1/5
Фото:
постер фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

«Хоббит: Пустошь Смауга»

Да-да, вы наверняка уже в курсе, что режиссер Питер Джексон не умеет снимать фильмы короче двух часов. А еще он обожает пейзажи Новой Зеландии, компьютерных чудовищ и грызть морковку. При этом по праву считается одним из самых кассовых режиссеров в XXI веке.

Но вот с «Хоббитом» ему явно не везет. Первую часть трилогии киноакадемия прокатила и не дала вообще ни одной награды. Хотя до этого фильмы серии «Властелин колец» регулярно брали полный мешок «Оскаров» (за визуальные эффекты – в обязательном порядке).

Чтобы не рисковать на этот раз, в «Пустошь Смауга» Джексон напихал столько всего, что оскаровский комитет запарился делать видеонарезку для церемонии: эпическая битва в паутине, статуя из жидкого золота, заплыв гномов по бушующей реке в бочках, явление Некромансера и колдовские штучки Гэндальфа… А еще во время драки злобный гоблин разбивает нос Орландо Блума в кровь. И тут уж многие нервические девушки не выдерживают, падают в обморок. Все остальные мстительно шипят: «Это тебе за то, что Миранду обидел

Смауг, дракон, Хоббит, Властелин колец
Вот так Смауг улыбается
Фото
кадр из фильма «Хоббит: пустошь Смауга»

Но главную ставку Джексон и его команда сделали, конечно, на чещуйчатого гада.

Во-первых, потому, что все любят смотреть на драконов. Во-вторых, его же срисовали с Бенедикта нашего Камбербэтча – самого популярного на данный момент актера в мире (как бы он сам ни скромничал в интервью).

– Дракон жадный, гордый и самовлюбленный, – рассказывает Бенедикт. – Считает себя непобедимым, и в этом его главная ошибка. Он слишком долго говорит с хоббитом, играет с ним как кошка с мышкой. Это губит всех отрицательных персонажей в кино: они считают себя неуязвимыми и поэтому допускают роковую ошибку – недооценивают соперника. В результате их побеждают. Мне понравилось играть Смауга, он прямо оживший символ капитализма.

Рисовали злодейскую рептилию два месяца. Для этого Камбербэтч изучал повадки игуан и варанов в лондонском зоопарке, а потом, увешанный датчиками, смешно вытягивал шею и облизывал губы. Мед-лен-но и печально. Дальше каждая чешуйка прошла цифровую обработку. И стало страшно: даже Мартин Фримен, исполнитель роли Бильбо, уж на что давным-давно знает своего коллегу по «Шерлоку», а все равно испугался.

И если этот титанический труд не оценят американские киноакадемики, то значит, сердца у них нет!

1/6
Фото:
постер фильма «Железный Человек – 3»

«Железный Человек – 3»

Только в сказках на третий раз можно вытянуть золотую рыбку. Но здесь так и получилось: продолжение саги про Тони Старка (его по-прежнему играет Роберт Дауни – младший) невероятно понравилось зрителям. Они даже проголосовали за это рублем. Ну, то есть долларом. «Железный Человек – 3» заработал в мировом прокате 1,2 миллиарда долларов. Ни у кого из конкурентов в данной номинации подобных доходов и близко не наблюдается.

Одна из самых роскошных сцен – тотальное уничтожение особняка главного героя. Декорации строили 4 месяца, а разрушили за пару съемочных дней. Причем здесь обошлось без особого вмешательства компьютерных гениев: просто вся конструкция была построена на специальной платформе, которая наклоняла дом аж на 45 градусов. Это позволило снимать атаку на особняк с разных ракурсов. Да и обошлось, прямо скажем, дешевле цифрового Армагеддона. Для пущего эффекта пару макетов разрушили в специальном аквариуме – когда снимаешь под водой, осколки разлетаются мед-лен-но. И печально, ага.

Не менее интересно решена воздушная сцена: там по сюжету 13 человек выпадают из самолета (правду говорят, 13 – несчастливое число). И Железный Человек пытается их всех спасти. Мечется среди облаков, понимает, что костюмчик не выдержит – столько народу сразу. Драматичный момент, одним словом. Снимали его 10 дней и – опять же – с минимальным вторжением компьютерной графики. Наняли 600 парашютистов, три дня выверяли график прыжков. Спланировали все до секунды. И в результате получили номинацию на «Оскар».

Первые два фильма серии «Железный Человек» также номинировались за визуальные эффекты, но… обломали зубы. Заветную статуэтку уступили «Аватару» и, что куда более обидно, «Золотому компасу» (кто сейчас вспомнит эту ерундовину?!). Расстроенный режиссер Джон Фавро во многом из-за этого и бросил проект. Посмотрим, улыбнется ли удача Шейну Блэку. Говорят, новичкам везет.

1/5
Фото:
постер фильма «Гравитация»

«Гравитация»

Про этот блокбастер не написал только ленивый. Сразу 10 номинаций на «Оскар». При этом и у Джорджа Клуни, и у Сандры Буллок статуэтки уже есть. А букмекеры принимают ставки, что минимум одну награду кино возьмет. И вполне возможно, как раз за визуальные эффекты, ведь больше половины всего кино создано при помощи цифровых технологий. Съемки закончились в июле 2011-го, а потом еще два года команда художников рисовала космос на компьютере.

Культовый режиссер Джеймс КэмеронТитаник», «Аватар») посоветовал своему другу Альфонсо Куарону, когда тот снимал фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана», хорошую британскую компанию по разработке спецэффектов. Тогда компьютерные гении не пригодились – все чудеса сделали «на коленке» и за копейки. А когда Куарон задумал «Гравитацию», он уже знал, к кому обращаться.

Для сцен с выходом в открытый космос Сандру Буллок и Джорджа Клуни засунули в специальный ящик с датчиками. Снимали только лица актеров и то, как меняется освещение на лицах: повернись, Клуни, к Солнцу передом, к Луне – боком. Только мед-лен-но! Невесомость все-таки.

– Мне понравилось носить скафандр, – призналась Сандра Буллок. – Но это было так редко. Чаще всего я сидела в ящике и слушала команды режиссера: повернись, зажмурься, стоп! Во время съемок вообще не было ощущения цельного сюжета. Я даже не понимала – сейчас снимается середина фильма или уже конец. Но результат превзошел все ожидания.

И все-таки главным спецэффектом режиссер фильма назвал… дыхание актрисы. Он считает, что Сандра именно сменой ритмов своего дыхания лучше всего (да что там – гениально!) передает эмоции на экране. Как здесь не вспомнить старика Крылова: «от радости в зобу дыханье сперло!» И вот эта работа актрисы впечатлила Куарона больше, чем все визуальные эффекты вместе взятые.

По-моему, он просто влюбился, нет?!

1/3
Фото:
постер фильма «Одинокий рейнджер»

«Одинокий рейнджер»

Самый спорный фильм-2013. С одной стороны – звездный режиссер Гор Вербински («Пираты Карибского моря» и «Звонок»), Хелена Бонем-Картер и Джонни Депп. С другой – провал в кинотеатрах, только-только собрали 250 миллионов долларов, чтобы отбить расходы на съемки. Главных героев на «Оскар» не выдвинули, это тоже минус. Получается, номинация за визуальные эффекты – последний шанс спасти блокбастер от противного ярлыка «провал года».

Но будем справедливыми: эффектов внутри предостаточно и большая часть бюджета ушла именно на них. Одних только рельсов на съемочную площадку завезли 182 тонны. Построили настоящую ветку железной дороги (8 км длиной!) и город в пустыне. Восстановили два паровоза столетней давности. И на них-то сделали ставку. Погоня на раритетных паровозах, скачущие по крышам вагонов кони – все это снималось по-настоящему, без компьютерной графики. На скорости в 50 км/ч, между прочим. Конечно, в этих съемках участвовали каскадеры, а не звезды Голливуда. Но все равно получилось очень волнительно. Именно эту сцену и показали в презентации номинантов на «Оскар».

Гор Вербински во всех своих фильмах старается добиться полного соответствия с эпохой. Для «Пиратов» он требовал построить настоящие деревянные парусники, теперь вот – паровозы.

Костюмы – это тоже визуальный эффект. Для того чтобы сапоги ковбоев, индейцев и старателей выглядели старыми и поношенными, режиссер велел забросить их в бетономешалку. И крутить там неделю-другую, пока не дойдут до кондиции. А одежду «состаривали» при помощи кухонных терок.

За полгода работы было отснято материала почти на 800 часов. В результате нарезали всего два часа и выпустили в прокат. И вот тут возникает вопрос: а может быть, нарезали неправильно? Потому и не стал фильм событием года. Несмотря на Джонни Деппа, про которого за весь фильм и сказать-то нечего. Разве что грим у него был забавный… Кстати, за грим и прически «Одинокий рейнджер» также получил номинацию на «Оскар» в этом году. Но есть предчувствие, что и там не дадут!

1/5
Фото:
постер фильма «Стартрек: Возмездие»

«Стартрек: Возмездие»

И снова космос!

И снова Камбербэтч!

Плюс еще уникальные съемки. Дело в том, что продюсеры настаивали снимать фильм в 3D(потому что это модно), а режиссер Джей Джей Абрамс настаивал на технологии IMAX (не менее модной, кстати). В результате студия пошла на уступки, мастер сделал по-своему, в привычном 2D. Но потом во время монтажа кино все равно переделали в 3D. И ради всей этой суеты выбросили на воздух пару годовых бюджетов Люксембурга, подумаешь…

За первый «Звездный путь» Абрамс «Оскара» заполучил. Как раз за визуальные эффекты. И теперь требует: повторить! Но при этом он не создает в своих фильмах ничего нового, прогрессивного. Нет у него головокружительных сцен, до которых охоч Джордж Лукас в «Звездных войнах». Ну, знаете, когда камера резко падает на три этажа вниз, зрители в зале чувствуют, как пол уходит из-под ног, а слева – БЕРЕГИСЬ! – летит астероид. Или лазерный меч чпокает. Джей Джей гораздо академичнее, не склонен к экспериментам.

Хотя Камбербэтч может вытянуть. Бенедикт и здесь играет злодея. Вообще ощущение, что кроме Шерлока он положительных героев не играл (да и Холмс у него далеко не пай-мальчик, ага). Есть легенда, что на кинопробы актер не явился, а просто снял себя на кухне при помощи iPhoneи отправил режиссеру. А когда Камбербэтчу везли сценарий, охранник приковал чемодан к запястью наручниками. Потому что все снималось в строжайшем секрете. А еще для съемок Бенедикт два месяца интенсивно качал мускулы в спортзале. Нужно было быть покрупнее, злодей все-таки. И размер одежды поменялся с 38-го аж на 42-й. Хотя обычно такие вот истории рассказывают для того, чтобы на премьеру ломанулось как можно больше фанатов.

Из всей пятерки номинантов на «Оскар» за визуальные эффекты «Стартрек: Возмездие» подвергся наибольшей критике. Именно за визуальные эффекты. Но награждение статуэтками непредсказуемо, проще 6 из 49 угадать. Поэтому не исключено, не исключено…

Увидим все сами 2 марта. На сайте Woman’sDay, разумеется.