Фото №1 - Типичные ошибки на собеседовании

Неправильно подобранная одежда.

«Встречают по одежке» - избитая, но, тем не менее, истина. С одной стороны - вы еще не сотрудник компании и не обязаны подчиняться требованиям дресс-кода. С другой - если вы пришли на собеседование, вы заинтересованы в этой работе, а значит - готовы принять существующие правила. Особенно важен внешний вид для тех, кто претендует на должность «лица компании» - секретарей, менеджеров по работе с клиентами или партнерами. Поэтому перед собеседованием стоит уделить время выбору и подготовке туалета. Даже если вы идете в компанию, которая декларирует полный отказ от корпоративных ценностей: если вы придете туда в синем костюме с юбкой до колен и наглухо застегнутой белой рубашке, вас вряд ли туда возьмут.

Что делать?

Исправить первое впечатление довольно трудно. Но можно попробовать. Если вы пришли на собеседование и поняли, что одеты категорически не так, не теряйтесь. Иначе, потеряв уверенность в себе, вы рискуете наломать еще больше дров. Когда в разговоре дело дойдет до ваших вопросов, поинтересуйтесь, существует ли в компании дресс-код. Этим вы покажете собеседнику, что вы осознаете свое несоответствие и готовы принять правила игры. Если вы оделись чересчур строго, это можно исправить, взяв менее формальный тон в разговоре.

Опоздания.

Менеджеры по персоналу страшно не любят опаздывающих. Обычно график собеседований составлен довольно плотно, и если опаздывает один кандидат, переносить приходится всех остальных. Поэтому важно планировать свое время так, чтобы прийти вовремя. Раньше тоже не страшно. Главное - не позже. Ваша пунктуальность - тоже часть первого впечатления, которое, как ни крути, будет важным фактором при принятии работодателем решения.

Что делать?

Однако бывает в жизни всякое. Землетрясение, кошка съела ключи или по пути попалась горящая изба, в которую невозможно не войти. Если форс-мажор застал вас по дороге на собеседование на работу вашей мечты, самое простое и правильное решение - любым способом сообщить, что вы опаздываете до наступления назначенного времени. Сообщить, извиниться, и еще раз извиниться тогда, когда вы все-таки доберетесь до места. Причем проделать все это, сохранив чувство собственного достоинства, а не оправдываясь.

Недостаток уверенности в себе

По большому счету, сложно назвать это ошибкой, тревожность и неуверенность в себе - это личностные качества, которые в работе могут обернуться ответственностью и исполнительностью. Но наша культура такова, что коммуникабельные лидеры за счет напористости и уверенности в себе способны добиться большего, чем суперпрофессиональный замкнутый исполнитель. Поэтому если вы волнуетесь, стоит подготовиться заранее. Не пейте успокоительных: велик риск, что они окажут снотворный эффект, и к моменту интервью вы будете сонной и вялой. Лучше попробовать успокоиться самостоятельно. Например, наметьте сразу после собеседования какое-нибудь приятное дело - поход по магазинам, встречу с друзьями или любимым человеком. Подойдет любое событие, главное, чтобы вы ждали его с нетерпением. Волнуемся мы обычно по очень значимым для нас поводам. Поэтому еще один совет - не посвящать подготовке и самому интервью день целиком, а параллельно заниматься чем-то еще. Это отвлечет и успокоит вас.

Что делать?

Вы пришли на интервью и не можете успокоиться? Или первоначальный настрой пропал, и вы чувствуете, что волнуетесь все сильнее? С этим тоже можно бороться. К примеру, поищите забавные несоответствия между словом и делом вашего собеседника. Он пугает вас своей серьезностью? А может, у него носки не того цвета, или на ней розовое платье фасона baby-doll? Заметьте, когда мы смеемся, волнение уходит. Не обязательно хохотать в голос, можно просто отметить про себя забавный факт, внутренне улыбнуться и... перестать относиться к интервью столь серьезно.

Ложь

Врать нехорошо, и в том числе нехорошо врать о себе и своих трудовых подвигах. Большинство той информации, которую вы о себе предоставляете, легко проверить. Тем более что проверка кандидата службой безопасности - стандартное мероприятие в большинстве компаний. Поэтому ваша ложь, скорее всего, вскроется и сработает не в вашу пользу. Перед походом на собеседование просмотрите еще раз свое резюме и прикиньте, готовы ли вы отвечать за каждое написанное там слово.

Что делать?

Если вы все же солгали, и ваш обман вскрылся прямо на интервью, самое плохое, что вы можете придумать - это начать отпираться и настаивать на своей лжи. Этим вы ситуацию не спасете, а скорее наоборот. Долгие оправдания тоже выглядят довольно беспомощно. Если вас поймали на лжи, объясните, почему вы это сделали и вкратце опишите, как все было на самом деле. Пусть вы будете выглядеть неприглядно, зато покажете, что вы можете признать свою ошибку и взять на себя ответственность за совершенный промах. Тоже немаловажное в деловом мире качество. Если вы соврали, но ваша ложь вскрылась позже, скорее всего, вы об этом никогда не узнаете. Просто работу вы не получите. Поэтому лучше - не врать совсем.

Сплетни

Знаете, почему мы не любим сплетников? Потому что мало-мальски здравомыслящий человек понимает, что когда-нибудь предметом сплетни станет он сам. Если вы на собеседовании начинаете рассказывать, как вас притесняли и обижали на предыдущих местах работы, каким отвратительным чудовищем был ваш босс, ваш потенциальный начальник очень быстро представит, как через месяц вы будете говорить все то же самое о нем. А зачем ему такое счастье?

Что делать?

Заранее продумайте ответы на все возможные скользкие вопросы. Почему вы ушли с предыдущего места работы? По чему угодно, только не потому, что не сложились отношения в коллективе. А если они и правда не сложились, и уходите вы именно поэтому, а врать нельзя? Найдите такую формулировку, которая не оскорбит ваших бывших коллег. Например, не было возможностей для развития, адекватных вашим амбициям. Конечно, если все рабочее время тратится на выяснение отношений, какое уж тут профессиональное развитие. Только вот эту последнюю мысль озвучивать не стоит.

Разговоры о зарплате

Известное правило гласит: кто первый называет цифру, тот и проигрывает. Поэтому не стоит заводить разговор о зарплате самой, лучше дождаться, когда интервьюер сам заведет об этом разговор. Не заведет - все равно не спрашивайте, это тоже может быть частью проверки. В западном деловом мире существует такой неписанный закон: первое собеседование - всегда о вас, о том, что вы можете дать компании, и речь о деньгах в нем не заходит. И в российских представительствах западных компаний этого правила стараются придерживаться. А вот когда после интервью вам позвонят и скажут, что «мы готовы сделать вам предложение», обсудить вопросы материальной компенсации будет вполне уместно.

Что делать?

А если работодатель сам вынуждает вас назвать цифру? К такому повороту тоже нужно быть готовым, и заранее представлять себе уровень зарплат в компании и «стоимость» профессионала вашей квалификации на рынке труда. Если вы хотите больше, чем «в среднем по больнице», будьте готовы привести веские и разумные аргументы.

Вопросов нет

Часть интервью «а есть ли у вас какие-либо вопросы» не менее важна, чем «расскажите нам о себе». Это прекрасный шанс для вас узнать, подходит ли вам эта компания и предлагаемая должность. Причем лучше не концентрироваться на абстрактных вопросах типа «как давно ваша компания вышла на рынок?» и «кто владеет блокирующим пакетом акций?». Все это важно и интересно, но, во-первых, прекрасно гуглируется, а во-вторых, к вашей будущей работе непосредственного отношения не имеет. Лучше интересоваться своими будущими должностными обязанностями, чтобы потом не было сюрпризов, кому вы будете подчиняться, с кем непосредственно взаимодействовать, от кого зависеть в работе. В этой части интервью уместно вспомнить о том, что оценивают не только вас, как потенциального сотрудника, но и вы присматриваетесь к своему будущему месту работы.

Что делать?

Спрашивать, спрашивать и еще раз спрашивать!

Нестандартные ситуации

«Я все про вас знаю».

Когда я пришла устраиваться на работу, моя потенциальная начальница первым делом мне сообщила, что слушать обо мне ей не хочется, потому что она и так все знает. В ходе разговора выяснилось, что «все» - это явное преувеличение, но общие знакомы у нас с ней действительно имелись. Возникает вопрос, что делать в такой ситуации?

Во-первых, не паниковать и поинтересоваться, откуда вас знают. И после этого решать, как себя вести. Важно соблюсти следующие правила: не фамильярничать – знакомство через одни руки – вовсе не повод к неформальному общению, и не сплетничать. О том, почему не стоит этого делать, мы уже писали.

«Превед, кросафчег!»

Бывает, что мы увлекаемся, и в нашей речи появляется несвойственный деловому этикету жаргон. И хорошо еще, если это какой-нибудь «социокультурный бэкграунд», а если, не дай Бог, матерное словечко? Что делать, если все-таки вырвалось?

Во-первых, услышать, что вы сказали что-то не то. Всегда во время разговора слушайте себя и следите за тем, какую реакцию вызывают ваши слова у собеседников. Как-то только вы скажете что-то не то, вы поймете это по их вытянувшимся лицам. И когда вы себя на этом поймаете, первым делом, извинитесь. Покраснеть тоже не помешает. Постарайтесь обратить сказанное в шутку, сделать вид, что вы кого-то процитировали, то есть любым способом покажите, что грубости и бранные слова для вас не норма. И дальше следите за собой особенно тщательно.

«Я готова приступить прямо сейчас!»

Эту ошибку сложно назвать форс-мажором, однако ее последствия могут сказаться на вашей карьере в этой компании. Сразу проявляя излишнюю лояльность, мы даем работодателю понять, что мы можем много и бесплатно. И если такое мнение о вас закрепится, прощай быстрый рост и высокая зарплата.

Случай из жизни: один мой знакомый устраивался на работу в солидную маркетинговую компанию. Причем компания вышла на него сама, а он ответил им, что предложение ему нравится, и еще до собеседования попросил тестовое задание. Тестовое задание ему прислали. Данные по разным компаниям на 10 страницах, с просьбой написать по нему полный сравнительный отчет. Работа, стоимость которой примерно равна его месячной зарплате. Подумав, он отказался выполнять это задание и на интервью не пошел. Однако его будущий руководитель перезвонил ему сам, извинился за «недоразумение» и сделал ему предложение, от которого невозможно было отказаться.

Так что главное в погоне за работой – не потерять себя!