«Большая перемена», 1972 год
Персонаж — Нелли Леднева
Крючкова проснулась знаменитой в 22 года после выхода на экраны художественного фильма «Большая перемена» режиссера Алексея Коренева. Роль обаятельной девушки с гитарой Нелли Ледневой стала дебютной для актрисы. После грандиозной премьеры Крючкова считала Коренева крестным отцом в кино. Артистка говорила, что если бы не эта картина, то неизвестно, как бы сложилась ее судьба. Надо сказать, что молодая Света попала в «Большую перемену» благодаря счастливой случайности. Первый супруг, однокурсник Михаил Стародуб, попросил ее отвезти сценарий на «Мосфильм». На выходе от ассистента по актерам она столкнулась с неизвестным мужчиной. Он поинтересовался, что она делает вечером. Артистка приняла такой вопрос за фривольность. Но после приглашения на репетицию стало ясно, что это был Алексей Коренев. Сначала Крючкова пробовалась на роль учительницы Светланы Афанасьевны. Однако эта попытка, по ее ощущениям, не увенчалась успехом, она расстроилась. Вечером ей позвонили и предложили роль Нелли Ледневой.
– Света снималась в фильме, будучи студенткой третьего курса Школы-студии МХАТ, — рассказывает актриса Нина Маслова (исполнила роль ученицы 9 «А» Виктории Коровянской). — Особого внимания на съемочной площадке не привлекала. Была очень скромной, несмотря на то, что играла большую роль. Это редкость, делает ей честь, так как студенты театральных вузов и выпускники часто любят покрасоваться. Знаете, я удивилась, когда увидела готовый материал. Даже не подозревала, что Света поет. Ведь изначально песню должна была исполнять Наталья Гвоздикова. Не получилось из-за конфликта с режиссером. Вообще, был подобран невероятно гармоничный актерский ансамбль. Запоминаются даже те, кто появляется на экране всего на полторы минуты. Поэтому фильм остается любимым зрителями уже на протяжении 47 лет.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1980 год, «Собака Баскервилей», 1981 год
Персонажи — горничная Агата и Элиза Бэрримор
– 31-летняя Светлана Николаевна была очаровательной горничной Агатой, — делится киновед Людмила Бахтина. — При всей нескладности ее героиня была обаятельна и притягательна. Актриса вложила в эту роль главные черты своего характера — упертость и желание найти свое место под солнцем. Хоть Агата и служанка, она точно знает, что достойна большего и имеет право на счастье. Здесь прослеживается параллель и с артисткой. Крючкова только с третьего раза поступила в театральный институт. После первого провала уехала в родной Кишинев. После второго — осталась в Москве, устроилась на завод и падала от усталости и недоедания. Но при этом знала, что добьется своего. Режиссеры любят ее за умение кропотливо работать над деталями. Она может запомниться зрителю только по одной фразе.
Во время съемок в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей» актриса была в положении, о чем не подозревал режиссер картины Игорь Масленников. Когда Светлана Крючкова прочитала сценарий, то испугалась за будущего ребенка. Ведь от постоянного рыдания и эмоционального накала она могла потерять малыша. Однако Крючкова не собиралась отказываться от роли миссис Элизы Бэрримор. Решила, что будет со смехом говорить драматический текст. Благодаря своей находчивости актриса придала героине изюминку в характере.
– В сцене, где Бэрримор оправдывает преступника, Света произносит большой монолог, — делится актер Александр Адабашьян (сыграл роль Джона Бэрримора). — Она это делает с невероятной скоростью, обращаясь то к Генри, то к Ватсону. На озвучивании ей пришлось повторить то же самое. Это занятие непростое. Ведь она то была в кадре, то выходила из него, то поворачивалась. При этом нужно было точно попадать в артикуляцию. Сначала Масленников предложил ей сделать это кусочками. Но она отказалась. Два раза послушала фонограмму и уложилась. Затем справилась с этой же задачей, стоя спиной к проектору. Меня всегда изумляло то, как Крючкова легко запоминает мизансцены и физически меняется в кадре. Ведь актеру необходимо одновременно выполнять две задачи — двигаться и играть определенную эмоцию. Поразительно, что она никогда не выпадала из действия. Светлана легко импровизирует. Если партнер что-то менял во время съемок в своей сцене, то Крючкова немедленно подстраивалась. У нее абсолютный музыкальный слух, точное ощущение ритма и потрясающая память. Была история, когда они с Михаилом Козаковым — старшим состязались, кто знает больше стихов. Они читали по очереди. В какой-то момент актер сдался. А вот Светлану уже просто попросили прерваться, так как она могла читать до утра. Более того, она очень тонко чувствует связь с залом. Может с ходу поменять свою программу. Крючкова никогда не придумывает образ, она вытаскивает то, что в ней есть. А есть в ней очень много!
«Ликвидация», 2007 год
Персонаж — тетя Песя
– Даже не представлял, кого бы мог позвать на роль еврейской женщины тети Песи, — рассказывает режиссер Сергей Урсуляк. — Как-то моя ассистентка предложила Светлану Крючкову. Сначала я отказался от этой идеи. Ведь сама артистка абсолютно русская… В течение трех месяцев обдумывал это. Потом вызвал актрису сразу на грим-пробы. Когда ей надели парик и широкую юбку, из современной женщины она превратилась в настоящую тетю Песю.
Бывало и такое, что ассистенты даже не пропускали актрису на площадку, так как не могли отличить от местной жительницы. К этой роли актриса готовилась заранее. За несколько дней до съемок приехала в Одессу, где проходили съемки, чтобы послушать местную речь. Позже Светлана Николаевна поведала, что «Ликвидации» не было бы без ее Кишиневского дворика, где она провела все детство. В округе проживало семь еврейских семей и три украинских. Это помогло актрисе во время поиска акцента. Надо сказать, что на съемках ей приходилось непросто. Ведь незадолго до них Крючкова пережила клиническую смерть. Поэтому артистка попросила режиссера, чтобы ей создали индивидуальные условия: свой вагончик с кондиционером и диетической едой. Кстати, актриса никогда не стеснялась полноты и всегда боялась похудеть. Она считает свой вес своеобразной защитой от мира.
«Шерлок Холмс», 2013 год
Персонаж — королева Виктория
Королеву Викторию артистка сыграла в 63 года. Нельзя не отметить ее феноменальное сходство с этой исторической личностью. Чего стоит один только ее строгий и надменный взгляд.
А также
Каждый образ актрисы отличается от предыдущего.
«Не может быть!» 1975 год — Зинуля, любовница артиста.
«Женитьба», 1977 год — Агафья Тихоновна Купердягина, невеста.
«Царская охота», 1990 год — Екатерина II.
«Дюймовочка», 2007 год — Жаба.
«Похороните меня за плинтусом», 2008 год — Нина Антоновна, бабушка Саши Савельева.