подстройки под требования надо редактировать само резюме, что-то выделяя и подчеркивая, детализируя, а что-то подавая вскользь.