Достижения и награды

Вуди Аллен c Кейт Бланшетт на премьере фильма "Жасмин"
Вуди Аллен c Кейт Бланшетт на премьере фильма «Жасмин»
Фото
Getty

Есть у режиссера и другая весомая причина не смотреть церемонию: «Они всегда проводят ее в воскресенье вечером, а в это время идет баскетбол. Я большой поклонник баскетбола. Мне доставляет огромное удовольствие прийти домой, забраться в постель и смотреть баскетбол. Вот что я и делаю».

Исключением стал единственный раз. В 2002 году Американская киноакадемия прислала Вуди Аллену специальное приглашение на «Оскар». Церемония проходила всего полгода спустя после теракта в Нью-Йорке. Тогда Аллен отправился в Лос-Анджелес – выразил соболезнования и призвал режиссеров не прекращать снимать кино в его любимом Нью-Йорке.

А между тем отсутствие режиссера никак не действует на организаторов кинопремии. Фильмы Аллена все номинируют и номинируют. Его вообще награды любят, хотя и без взаимности – даже полученные статуэтки «Оскар» режиссер раздаривает. За всю творческую деятельность Аллену доставались четыре «Оскара» – два за «Энни Холл» (1978 г.), за «Полночь в Париже» (2012 г.) и фильм «Ханна и ее сестры» (1987 г.), несколько французских кинопремий «Сезар» (за лучший иностранный фильм: сначала в 1980-м за «Манхэттен», а затем в 1986-м за «Пурпурную розу Каира»), «Золотой глобус» за лучший сценарий к «Пурпурной розе Каира». А в 1995 году в Венеции Вуди Аллен получил «Золотого льва» за вклад в кинематографическое искусство. В 2002-м – еще одну премию за общий вклад в кинематографию, на этот раз редкую «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей», вручаемую на Каннском фестивале. Помимо него, эта награда досталась лишь Ингмару Бергману. В этом году Аллен был удостоен премии «Золотой глобус» за жизненный вклад в мировое киноискусство.

История успеха

Вуди Аллен во время сьемок фильма «Энни Холл»
Вуди Аллен во время сьемок фильма «Энни Холл»
Фото
Getty

Вуди влюбился в кино в три года, когда мама отвела его посмотреть фильм «Белоснежка». С тех пор кинотеатры стали его вторым домом.

В детстве будущего мастера дразнили Рыжиком. И хотя потом в своих фильмах он изображал себя как человека физически слабого и некомпанейского, в школе он отлично играл в баскетбол и бейсбол, показывал различные фокусы и был окружен многочисленными товарищами.

Еще в школьные годы, чтобы заработать денег, Аллен Стюарт Конигсберг (настоящее имя режиссера, а в 17 лет сменил его на Хейвуд Аллен) начал писать шутки для газетных колонок. Тогда же и появился псевдоним Вуди Аллен.

После школы Вуди пробует учиться в Нью-Йоркском университете на курсе коммуникации и кинематографии. Однако часто прогуливает, набирает «хвосты» и в итоге вылетает оттуда.

Первой работой Вуди Аллена в кино стал сценарий к фильму «Что нового, кошечка?» (1965 г.). До этой картины Аллен уже 15 лет работал на телевидении – писал сценарии для популярных ток-шоу и богател: за неделю работы в шоу «Час Сизара» он получал до $1500.

Как режиссер Аллен дебютировал год спустя. Это был фильм «В чем дело, тигрица Лили?».

Все первые фильмы Вуди Аллен преимущественно шутил – грубо и изобретательно. А первый «Оскар» ему принес фильм «Энни Холл» – он победил сразу в нескольких номинациях. В нем юмор и драма уживаются вместе, как, впрочем, и в других алленовских фильмах.

«Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией, – говорит режиссер. – Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все время ходить разбитым».

В 80-е годы Вуди Аллен впадает в уныние и утверждает: «Я больше не хочу снимать смешные фильмы». Однако спустя 10 лет к режиссеру возвращается веселое настроение и выходят его «Пули над Бродвеем», а затем мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя».

За всю жизнь Вуди Аллен написал сценарии к 67 фильмам, снял 48 картин и в 39 сыграл сам. «Я люблю свою профессию, – рассказывает Вуди Аллен, – но если бы ее у меня отняли, я с удовольствием занялся бы чем-нибудь еще. Поработал бы в театре или сидел бы дома и писал. А может, просто бездельничал бы, и тоже с удовольствием. Вставал бы утром, гулял, шел в музей или в кино, потом возвращался бы к себе, общался с женой, смотрел бейсбол по телевизору. Не так уж плохо, верно?»

Верно. Но тогда мы бы сейчас не увидели номинанта на «Оскар» – фильм «Жасмин».

Личная жизнь

1/3
Вуди Аллен c Дайаной Китон
Фото:
Getty

Женщин, как и фильмов, в жизни Вуди Аллена тоже было много. Впервые он женился в 20-летнем возрасте, будучи студентом, на Харлин Розен. Вместе они прожили 6 лет. И следующий брак оказался недолгим – с актрисой Луизой Лассер он продлился всего 3 года.

В 70-м году у режиссера снова появилась муза. На этот раз в воплощении Дайаны Китон. Аллен снял ее в восьми своих картинах. Причем за роль в фильме «Энни Холл» Дайана получила «Оскар».

С актрисой Миа Фэрроу Аллен познакомился в конце 1979 году: окна их квартир располагались напротив, и Миа с Вуди любили махать друг другу, когда разговаривали по телефону. Их отношения продолжались на протяжении 12 лет. Аллен снял Миа Фэрроу в 13 картинах. Первой их совместной работой стал фильм «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (1982), а последней – «Мужья и жены» (1992).

В 1985 году они удочерили брата и сестру: Мозеса и Дилан. Кроме того, Вуди Аллен удочерил трех детей, взятых на воспитание Миа, в том числе Сун-И. Через два года у Миа с Вуди родился сын Сэтчел. Вскоре Вуди бросил Фэрроу ради ее 22-летней приемной дочери Сун-И и женился на ней.

Тогда Фэрроу публично обвинила Аллена в растлении малолетних, якобы он домогался их несовершеннолетней Дилан. Однако доказательств обвинений не предоставила. 1 февраля 2014 года уже сама Дилан рассказала на весь мир о приемном отце-извращенце. Режиссер назвал обвинения ложными, мол, все это выдумала его бывшая: «Если сильная мать учит ранимого ребенка с семи лет ненавидеть отца, потому что он монстр, – говорит режиссер, – то так ли уж странно, что после долгих лет такой «обработки» соответствующий образ утвердился в ее сознании?»

Сейчас Вуди Аллен вместе с супругой Сун-И воспитывает двух удочеренных девочек. А вот с родным сыном из-за семейных разборок режиссер не общается.