Как это устроено: феномен успеха бренда Zara
Фото
Legion-Media

1. Создатель бренда не ставил цели заработать денег

Создатель величайшего современного бренда Zara — испанец Амансио Ортега, как и положено всем добросовестным миллионерам, выходец из бедной семьи. В книге «Феномер Zara» он вспоминает случай, который перевернул его жизнь:

«Я помню, как однажды днем после школы я пошел с матерью за едой. Я был совсем маленьким, и она встречала меня у школы. Поэтому очень часто я вместе с ней ходил за покупками. Магазин, в который мы пришли, был одним из тех больших продовольственных магазинов с таким высоким прилавком, настолько высоким, что на самом деле я не видел, кто разговаривал с матерью, но слышал мужской голос, который произнес то, что я пронес в себе сквозь время и никогда не забываю: „Джозефа, мне очень жаль, но я больше не могу продавать тебе товары в долг“. Я был в шоке. Мне было всего 12».

Любой, кто берется за дело с целью лишь Zaraботать денег, — не настоящий бизнесмен.

Амансио Ортега, создатель бренда Zara, фото
Амансио Ортега, создатель бренда Zara
Фото
Getty Images

Несмотря на это, Амансио утверждает, что смог добиться небывалых высот в индустрии только потому, что не имел цели заработать кучу денег.

«Если это правда, что я Zaraботал много денег, то это потому, что они никогда не были моей целью, — сказал он мне совсем недавно. — Пойду дальше — на мой взгляд, любой, кто берется за дело с целью лишь Zaraботать денег, — не настоящий бизнесмен».

После случая в продуктовом магазине Амансио Ортега бросил школу и устроился работать ассистентом по продажам в магазин-ателье — все для того, чтобы та история больше никогда не повторилась с его мамой. Здесь он постигает азы кройки, шитья и ведения бизнеса:

«Я не получил образования в школе. Но что имеет значение — это способность ставить перед собой цели и делать все ради их достижения».

Далее следовали годы упорного труда. В 17 лет будущий магнат уходит на должность ассистента в компанию La Maja, где уже работали его старшие брат и сестра. Талант юнца заметили и вскоре повысили до менеджера. Кстати, на его место пришла 16-летняя Розалиа Мера Гойенчев, на которой он женился через два года.

Во время своей работы в La Maja Амансио сгенерировал много свежих идей. Одну из них он решил воплотить в жизнь сам, а именно — шить одежду вручную, но из фабричной ткани. Он уволился и в 1963 году основал мастерскую домашнего пошива одежды вместе со своим братом Антонио. На их счету было меньше 20 евро, но это не испугало молодых людей. В небольшой мастерской семейство производило модные стеганые халаты, которые отшивали первая жена Амансио и его сводная сестра. У ребят была та самая коммерческая жилка, поэтому дела пошли в гору. Вскоре они выкупили и стали экспортировать одежду других испанских марок. А тут уже и до своего розничного магазина недалеко.

Хотя как сказать недалеко — 10 лет. Первый розничный магазин Zara был открыт в 1975 году на центральной улице в Ла-Корунье, родном городе Амансио.

2. Одна коллекция в 10 дней

Изначально Амансио хотел назвать компанию Zorba в честь персонажа любимого актера Энтони Куинна в фильме «Грек Зорба». Но авторское право на имя персонажа — вещь упрямая. Zara так Zara:

«Названия сетей должны быть в одно слово, потому что так их легче запомнить. И хорошо, если они короткие и звучат нормально на других языках».

В первом бутике Zara были представлены копии одежды популярных модных домов, но за меньшие деньги. Это снискало славу у местного населения — а кто не хочет, например, платье Шанель за копейки? Так что бизнес пришлось расширять и открывать новые магазины.

Параллельно Амансио Ортега озаботился созданием новой бизнес-модели, которая позже стала прорывом. Его не устраивало, что между созданием дизайна и поступлением коллекции в продажу проходят целых полгода! Нужно было как-то ускорить этот процесс, потому что 2−3 коллекции в год — слишком мало для амбициозного парня. В этом деле большую роль сыграл Хосе Мария Кастеллано, который стал работать с Ортегой в 1984 году и взял на себя разработку компьютеризованной схемы распространения товара. И у него получилось! Теперь линия одежды поступала на полки в магазинах уже через 10−15 дней! Только вдумайтесь в эти цифры: 10 дней против полугода.

3. Принцип работы Zara — это прорыв!

Дизайнеры бренда Zara, фото
Дизайнеры бренда Zara постоянно изучают модные журналы, посещают показы
Фото
Getty Images

Все детали своего успеха компания, конечно, не разглашает, но известно, что только в конце XX века она набрала более 200 дизайнеров, которые разрабатывали коллекции на основе текущих трендов. Большой штат, модернизированное производство — и вот новые коллекции Zara расходятся как горячие пирожки. Уже к концу 1985 года компания насчитывала более 80 собственных магазинов в Испании, в которых ассортимент менялся каждые две недели. Это не оставляло модницам времени на раздумья — брать или не брать, а, наоборот, заставляло чаще заглядывать в любимый бутик.

Модники во всем мире любят Zara за то, что та позволяет носить то, что недавно было презентовано на модных подиумах. И не спустя год, когда тренды снизойдут до простого обывателя, а одновременно с теми, кто может себе позволить Gucci и Dior. И ведь разница почти не видна! Поэтому одежду, обувь и аксессуары Zara любят и селебрити, и мы с вами. Все хотят выглядеть хорошо и при этом экономить.

Zara не копирует, как предполагают некоторые, но вдохновляется тем, что видит.

Для того чтобы быть впереди всех, у Zara есть особый отдел, который изучает модные журналы, посещает показы, раскраивает одежду других марок, чтобы перенять, например, крутой крой для своих изделий. Также они путешествуют по миру, изучают, что носят люди в разных странах, каким цветам и крою отдают предпочтение, а с каких трендсеттеров берут пример.

+1

Итак, когда определились с трендами, наступает пора создания прототипа коллекции. Эти вещи тестируют на реальных людях. Те, что прошли испытания успешно, попадают в руки модельеров, которые готовят выкройки. Далее — получение одобрения на производство вещи, поиск наиболее выгодных вариантов ее производства. Примерно 25% коллекции производится еще до начала сезона.

У нас есть возможность полностью отказаться от какой-то линии, если она не продается, мы можем наполнить коллекции новыми цветами и создать новый стиль всего за несколько дней.

Клиентоориентированность Амансио Ортеги не позволила ему остановиться только на Zara для женщин среднего класса. В 1991 году он основал бренд Pull & Bear для молодежи. Позже купил долю в более дорогом Massimo Dutti, но через пять лет уже полностью владел и этим брендом. В 1998-м открывается Bershka — тоже одежда для молодежи, но более праздничная, чем в Pull & Bear. В 1999 году в тинейджерском полку снова прибыло — бренд Stradivarius. В 2000-е годы у компании появился бренд аксессуаров Uterqüe. Все компании объединены под флагом Inditex.

4. 6 правил Zara

У компании есть шесть фундаментальных правил, которых придерживается весь персонал в любой стране:

  • всегда улыбайтесь;

  • сохраняйте приятное выражение лица;

  • держите в руках ручку, чтобы записать важную информацию;

  • менеджер должен быть более других заинтересован в клиентах;

  • примерочные — важная точка в процессе продаж;

  • во всем магазине важно проявлять терпение.

5. Zara сегодня

Магазин Zara, фото
У бренда более 1500 магазинов в 68 странах мира
Фото
Getty Images

Сегодня у бренда более 1500 магазинов, расположенных в 68 странах мира. Обновление ассортимента происходит два раза в неделю. Вещи в магазинах сортируют для удобства потребителей по цвету, а не по фасону. Вы не встретите в бутиках продавцов, навязывающих ту или иную модель, ассортимент обновляется настолько быстро, что их цель — расширение продаж, а не реализация конкретной вещи. Лидером по количеству бутиков ZARA по-прежнему остается Испания — около 500 магазинов. Для сравнения: Франция — более 100, Италия — чуть больше 100, Россия — 84, США — 42, Канада — 15.