Фото №1 - Ян Цапник: «И несчастный случай – к удаче»
Фото
Сергей Тягин

Герой на костылях

Фильм «Призрак», в котором у вас одна из главных ролей, только что вышел на экраны. Но вы-то его наверняка посмотрели заранее? Довольны результатом?

Я заранее ничего не смотрю и вообще стараюсь губу не раскатывать: потом закатывать не придется. Всегда жду премьеры. Хотя сниматься у Саши Войтинского (режиссер «Призрака». – Прим. «Антенны») было здорово! Очень хорошая компания подобралась: Федор Бондарчук, Игорь Угольников, талантливая съемочная группа.

Кстати, сначала Ян пробовался на роль, которую играет Угольников. Ему после проб позвонили: вы утверждены, но на другого героя.

Ничего себе сюрприз…

Да это обычное дело. Я прочитал сценарий и согласился. Получилось, что по фильму мы с Бондарчуком – лучшие друзья, а когда его герой гибнет, у моего тоже жизнь летит под откос. Это важно было сыграть. И тут я на других съемках рву ахиллово сухожилие. Мне делают операцию, дальше только на костылях. И вот эти съемки с костылями пошли на пользу моему персонажу. Он сразу вырос, стал намного интереснее, чем было в сценарии. Вроде несчастный случай, а так удачно сложилось. Так что знайте: на экране мои костыли настоящие, я действительно не мог в то время нормально ходить.

В «Призраке» вы играете авиаконструктора, да и весь фильм связан с авиацией. Наверное, пришлось изучать вопрос, читать специальную литературу?

Нет, мне и тут повезло: в свое время я служил в ВДВ, во взводе спецразведки. Являлся и диверсантом, и разведчиком, и с парашютом прыгал. А раз диверсант, то с кое-какой техникой я был знаком, в том числе с самолетами и вертолетами. Мне же их угонять надо.

То есть самолетом управлять умеете?

Взлететь смогу, приземлиться – уже нет. И с вертолетом та же история: в воздух подниму, а сесть уже не получится. Но это я про авиацию знал, а если бы незнакомая сфера, пришлось бы читать. Потому что как играть ветеринара, например, если не читал учебник ветеринарии? Я вот читал, когда снимался в «Колдовской любви». До сих пор помню про энцефалопатический понос цыплят-трехдневок и сколько нужно порций серы, чтобы остановить диарею у поросят. Мне вообще все знания, полученные в жизни, в кино пригодились: и музыкальная школа по классу скрипки, и занятия гандболом, и работа поваром-кондитером. Все оказалось нужным.

Медовый месяц был на съемках

Фото №2 - Ян Цапник: «И несчастный случай – к удаче»
Фото
Сергей Тягин

С Бондарчуком понравилось сниматься? Говорят, у него характер сложный…

Характер сложный у всех, каждый из нас по-своему закрыт, имеет какие-то табу. Но есть «звезды», а есть нормальные человеческие люди. Они ходят в туалет, моются в ванной, покупают молоко и хлеб в магазине. С ними можно сесть, поговорить. С Федором было очень легко работать. Возникал контакт, когда идет обмен энергией, а не кто-то один, как вампир, все тянет на себя. И с Сережей Светлаковым, когда мы в «Горько!» и «Горько! 2» снимались, тоже получалось интересно. Мы дополняли друг друга. Хотя поначалу была дистанция, он меня по отчеству называть пытался.

На самом деле, почти такая же история была у Яна, когда он снимался в «Тихих омутах» у Эльдара Рязанова. Его партнером был Саша Абдулов. И в первый же съемочный день Александр Гаврилович оценил, как Ян работает. Пригласил нас на ужин, потом на рыбалку, так и подружились.
Абдулов после съемок подошел: «Все, хватит меня Гаврилычем называть. Давай на «ты»

Абдулов после съемок подошел: «Все, хватит меня Гаврилычем называть. Давай на «ты». Водку пьешь? Поехали». Дело было на Валдае, мы все жили рядом. И Галина была со мной по счастливой случайности: обычно я на съемки езжу один, а тут впервые взял ее. Мы тогда только расписались, денег не было и вдруг Валдай, лето, хороший номер, бесплатное питание. Получилось, что на съемках у нас был медовый месяц.

То есть Галина никакого отношения к кинопроцессу не имеет?

Нет, у нее абсолютно далекая от кино профессия: она – кандидат наук, востоковед-филолог. Вообще другой мир.

Жена родила, а я сел на бронетранспортер и уехал на съемки

1/2
Фото:
Сергей Тягин

И как же вы познакомились?

После спектакля «Солнечная ночь». Яночка тогда служил в БДТ (Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова в Петербурге. – Прим. «Антенны»).

Я ее увидел и подумал: японка. А потом оказалось, что она носит редкое имя Галя. Дальше было как у Булгакова: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!» Потом я сделал Гале предложение, мы поженились и стали жить в общежитии, в той комнате, которую мне дал театр.
Я ее увидел и подумал: японка. А потом оказалось, что она носит редкое имя Галя

И тут появился ребенок…

Да, в 2001 году у нас родилась Лизочка, и жизнь сразу обрела другой смысл. Мне пришлось больше крутиться, а Галя была так удивлена всем происходящим, что мы даже к врачу-неонатологу обращались: по неопытности Галке казалось, что с Лизой что-то не так.

Опыта не было – первый ребенок, мама потом приехала помогать. А сначала я вообще одна была: Ян забрал меня из роддома и уехал сразу же на съемки.

И ничего перенести было нельзя?

Это же был 2001 год, Владикавказ. Мы прилетели, сели на бронетранспортер и поехали с режиссером в горы – снимать «Убойную силу. Предел прочности». Режиссер был прекрасный – Сергей Снежкин.

А я, помню, села дома с кулечком и думаю: что же мне делать... А муж в это время по горам. Как же я радовалась, когда он вернулся!

Играть в «трех табуретках и двух тазиках» не хочется

Фото №5 - Ян Цапник: «И несчастный случай – к удаче»
Фото
Сергей Тягин

Ян, вы почти 14 лет служили в БДТ, даже с женой там познакомились. И вдруг в 2005-м вы из театра ушли, причем навсегда: с тех пор у вас только кино и телепроекты. Разочаровались в сцене?

Разочаровался? Да это счастье, что я прошел такую прекрасную школу! Потому что сыграть пять главных ролей в Большом драматическом и получить там несколько строгих выговоров с занесением в личное дело – это дорогого стоит. Сейчас я вижу толпы молодых актеров, которые либо громче, либо тише – другого не умеют. А я, молодой, сразу после института, стоял на одной сцене с небожителями: Кирилл Юрьевич Лавров, Олег Валерианович Басилашвили, Владислав Игнатьевич Стржельчик. Всех перечислять – времени не хватит! Это ни с чем несравнимое ощущение и это подкупает. Эта школа Великого театра переживания, которой сейчас нет. И конечно, мне было тяжело уходить. Но с зарплатой 5200 рублей невозможно прокормить семью. У Олега Валерьяновича и Алисы Бруновны тогда было немногим больше, 7 или 8 тысяч, но они могли заработать вне театра – на съемках. А меня на съемки не пускали, пришлось сделать выбор.

Обратно в театр не зовут?

Сейчас Яночку часто приглашают в театры. И хорошие предложения были, его Саша Морфов звал – талантливейший режиссер, но оба раза из-за каких-то внешних обстоятельств не получалось. Наверное, время еще не пришло.

Возможно, я привередлив, люди вон в антрепризах играют, но после того счастья, которое я испытал, исполняя главные роли в БДТ, играть в «трех табуретках и двух тазиках» даже за большие деньги не хочется.

Между козой и ланью

Фото №6 - Ян Цапник: «И несчастный случай – к удаче»
Фото
Сергей Тягин

А роли в кино и сериалах по какому принципу выбираете? С женой советуетесь?

Я стараюсь читать все сценарии, которые присылают. И могу посоветовать, но без нажима. Но последнее слово всегда остается за Яном.

Я давно уже понял, что есть сценарии, а есть «недосценарии». И этих вторых гораздо больше. Чем они отличаются? Да очень просто, если надо сказать: «Стрела пронзила лани грудь», то в этом «недосценарии» будет написано: «Козе попала пуля в попу». И так во всем. Кстати, хороший или плохой сценарий – очень легко проверить: если ты можешь в трех словах пересказать весь сюжет, сценарий хороший.

«Горько» можно пересказать в трех словах?

Да, про семью и свадьбу дочери. И «Призрак» можно. Вообще знаете, в чем прелесть известности? Я это понял совсем недавно. В том, что ты можешь отказаться от роли. Цветы, поклонники – это все здорово и приятно, но главное – возможность выбора.

Тогда почему в «Физруке» (сериал на канале ТНТ. – Прим. «Антенны) согласились сниматься? У вас же там не главная роль?

Пилотную серию «Физрука» снимал Федя Стуков, а он – один из моих любимейших режиссеров. Я его ценю безмерно, как и Жору Крыжовникова, который «Горько!» и «Горько! 2» снимал. Потому что если тебя что-то смущает в сценарии, ты должен решить: веришь ты этому режиссеру или нет. Если веришь – можно работать. Поэтому я пошел к Феде. Потом, правда, оказалось, что первый сезон «Физрука» снимает другой человек. Но я уже увлекся, тем более там Дима Нагиев, мой однокурсник, мы с ним триста лет не виделись. А тут – прекрасно поработали. Ко второму сезону и Стуков вернулся. На днях будем запускать уже третий сезон. А с Нагиевым у нас скоро еще одна работа выходит – комедия «Одной левой». Дима там играет скульптора, я – так, во втором составе, что называется, два притопа, два прихлопа, но сниматься было интересно.

Худеем всей семьей

Фото №7 - Ян Цапник: «И несчастный случай – к удаче»
Фото
Сергей Тягин

Ян, вы упомянули «Горько! 2», знаю, что ради этих съемок вам пришлось поправиться на 15 кг. Сбросить вес удалось?

Да режиссер и продюсер хотели, чтобы я выглядел посолиднее. Потом пришлось худеть. Сейчас еще несколько килограммов сброшу и стану самим собой. Сильно худеть мне нельзя: был период, когда я весил 74 кг и стал похож на пожилого мальчика-наркомана. И вдруг мне предлагают съемки в Москве, в рекламе. С деньгами было не очень – поехал. Они меня увидели: «Ой, а у нас же реклама пышек-торопыжек… как мы вас в таком виде снимать-то будем?» Я только плюнул: «Будьте вы прокляты!» Но с тех пор так сильно не худею.
Был период, когда я весил 74 кг и стал похож на пожилого мальчика-наркомана

На самом деле мы худеем и поправляемся вместе с Яном, потому что семья, постоянно готовить всем разное невозможно. И когда Яну надо было набрать вес для съемок, мы все налегали и на мучное, и на сладкое.

Кто чаще готовит в вашей семье?

Галя, конечно. Она на дому занимается переводами, иногда водит экскурсии, а главная ее забота – Лиза. Хотя я могу приготовить хоть пирожные, хоть плов – не зря же на повара-кондитера учился. Знаете, что в плове главное? Хорошее мясо и грамотно приготовленный зирвак: сначала обжариваем мясо, потом добавляем лук, после этого кладем морковь, доливаем воду и приправляем специями: зирой, барбарисом, айвой и т.д. После добавляем рис и ждем. Очень важно зиру взять хорошую, не из магазина, а настоящую, не тепличную, она черная, лопается и чуть-чуть горчит.

Дочку готовке учите?

У нее времени нет, она все время учит уроки, рисует и занимается вокалом. У нас прекрасная гимназия и хорошие учителя, но нагрузка у детей сумасшедшая. Я в каждом интервью передаю привет Министерству образования: надеюсь, что там что-нибудь изменится и в наших школах будут нормальные программы.

Можете представить, что Лиза пойдет по вашему пути и станет актрисой?

Скорее режиссером, она отлично монтирует – теперь же все программы в компьютере есть. Но я считаю, что девочке надо хорошо выйти замуж. (Смеется.) Чтобы муж был достойный, а не убогий. А то Лиза у нас очень добрая, еще в детском саду влюбилась в мальчика, который ее кубиком по голове бил. Я ей говорю: «У него же сопли!», а она: «Папа, у него совсем маленькие сопли». Вот такая у нас доченька, родилась 16 мая в 16:10. И каждый месяц 16-го числа я ее поздравляю, а если меня в этот день нет, ей присылают цветы.