Идеал красоты – пожалуй, самая непостоянная оценочная категория, которая существует в нашем мире. Предпочтения людей, касающиеся стандартов женской фигуры и модных реалий, постоянно меняются под влиянием массы факторов. То, что казалось нам некрасивым и даже неприемлемым для эксплуатации всего десять лет назад (например, джинсы с завышенной талией), сегодня становится предметом вожделения, а на модели, популярные в то время (джинсы с заниженной талией), мы не можем смотреть без улыбки. Если иронию вызывают реалии, отстоящие от нашей жизни всего на десяток лет, что уж говорить о трендах, с которыми нас разделяют столетия.
Дамские панталоны


Сложно представить, что современного мужчину можно соблазнить, показав ему оборку панталонов дамы XIX века. Даже если он увидит сей предмет гардероба в полном объеме, то соблазнится едва ли… А вот в викторианскую эпоху вид этих мешковатых штанишек, делающих бедра женщины в два раза больше, а фигуру – приземистее, буквально сводил мужчин с ума. При этом изначально панталоны не были частью базового туалета дам: до XIX века нижнего белья они не носили вовсе. Более того, панталоны пришли в женский гардероб как предмет верхней одежды. В середине XIX века американская феминистка Амелия Блумер пыталась совершить модную революцию и сделать женский гардероб более комфортным, заменив кринолины на костюмы, состоящие из укороченного платья и панталонов, похожих на восточные шаровары.
Женщины, которые поддались этому веянию, стали называться блумеристками. Движение порицалось официальной моралью, так как считалось, что женщина в брюках – это нечто непристойное. Дам, чьи панталоны были видны из-под платья, могли не принять в высшем обществе и не пустить в театр, а у мужчин панталоны на женщине стали ассоциироваться с легкодоступностью их носительницы. Движение скоро сошло на нет, но штанишки так и остались в гардеробе, правда, стали носиться под длинное платье. Когда женщина хотела соблазнить мужчину, она могла выставить ножку и показать оборку панталон. Первое время они шились длинными – до щиколоток, но постепенно стали укорачиваться и отходить в категорию нижнего белья.
Шерстяные чулки
Считается, что моду на ношение чулок для женщин ввела фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур. С этого момента вещица стала предметом вожделения женщин, ведь позволить себе носить чулки могла далеко не каждая: стоимость одной пары могла равняться годовому доходу рядового клерка. Дело в том, что чулки в тот момент были шелковыми, а шелк, как известно, ценился в XVIII веке на вес золота. Более доступными чулки стали в XIX веке, когда шелк пытались имитировать, используя тонкую шерсть.
В то время как мужчины могли носить чулки открыто, для дам обнародовать подобные гардеробные детали было непозволительно. Эта вещица стала предметом эротических фантазий и спекуляций. Узор чулок, подвязки и обмотки на туфлях, которые удерживали чулки от съезжания вниз, – все это неизменно будоражило умы ловеласов. Однако не нужно думать, что чулки, которым уделялось столько сексуального внимания, были похожи на те, которые мы носим сейчас. Вид этих изделий сегодня не может вызывать ничего, кроме улыбки. Даже те чулки, которые принадлежали самой королеве Виктории, нельзя назвать исключением.
Платье с турнюром конца XIX века
Женщина всегда стремилась подчеркнуть, приукрасить и, если того требовали реалии времени, преувеличить свои формы в нужных местах. В зависимости от тенденций, повышенное внимание уделялось либо бюсту, либо бедрам (исключение составили лишь 1920-е годы – время отрицания всякой женственности). Трансляция объемов в верхней части не вызывала особых затруднений, а вот низ до того момента, как был изобретен трикотаж, нуждался в изощренном декорировании. Чтобы придать пышности бедрам, в XVIII веке дамы носили юбки панье, в начале XIX века – кринолины; а ближе к концу викторианской эпохи (1870−1880 годы) появилось весьма забавное гардеробное изобретение – турнюр. Эта конструкция крепилась под юбкой дамы сзади, чтобы создавать эффект очень пышных ягодиц. Достигался он благодаря подложенной под юбки подушечки, размеры которой иногда были такими большими, что фигура дамы приобретала карикатурный вид. Однако смешными эти силуэты нам кажутся сегодня, в модной прессе того времени турнюры называли верхом сексуальности.
Купальный костюм начала XX века
Ничего, кроме смеха, вид первых специальных костюмов для плавания вызвать не может. Однако на тот момент, когда они появились, модель была по-настоящему сексуально-революционной. До начала XX века купаться в водоемах женщинам и мужчинам полагалось раздельно, пользуясь купальной машиной. Специальный короб спускал людей в воду с тем, чтобы с берега их не было видно. Надолго такая странная практика не задержалась, поэтому моде пришлось пойти по пути изобретения костюма, который бы позволил людям купаться без всяких машин, не опасаясь при этом за репутацию. Долгое время купальные комплекты больше напоминали укороченные повседневные, но к началу XX века стали появляться модели, отдаленно похожие на то, что мы носим сегодня. Вот только их непременно нужно было дополнять шляпкой и чулками! И даже в этом случае женщины, решавшиеся на такой туалет, считались развратницами.
Бюстгальnер «пуля» 1940-х
Как бы ни хотел Жан Поль Готье присвоить лавры изобретателя конусообразного лифчика, модные исторические реалии ему этого сделать не позволят. Его придумали задолго до того, как кутюрье предложил эту форму бунтарке Мадонне – в 1940-е годы. Правда, тогда эта модель бюстгальтера называлась bullet bra, или просто «пуля». Форма женской груди, упакованной в такое белье, действительно напоминала пулю. Мода на торчащую грудь в военное десятилетие достигла своего апогея благодаря бешеной популярности стиля пин-ап, который активно транслировался в массы с целью поддержать боевой дух солдат на фронтах. Считалось, что открытки с красивыми женщинами в пикантных позах прекрасно послужат этой цели. Однако дамы решили перенести стилистику в обычную жизнь, и постепенно тенденция была утрирована настолько, что анатомические особенности вовсе перестали читаться, а женщины зачастую выглядели просто смешно. Надолго тенденция не прижилась, уступив к концу десятилетия место более естественным вариациям белья.
Первый бюстгальтер без спинки
Изобретением 1940-х годов стал бюстгальтер, предназначенный для платьев с открытой спиной и очень глубокими декольте. Именно в это десятилетие подобные модели вечерних туалетов приобрели большую популярность. В частности, их носили голливудские актрисы, главной миссией которых в военные годы было транслирование подчеркнутой сексуальности, которая должна была радовать и поддерживать воинов, защищающих отечество на фронтах Второй мировой. Разумеется, подобные платья не позволяли носить привычное «бронированное» белье, требовались облегченные варианты, так как появляться на публике совсем без белья пока еще было слишком рискованно. Сложно сказать, насколько эффективно решал проблему первый самоклеющийся бюстгальтер, но раздеваться в нем перед мужчиной точно не стоило!
Эротические комплекты 1950-х
В 1950-е годы имя Бетти Пейдж напрямую ассоциировалось с развратом. Эта модель одной из первых стала сниматься не только в экстремально эротических комплектах, но и в стиле ню. Конечно, сегодня в ее откровенных фото мы видим больше смешного, нежели развратного, но факт остается фактом – Бетти своими снимками дала толчок сексуальной революции, которая набрала обороты в 1960-е. Согласитесь, кажется, что этот агрессивно-сексуальный наряд с конусообразным верхом и бронированным низом модель смастерила своими руками – из того, что нашла в чулане!