Быть или не быть: 10 лучших экранизаций Шекспира

В российский прокат выходит «Макбет» – очередная вариация одноименной шекспировской драмы с Марион Котийяр и Майклом Фассбендером в главных ролях. Есть повод сходить в кино, а заодно вспомнить самые звездные прочтения английского классика.

«Кориолан», 2010

Фото:
кадр из фильма «Кориолан»

Режиссер: Рэйф Файнс.

В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн и др.

Прошло уже пять лет с той самой поры, как актер Рэйф Файнс решился дополнить свой послужной список и режиссерскими проектами. Вступил он в новую должность весьма смело и нестандартно: осовременив на широком экране классическую трагедию Уильяма Шекспира «Кориолан». Начинающий режиссер отправил свою съемочную группу в лабиринты каменных джунглей вместо античных строений и припрятал подальше старинные клинки, вручив всем (и самому себе тоже) бутафорские автоматы.

О чем фильм?

Сюжет основан на легенде о полководце Гае Марцие Кориолане, жившем в Риме в V веке до нашей эры. Страшный голод провоцирует жителей Вечного города на восстание, они требуют от правительства хлеба. Однако презирающие римлян солдаты под командованием Гая Марция (его-то и исполняет Файнс) разгоняют бунтующих. Увы, это не останавливает кровопролития, а героя Файнса изгоняют из города. Все как в шекспировской трагедии: знакомые строки, сюжет, разве что антураж для современного зрителя более привычный.

«Венецианский купец», 2004

Фото:
кадр из фильма «Венецианский купец»

Режиссер: Майкл Рэдфорд.

В ролях: Аль Пачино, Джереми Айронс, Джозеф Файнс, Линн Коллинс, Зулейха Робинсон и др.

То ли комедия, то ли трагедия (тут можно долго спорить), «Венецианский купец», как и все произведения Шекспира, не была взята из головы, а основана на новелле Сера Джованни Флорентийца. Экранизация пьесы с Аль Пачино не столь неоднозначна, как первоисточник: перед нами стопроцентная драма. В ней все, что что случается с героем Аль Пачино, показано в более остром и болезненном ключе, чем в шекспировском тексте. В остальном же «Венецианский купец» – вполне себе не отходящая от канонов оригинала экранизация с богатыми костюмами и шикарными декорациями.

О чем фильм?

Венецианские жители, чья жизнь – сплошной шик и наслаждение, явно недолюбливают иудея-ростовщика по имени Шейлок, а тот, подсчитывая каждую заработанную монету, угрюмо отвечает им тем же. Взаимная ненависть могла бы накалить все страсти до предела, но неожиданно в конфликт вмешивается светлое чувство любви. Дочь алчного ростовщика по имени Джессика влюбляется в богатого юношу из числа презирающих ее отца. К счастью, тут нас ожидает совсем не такой печальные конец, как в пьесе про Монтекки и Капулетти.

«Двенадцатая ночь, или Что угодно», 1996

Фото:
кадр из фильма «Двенадцатая ночь, или Что угодно»

Режиссер: Тревор Нанн.

В ролях: Имоджен Стаббс, Стивен Макинтош, Николас Фэррел, Хелена Бонем Картер и др.

Увы, не самая известная экранизация английского классика. Да и первоисточник не так знаменит, как «Король Лир» или «Гамлет». Хотя именно в этой пьесе Шекспир первый разработал сюжет, знакомый многим любителям сериалов и комедий, когда некие герои – братья, сестры, враги, возлюбленные или просто случайные встречные – как по волшебству меняются телами. Или вынуждены это изображать. Местами фильм уморителен до приступов икоты, но между тем приятно романтичен и ничуть не затянут. И все это удовольствие представлено в ярком, чисто британском актерском составе (одна Хелена Бонэм Картер в роли влюбленной барышни чего стоит!).

О чем фильм?

Страшное кораблекрушение приводит к тому, что двое близнецов – Себастьян и Виола, мальчик и девочка – невольно разлучены. Оказавшись в чужой стране, Виола вынуждена изображать мужчину, переодевшись в мужское платье и назвавшись чужим именем. И кто бы мог подумать. что такой маскарад приведет к тому, что в Виолу влюбится… другая женщина!

«Много шума из ничего», 1993

Фото:
кадр из фильма «Много шума из ничего»

Режиссер: Кеннет Брана.

В ролях: Кеннет Брана, Майкл Китон, Роберт Шон Леонард, Киану Ривз.

Кеннет Брана давно в равной степени является и актером, и режиссером. И надо сказать, что и то, и другое получается у него весьма успешно. Но если сейчас режиссер Брана создает больше коммерческие фильмы для подростковой аудитории (вспомним «Золушку» и «Тора»), то начинал он с создания киноверсий классических книжек. Шекспировских экранизаций он сделал целых три. В том числе и «Много шума из ничего» – веселый, легкий и очень достойный фильм со знатным актерским составом, вызывающий настойчивое желание тут же открыть незнакомую пьесу или перечитать ее вновь. Единственное, что, пожалуй, омрачает впечатление, – номинация Киану Ривза за роль в этом фильме на «Золотую малину». Но ведь критики могут ошибаться.

О чем фильм?

Не сидится на месте паре будущих молодоженов, потому за неделю до свадьбы Гера и Клаудио заключают своеобразное пари. В их планы входит свести холостяка Бенедикта и спорщицу Беатриче. Но не бывает у Шекспира все тихо-мирно, даже если любовь и до свадьбы остается неделя: среди персонажей ленты обязательно найдется тот, кто захочет помешать счастью главных героев.

«Розенкранц и Гильденштерн мертвы», 1990

Фото:
кадр из фильма «Розенкранц и Гильденштерн мертвы»

Режиссер: Том Стоппард.

В ролях: Гари Олдман, Тим Рот, Ричард Дрейфусс, Ливио Бадурина и др.

В «Гамлете» Шекспира Розенкранц и Гильденштерн являются второстепенными героями. А в фильме, названном их именами, друзьям достаются центральные роли. А вся история «Гамлета» из трагедии превращается в ироничную философскую комедию. И несмотря на то что эта картина – экранизация не Шекспира, а самостоятельной пьесы, демонстрирующей весьма индивидуальный взгляд на текст драматурга, фильм стоит упомянуть именно в ряду шекспировских экранизаций. Жюри Венецианского кинофестиваля, награждая эту картину своим главным призом – «Золотым львом», наверняка считало точно так же.

О чем фильм?

Два неразлучных друга Розенкранц и Гильденштерн (в данном случае это не будет спойлером) отправлены королем Клавдием к принцу Гамлету, чтобы выведать, что на самом деле скрывается за его безумием. Но если в начале сюжет еще совпадает с шекспировской пьесой, то далее начинается уже незнакомый зрителю фарс, полный просто-таки зашкаливающего абсурда. В общем, любителям великого англичанина стоит посмотреть. Хотя бы ради Тима Рота и Гари Олдмана. Это не вам не «Четыре комнаты» и уж точно не «Пятый элемент» – все куда острее и тоньше.

«Укрощение строптивого», 1980

Фото:
кадр из фильма «Укрощение строптивого»

Режиссеры: Франко Кастеллано, Джузеппе Моччиа.

В ролях: Адриано Челентано, Орнелла Мути, Эдит Питерс, Пиппо Сантонастасо и др.

Фильм «Укрощение строптивого» является не просто одной из самых величайших комедий всех времен, разошедшейся на афоризмы, но довольно любопытной интерпретацией шекспировского текста. Место действия перенесли в наши дни, стервозная женщина стала мужчиной, а покорить его сердце конечно же придется незамужней красавице. Что из этого получилось? Как минимум еще один культовый фильм, где Адриано Челентано исполнил свою самую знаменитую роль.

О чем фильм?

40-летний фермер по имени Элиа не жалует женщин и к тому же обладает крайне склочным характером, из-за которого он умудрился разругаться со всеми соседями-мужчинами и даже подать жалобу на судью. И вряд ли Элиа ожидал, что однажды в проливной дождь в его дверь постучится девушка Лиза, которая рискнет изменить все мировоззрение этого упертого скандалиста и женоненавистника.

Смотреть фильм стоит хотя бы ради знаменитых цитат, например, этой:

— Сколько вам лет?

— Не помню.

— Я бы дал меньше…

«Король Лир», 1971

Фото:

Режиссер: Григорий Козинцев.

В ролях: Юри Ярвет, Олег Даль, Эльза Радзиня, Галина Волчек.

Этот фильм – последняя работа великого советского режиссера Григория Козинцева. Пьесы Шекспира он экранизировал дважды (помимо «Короля Лира» Козинцев перенес на экран еще и «Гамлета»). Потому неудивительно, что работа получилась удивительно близкой к оригиналу, органичной и столь же мудрой, как шекспировский текст. Возможно, кинолента вышла удачной еще из-за того, что у режиссера была своеобразная «репетиция» перед съемками. За тридцать лет до этого Козинцев ставил «Короля Лира» на сцене БДТ им. Горького.

О чем фильм?

Король Лир решил отойти от дел и пытается разделить королевство между своими тремя дочерьми. Чтобы сделать правильный выбор, кому сколько земли выделить, он задает всем троим вопрос: «Как сильно вы меня любите?» Коварные старшие дочери умело заливаются сладкими речами, а младшая – Корделия – отказывается льстить, говоря, что ее любовь выше этого. В гневе Лир оставляет любимую младшую дочь без наследства, а все земли и богатства передает ее сестрам. Но вскоре выясняется, что льстивые дочери не хотят даже видеть родного отца.

«Ромео и Джульетта», 1968

Фото:
кадр из фильма «Ромео и Джульетта»

Режиссер: Франко Дзеффирелли.

В ролях: Леонард Уайтинг, Оливия Хасси, Джон Макинери, Майло О’Ши, Пэт Хейвуд и др.

Франко Дзеффирелли сделал себе имя на экранизациях самой разнообразной классики, включая Шекспира. Потому было бы просто неприлично не упомянуть хоть одну его картину по пьесам великого драматурга. «Ромео и Джульетта» 1968 года – фильм, уже сам ставший нестареющей классикой, это именно та экранизация, которую можно и нужно советовать к просмотру. С момента выхода картины мало что изменилось в ее оценках: и в Советском Союзе, и в современной России именно эту версию признают лучшей абсолютно все, от школьных учителей до маститых кинокритиков. Кстати, история о любви между героями получила свое продолжение уже после окончания съемок фильма. Влюбленные друг в друга исполнители главных ролей Леонард Уайтинг и Оливия Хасси встречались около года. Отношения убила безумная популярность обоих и напряженные рабочие графики. Однако, несмотря на расставание, Леонард и Оливия остались хорошими друзьями.

О чем фильм?

Два больших и очень богатых семейных клана Монтеки и Каппулетти борются друг с другом, но их наследники Ромео и Джульетта влюбляются так горячо, страстно и взаимно, что теперь им не страшны им ни запреты, ни предрассудки, ни даже стопроцентная вероятность трагичного финала.

«Гамлет», 1964

Фото:
кадр из фильма «Гамлет»

Режиссер: Григорий Козинцев.

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзинь, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская.

Экранизаций «Гамлета» великое множество, но с гордостью можно сказать, что именно советская является одной из самых лучших. И неудивительно, ведь наше искусство относится с особо трепетной любовью и глубоким пониманием к героям, погруженным в мучительные думы. Не только советские и современные российские зрители признавали «Гамлета» Козинцева великолепным и признавали его хрестоматийную точность. Достались экранизации за высокое качество и специальный приз Венецианского кинофестиваля плюс номинации на «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии. Однако самое замечательное в советском «Гамлете» – это даже не гениально переложенный на язык кино первоисточник, а Иннокентий Смоктуновский в главной роли – первый интеллектуальный актер отечественного киноэкрана.

О чем фильм?

Гамлет, принц Датский, тяжело переживает любимого отца-короля. Но омрачает его существование еще и мать, которая после смерти мужа быстро находит ему замену в лице коварного Клавдия. Покойному королю он приходится братом, а Гамлету, соответсвенно, родным дядей. Встреча Гамлета с призраком умершего родителя расставляет все на свои места, ведь выясняется, что именно новый король Клавдий убил отца Гамлета ради престола. Теперь у принца появляется новый смысл жизни – это месть, которая неизбежно влечет за собюой самые страшные последствия.

«Трон в крови», 1957

Фото:
кадр из фильма «Трон в крови»

Режиссер: Акира Куросава.

В ролях: Тосиро Мифун, Исудзу Ямада, Такаси Симура, Акира Кубо.

Прошло уже более 400 лет с момента написания шекспировского «Макбета», и, разумеется, ни для кого не будет сюрпризом, что было снято немалое количество экранизаций. Однако фильм Куросавы особенный, потому что классик мирового кино не просто переложил текст британского писателя в кинофильм, но и отправил прототипов героев Шекспира в Японию вместо Шотландии, доказав тем самым, что сюжеты драматурга не имеют никакой привязки ни к времени, ни к месту действия.

Несмотря на то что в этом фильме нет знакомых стихотворных строк, а антураж у него непривычно восточный, именно эту версию «Макбета» номинировали на «Золотого венецианского льва». А советский режиссер Григорий Козинцев с почтением окрестил работу Куросавы лучшим шекспировским фильмом.

О чем фильм?

Честолюбивый японский самурай Васидзу Такэтоки, заплутав после битвы в лесу, встречает там старую ведунью. Встреча эта оказывается судьбоносной. Женщина предсказывает самураю власть и богатство, но подстрекаемый собственной женой Васидзу решается получить больше, чем ему обещано провидицей. Однако судьбу не обманешь…

Комментарии

0
под именем