Вдовиченков и Лядова: «Съемки «Левиафана» были как конец света»

Во время последнего фестиваля «Кинотавр» мы поговорили с Владимиром Вдовиченковым и Еленой Лядовой о нашумевшей картине Андрея Звягинцева.

Владимир Вдовиченков и Елена Лядова пара
Фото
Getty Images

Елена и Владимир вместе сыграли в картине Андрея Звягинцева «Левиафан», премьера которого состоялась в мае в Каннах. Их выходы украсили красную дорожку фестиваля на Лазурном побережье. Вдвоем они приезжали и на «Кинотавр»: Елена – в качестве члена жюри, Владимир – как гость. На одном из киносмотров «Антенне» удалось побеседовать с парой.

Владимир, на пресс-конференции в Каннах вы сказали, что прославились в России, играя бандитов. Но в «Левиафане» у вас совсем другой образ. На мой взгляд, посмотрев этот фильм, зрители поймут, что вы недооцененный драматический артист…

Не согласна. Мною Владимир был оценен во многих ролях. Я видела его работы по телевизору, и понимала, что он серьезный актер. Просто я сама актриса и не смотрю однобоко на коллег, вижу их потенциал. Увидела я его и в Володе. А работая над «Левиафаном», оказалось, что это и правда так!

Вы познакомились именно на съемках «Левиафана»?

Да, мы даже пробы вместе не проходили.

И вы, Владимир, до этого Елену тоже видели только в кино?..

Наверное, больше слышал. Мол, вот, появилась артистка! Я думал: что же там за артистка такая? А потом, когда мы познакомились на съемках (простите, что в присутствии Елены пою ей дифирамбы), то многому у нее научился. Я, наверное, в какой-то момент потерял интерес к кино и сконцентрировался на театре. И немножечко не то чтобы утратил навык съемок, но не приобрел в этом плане ничего нового, срочно надо было все наверстывать. И мне повезло, что после большого перерыва я попал к такому режиссеру, как Андрей Звягинцев. После работы с ним, как и после работы в театре с Римасом Туминасом (режиссер Театра им. Вахтангова, где служит Вдовиченков. – Прим. «Антенны»), уже сложно сотрудничать с кем-то другим, не так комфортно. И я, конечно, учился на съемках «Левиафана». Учился и у Елены. Это не выглядело, как превосходство одного актера над другим. Мы в человеческом смысле нашли контакт: я чего-то не умею, что-то не вижу, она что-то не видит, и мы в каком-то смысле помогали друг другу.
Владимир Вдовиченков и Елена Лядова пара
Фото
Getty Images

Да, это точно.

Старались, что-то придумывали. И все это объединялось силой мысли Андрея. Я рад, что нам посчастливилось работать в такой команде.
Владимир Вдовиченков и Елена Лядова пара
Фото
Getty Images

Пейзажи, картинки в «Левиафане» очень красивые, но не очень уютные. Вам было физически комфортно сниматься на Севере?

Все было, как это выглядело. Конец света. Баренцево море, Северный Ледовитый океан. Грибы-ягоды, собирательство-рыбалка. Такая жизнь. Иногда электричество отрубали…

…И когда его врубали, все были счастливы, что хотя бы свет есть! Конечно, местность накладывает свой отпечаток на настроение. Северная аномалия летом заключается в том, что там всегда день. Круглосуточно. А осенью, когда начинает темнеть, почти всегда темно. Где мы работали, там не было столовой, не то что кафе. Не было клуба. Но там очень красиво, очень ветрено, очень холодно, очень одиноко. Край страны, край мира! Конечно, там начинаешь размышлять о бренности бытия…

Владимир, в вашего героя в «Левиафане» влюбляется жена друга: тут и измена, и предательство. Вы обсуждали между собой эту ситуацию, мотивы поступков персонажей?

Когда ты получаешь сценарий, должен замотивировать поступки своего героя. Есть ли ему оправдание? Это вопрос к сценаристу, который написал мне такую партитуру. Если я на нее соглашаюсь, значит, я нахожу персонажу оправдание, придумываю что-то.

Но вы верите в мужскую дружбу?

Конечно, верю. А также верю, что такая дружба рушится. Верю и в предательство, и в такие жизненные коллизии!.. Жизнь может такие фантастичные круги завернуть, что ни в каком сценарии не найдешь… И мы играем разные истории, и на сцене, и в кино, от Вампилова до Шекспира и Чехова.
Владимир Вдовиченков и Елена Лядова пара
Фото
Getty Images

Елена, а вам, мне кажется, часто достаются героини, которые по сюжету страдают...

Да. Мучаются. А в этом фильме моя Лиля вообще умерла от страданий. Это апогей моих ролей. На этом трагичном образе завершилась пока работа у Звягинцева. Потом будут только смех и танцы у Андрея Прошкина в «Орлеане»!

Кстати, вы же и этот проект представляли в Каннах – на кинорынке. Это вообще ваш второй визит на фестиваль во Францию – в 2011-м вы приезжали на премьеру Звягинцева «Елена». Эмоции испытывали разные?

Первый раз я приезжала в Канны лишь в день показа картины, и это был сумасшедший дом. Но впечатления, конечно, были яркие. А в мае я приехала с представлением сразу двух картин: на кинорынке и на конкурсной программе. Приехала пораньше. И помимо кинопросмотров мне удалось подняться в замок на холме, поесть устриц… В остальном я отдыхала.

Я тоже приехал пораньше. Хотелось посмотреть фестивальную историю не в контексте галопа. Успел посетить и несколько приличных магазинов, сходить в тот же местный замок. Когда я слышал о Каннском фестивале, мне он представлялся такой фантасмагорией счастья, света, лучезарности, кино, любви! Но когда оказался в статусе приглашенного, то сразу возникает масса вопросов: что надеть, куда идти. Появляются правила, которые загоняют тебя в рамки, комфорта меньше и меньше. И если ты в состоянии отличить лоск от сути, то понимаешь: там, в общем, лоск. И всему есть цена, и она бескомпромиссная. В чем отличие «Кинотавра» от Канн. В Сочи все знают цену друг другу цену, и отношение более человечное. А в Каннах важна упаковка. Тебя задвигают, потом ты победил – и тебя сразу чествуют и любят. И все это в одну секунду. Это обескураживает.

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Молодцы !